Амиржан Косанов: Мы должны избавить историю от «измов»

10530

Почему именно сейчас нужно системно и беспристрастно изучать историю Казахстана, объясняет политик Амиржан Косанов

По прошествии некоторого времени после выхода программной статьи «Семь граней Великой степи» политик Амиржан Косанов высказал своё мнение по поводу своевременности изучения исторического прошлого. Объективный взгляд на события, личности и даты, считает он, необходим для движения вперёд современного общества. Свои мысли Амиржан Косанов высказал в интервью Forbes.kz.

F: Амиржан, какова ваша общая оценка статьи?

- В целом положительная. В отличие от многих статей президента, в ней есть как общее, научное, мировоззренчески-философское, так и личное, прочувствованное.

В статье сделана попытка систематизации наиболее актуальных проблем, касающихся как исторической науки, так и исторического сознания в целом. Есть как и обобщения, так и конкретизация отдельных направлений и тем.

Лидер любого государства должен время от времени предлагать обществу своё личное видение наиболее значимых явлений, определять перспективы конкретных сфер общественного бытия. Есть, конечно, такой жанр, как ежегодное послание. Но, видимо, не все идеи, которыми хотел бы поделиться президент, вмещаются в его рамки. Вот и появляются такие статьи.

F: Как вы думаете, в чем причина последовательного обращения президента к теме духовности, исторической памяти?

- Не секрет, что институты власти, и президент в том числе, у нас во многом ассоциируются с политическими, экономическими, социальными проблемами, текущими аспектами деятельности госорганов и тд. И это вполне естественно, ибо именно эти сферы наиболее важны для простых людей. Возможно, президент, как политик, чувствует, что в этой общей суматохе появляется некий идеологический вакуум и многие вопросы, в том числе духовной сферы, остаются без внимания.

К сожалению, общественные институты достаточно пассивны и крайне неэффективны в формировании повестки дня в этой важнейшей сфере (и не только). Многие общественные институты, призванные быть застрельщиками этих тем, до сих пор не вышли из шинели совка и всё время ждут команды сверху. Да, есть отдельные всплески активности и эмоций, но нет осязаемого и полномасштабного общественного тренда, самоорганизации граждан. Вот и приходится, видимо, власти в лице президента заполнять это пустующее пространство. Которое, кстати, может заполниться другими, в том числе и вредоносными и опасными для страны идеями: как известно, в идеологии вакуума не бывает.

F: Что бы вы отметили как главные аспекты данной статьи?

- На мой взгляд, самый главный посыл заключается в том, что нужно не только глубоко и системно изучать Историю (в многогранном и самом широком понимании этого действа как процесса), но и, что для меня самое важное, делать соответствующие выводы из опыта прошлого. Без этих уроков (порой горьких и неприятных) любые исторические изыскания тщетны и бесполезны, они останутся только на бумаге. Важно, чтобы история вышла из закрытых и тихих анналов научных центров и библиотек и пошла в народ, стала духовным актором современности.

На мой взгляд, именно такой подход, такая цель оправдывают тот факт, что за эту тему взялся руководитель государства.

Для меня, как гражданина и политика, заявленная президентом идея возвращения к своим историческим корням означает не только конкретизацию исторических дат и событий. Это, прежде всего, «возвращение на круги своя», когда народ был главным действующим лицом истории, а такие демократические понятия, как выборы и свобода слова, были составной частью казахской цивилизации! Казахи уже прошли школу степной демократии, её основные принципы у нас в генах!

Есть недостатки исторической науки, которые на виду.

Мы много говорим и пишем о выдающихся деятелях, ханах, биях и батырах тех времён, но нет обстоятельного анализа социально-экономической, общественно-политической ситуации.

У нас деформировано историческое сознание, мы склонны чересчур идеализировать свое прошлое, чрезмерно абсолютизировать отдельные персоны, описывая их как идеальных, без всяких человеческих и политических недостатков людей. От этого они становятся какими-то глянцевыми, не живыми и потому неправдоподобными.

Нужен новый, критический подход в оценке тех или иных периодов истории страны. В том числе честный и беспристрастный разговор о трагических, неоднозначных событиях и персонах разных лет.

Образно говоря, мы должны избавить историческое сознание от четырёх «измов».

От исторического примитивизма, когда все сводится к белому и чёрному восприятию былого.

От исторического эгоцентризма, когда история казахов рассматривается вне контекста других наций и конкретных исторических реалий.

От исторического трайбализма, когда «каждый кулик хвалит свое болото».

От исторического идеологизма, когда исторические события и фигуры рассматриваются через призму существующих идеологических стереотипов и мифологем и зависят от текущей политической конъюнктуры.

Для всего этого нужен один контр-«изм» - исторический объективизм!

F: Какова будет, на ваш взгляд, реакция общества? Ведь, казалось бы, есть и другие, не менее важные вопросы, требующие внимания и вмешательства президента. Есть также и оппозиционные круги, которые с изрядной долей критики относятся к новациям власти в духовной сфере.

- Давайте скажем откровенно: у части общества существует определенный скепсис в отношении инициатив власти в духовной сфере.

Видимо, такие настроения исходят из того обстоятельства, что на фоне кричащих проблем в других сферах жизни общества проблемы духовного развития кажутся не такими уж актуальными. Дёгтя в бочку меда добавляют чрезмерно ретивые чиновники среднего звена, которые превратили полезную для страны программу в свой собственный пиар, без решения иных, насущных проблем ведомства или региона. Добавьте сюда их излишнее шапкозакидательство и рапортоманию.

Но, на мой взгляд, полное отрицание важности духовной сферы неприемлемо, это абсолютно ущербный и опасный подход!

Другое дело, что такого рода инициативы были бы как максимально приближены к жизни и реалистичны, так и полезны и применимы в исторической перспективе.

Есть определённая девальвация таких понятий, как «Ұлы дала» («Великая степь») из-за частого, по поводу и без оного, их упоминания. Масла в огонь добавляет и дурная практика, когда на местах любое мало-мальское культурное мероприятие, в том числе и юбилеи ныне здравствующих деятелей культуры, проводят в рамках программы «Рухани жаңғыру». Как будто без этой программы они не праздновали бы свои даты. Кстати, об этом говорил сам президент.

Есть и другой, и не только языковой аспект. У части общества, в том числе и русскоязычной, есть определённое непонимание актуальности возрождения казахского языка, народных традиций, более углублённого изучения истории казахского народа. Учитывая, что до обретения независимости все эти вопросы были заложниками большевистско-коммунистической идеологии с её пресловутым классовым подходом и находились на периферии официальной политики, теперь ренессанс языка, культуры и поиска исторических корней - это вполне закономерное, если хотите, необходимое условие для движения вперёд современного казахстанского общества.

Кстати, в своё время я поддержал дух и новации программы «Рухани жаңғыру». Я исходил из того, что несмотря на существенные различия в оценке текущей ситуации в стране, взаимную критику и политическое неприятие, в таких направлениях, как развитие духовной сферы, привитие общенациональных ценностей, все – и плюралистическое общество, и однопартийная власть – должны объединять свои позитивные усилия. В этой связи и оппозиция, как составная часть общества, не может стоять в стороне от такого важного процесса. Участие всех сегментов общества только усилит любое начинание со стороны власти.

F: Для реализации идей, озвученных в статье, президент обозначил ряд конкретных проектов. Что вы скажете о них?

- Все озвученные президентом конкретные проекты актуальны и востребованы.

Но, честно говоря, я не сторонник того, чтобы детализация таких проектов звучала из уст президента: всё течет, все меняется, и любые планы могут измениться. Мне кажется, должно быть правило: президент озвучивает главные тренды и пути их решения, а конкретизация форм и методов реализации этих идей должно быть прерогативой правительства и министерств.

У нас в силу разных причин сама история чересчур мифологизирована и, как следствие, мистифицирована, по этой причине мне по душе проект «Архив-2025», который позволит легитимизировать отдельные периоды нашего слишком уж непредсказуемого прошлого.

Тема архивов важна ещё и тем, что со времен приснопамятного политбюро многие важнейшие документы, имеющие отношение к древней и новейшей истории Казахстана, скорее всего, находятся в бывшей метрополии. Важно обеспечить полный доступ к ним, возврат их в анналы казахстанского архива.

Один из недостатков многих государственных программ в том, что их реализацией занимаются или узкие специалисты, или только чиновники. Уверен, что в процесс перезагрузки исторической науки и исторического сознания должно включиться само общество: без его широкой и заинтересованной поддержки нельзя достичь намеченных целей.

F: К каким конкретным, осязаемым и полезным для общества и его развития результатам может привести статья?

- Думаю, что статья даст толчок для качественно нового этапа развития исторической науки. Будет систематизирован весь комплекс деятельности различных, иногда дублирующих друг друга научных центров. Уверен, что увеличение финансирования исторических исследований в рамках конкретных проектов будет способствовать притоку молодых ученых в науку, ведь не секрет, что из-за мизерной зарплаты многие таланты ушли в другие сферы самореализации.

Будут пересмотрены основные принципы в оценке истории, навязанные однобокой, классовой интерпретацией прошлого, ибо не только романы и поэмы тех времен, но и вся наша предыдущая история написана корявым методом социалистического реализма! Думаю, что именно это обстоятельство позволит усилить акценты в оценке советской исторической науки и будет катализатором периодически заявляемых властью лозунгов о необходимости десоветизации и деколонизации.

Немаловажно и то, что возвращение к своим исконным казахским духовным, мировоззренческим истокам также будет способствовать выработке у молодежи иммунитета от всего наносного в религиозном миропонимании: религиозного радикализма, экстремизма и сектантства. Эти разрушающие мир и сознание антигуманные идеи никогда не были близки казахам.

И последнее. Уверен, что проблемы духовной сферы, которые сейчас выходят на первый план в идеологической деятельности государства, не должны рассматриваться отдельно от других, не менее важных проблем, которые актуальны для Казахстана - это и вопросы, связанные с проводимой властью социальной-экономической политикой и ситуацией с политическим правами и свободами граждан. Без такого комплексного подхода сложно будет реализовать одну, отдельно взятую идею.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить