Поступить из карантина. Как сервис Joo.kz помогает абитуриентам и системе образования

14239

Этот год был одним из самых стрессовых для казахстанских абитуриентов

Канат Уксикбаев и Шынгыз Сакыпкерей
ФОТО: Андрей Лунин
Канат Уксикбаев и Шынгыз Сакыпкерей

Удаленная подготовка к ЕНТ, проблемы с интернетом, перегруженность местных серверов и техническая неготовность не только учеников, но и учителей ввели всех в ступор. Однако пандемия – это не только про все самое плохое. Одним из позитивных событий стало появление приложения Joo.kz (жоғарғы оқу орындары – высшие учебные заведения), которое помогает абитуриенту узнать не только о набранных баллах, но и о том, куда он с этими баллами может пройти на грант, а также получить консультацию от специалистов.

По словам основателей проекта 34-летнего Каната Уксикбаева и 27-летнего Шынгыза Сакыпкерея, в прошлом году они четыре раза приходили в Министерство образования и пытались договориться о партнерстве, но тщетно. В этом же году кризисная ситуация заставила чиновников из министерства и Национального центра тестирования проявить заинтересованность – ребята смогли получить свой договор, и уже к концу лета Joo.kz собрал базу в 70 тыс. пользователей.

Математика и Excel

Канат подошел к созданию Joo.kz, имея за плечами 14 лет работы в сфере образования. Отучившись в кызылординском КТЛ, он решил продолжить обучение в Университете Сулеймана Демиреля в Алматы по специальности IT. После окончания начал преподавать сначала математику и алгебру в школах и образовательных центрах, а затем высшую математику – в КБТУ и СДУ.

- Так как я всегда тесно работал с абитуриентами, они часто подходили ко мне и спрашивали про гранты, про проходные баллы, обращались за советом, куда лучше поступить, – рассказывает собеседник.

Мысль о том, как можно лучше помочь молодежи с выбором вуза, зрела долго. Только в 2018  Канат решился наконец попробовать создать, как он сам говорит, «продукт с минимальной жизнеспособностью».

- Летом 2018-го я создал таблицу в Excel, где можно было выбрать профильные предметы, баллы и смотреть, куда можно поступить с такими баллами. Запустив онлайн-трансляцию с презентацией, быстро собрал 20 тыс. просмотров. И тогда подумал, что можно ведь продавать результаты выпускникам. Поставил скромную цену в тысячу тенге, абитуриенты отправляли мне свои профильные предметы и баллы, а я высылал им в ответ скриншоты с вариантами, куда они могут поступить на грант, – улыбаясь вспоминает он.

За два дня Канат получил больше тысячи заявок, но, поскольку начинал он самостоятельно, обработать все вручную физически не смог – ответил лишь на 540 заявок и заработал таким образом 540 тыс. тенге. Однако Канат понял, что в принципе может помочь еще большему числу выпускников и получить еще больше дохода. Все заработанные деньги он решил вложить в автоматизацию. Дополнительно его друг внес 1 млн тенге – Канат называет это «ангельскими инвестициями».

Собранная сумма предназначалась на создание сайта. В 2019 году надежды возлагались именно на сайт. Канат заказал на аутсорсе разработку платформы, которая могла бы принимать платежи и выдавать результаты пользователям.

- Вскоре оказалось, что работать на аутсорсе с айтишниками очень трудно, поскольку в стартапе постоянно нужно что-то улучшать и доделывать, а это выливалось в большие суммы. Мы не могли работать оперативно, и в самый ответственный момент, когда все ринулись узнавать о баллах и вузах, мы начали допускать фатальные ошибки – то платежная система не сработала, то сайт упал. В тот год мы не смогли использовать весь потенциал, – разводит руками предприниматель.

Еще в мае 2019-го Канат познакомился с Шынгызом и его IT-командой Robi Group, бывшими выпускники МУИТа, которые работали на рынке с 2014. Ребята делали несколько проектов – в сфере здравоохранения, фитнеса и даже оборонной промышленности. В их портфолио достаточно серьезные вещи, например программное обеспечение для симулятора военного вертолета или разработка системы и платформы для проведения различных тестов UStudy Core.

- Канат предложил мне поработать на благо образования, мне идея понравилась. Тем более что мы знали, как ее реализовать, а он – как это все преподнести, – рассказывает Шынгыз.

Перемена отношения

В конце 2019-го Канат и Шынгыз начали работу с Joo.kz.

- Мы интегрировали платежные функции и планировали «зафиналить» все за два месяца – январь и февраль 2020 года. В марте уже начали готовиться к релизу. Но случился карантин, и нам пришлось работать из дома. В итоге смогли запуститься в техническом формате только в апреле, – рассказывает Шынгыз.

ФОТО: Андрей Лунин

С помощью аккаунта Joo.kz в Instagram, где к весне уже насчитывалось 25 тыс. подписчиков, ребята начали генерировать контент, рекламируя созданное приложение. Они превратили проект в своего рода базу данных, где абитуриенты могут узнать, какие вузы существуют и по каким специальностям в них готовят.

- Это удивительно, но, оказывается, до нас такого агрегатора не было – если хотели узнать о каком-то университете, вам приходилось заходить к ним на сайт, а там далеко не всегда все выстроено четко и удобно, – говорит Шынгыз.

Затем партнеры взяли данные НПП «Атамекен» по рынку труда и описали все существующие специальности, показали абитуриентам средний уровень оплаты труда по разным направлениям.

За это время предприниматели потратили около 10 млн тенге личных средств – это и сама разработка, и маркетинг.

- С одной стороны, пандемия повлияла негативно на платежеспособность наших клиентов, но с другой – во время карантина поток «онлайн-абитуриентов» вырос, люди больше искали нужную информацию в сети, поскольку не могли сходить в университет, – поясняет Канат.

Но сформировать базу данных – это одно, другое дело – построить сервис, которым бы регулярно пользовались. Партнеры хотели внедрить опцию, которая позволила бы высылать push-уведомления о количестве баллов, набранных учеником на ЕНТ, а также информацию о том, прошел ли он на грант или нет. А здесь без коммуникации с госорганами никак – такой доступ мог дать только Национальный центр тестирования.

- Как раз во время пандемии МОН начал призывать: мол, давайте работать с бизнесом. У бизнеса-то инструменты все готовы, но до этого к нему обращались с меньшим рвением. В этот раз договор подписали достаточно быстро – уже в марте. Схема простая: мы им отправляем ИИН и ИКТ учеников, а они нам – информацию об их баллах. Мы внедрили это в приложение, – объясняет Шынгыз.

До этого, в 2019-м, как рассказывает Канат, он ходил в министерство четыре раза, заходил к вице-министру, но безуспешно.

Чуть позже, в конце июля, уже сам НЦТ обратился к Joo.kz за помощью. Из-за локдауна многие абитуриенты подавали документы в вузы через сайт электронного правительства egov. И, естественно, без багов и ошибок не обошлось – кто-то мог подать документы на специальность «переводческое дело», хотя имел профильные предметы – физика и математика, а кто-то не получал уведомление о том, приняли ли его бумаги или нет.

- Почему мы? Потому что мы больше всего освещали тематику поступлений в вузы. Тогда-то мы поняли, что нас наконец-то признали, – улыбается Канат.

Партнеры с радостью откликнулись, потратив собственные 500 тыс. тенге и разослав абитуриентам из своей базы SMS-уведомления с информацией, подтвердили ли получение их документов в НЦТ или нет.

В этом году ЕНТ сдавали более 130 тыс. выпускников, из них проходной балл получили 82 тыс. При этом в приложении Joo.kz, по последним данным, отметилось около 73 тыс. уникальных пользователей. К концу июля среднее количество пользователей, проверявших свои возможности получить грант, составило 50 тыс. человек, а общее количество поисков грантов – более 450 тыс., каждый пост приложения в Instagram собирал более 10 тыс. просмотров и тысячи комментариев. «Для нас не было неожиданностью, что приложение взлетит – большим сюрпризом стало только внимание со стороны государства», – смеется Канат.

Четыре стадии

Что касается дальнейшей монетизации, то, во-первых, Joo.kz продает абитуриентам и их родителям консультации специалистов на предмет того, куда они со своими баллами могут поступить и как правильно оформить документы, сопровождая советы ссылками и наглядными материалами. Одна такая консультация стоит 30 тыс. тенге.

За это лето к нам поступило больше 10 тыс. заявок на консультацию. Мы даже начали ограничивать поток, поднимая цену, потому что коллектив все равно небольшой и обрабатывать все заявки не получается, – говорит Шынгыз.

Во-вторых, Joo.kz сотрудничает с отечественными вузами, размещая их рекламу у себя в приложении и соцсетях.

- Поскольку у нас большая база абитуриентов, мы предлагаем университетам хорошую рекламную площадку. Пишем посты, делаем таргетированную рекламу, отправляем push-уведомления выпускникам по определенным специальностям, – рассказывает Шынгыз.

В частности, в этом году Joo.kz сотрудничал с такими вузами, как ЖенПУ, Евразийский технологический университет и Международный университет Астана. Стоимость подобного сотрудничества – от 300 тыс. до 500 тыс. тенге. Канат и Шынгыз говорят, что цена занижена, поскольку они все еще тестируют свои возможности, да и хорошие отзывы на начальном этапе не помешают.

За текущее лето выручка Joo.kz составила около 20 млн тенге, и проект только начал выходить в ноль.

- Те десять миллионов, что мы вложили на старте, закончились еще в апреле. Остальные затраты – с мая по август – покрывали за счет текущей выручки. Немного оставили на сентябрь – для следующего проекта, – признается Шынгыз.

Следующая цель – отойти от схемы, где зарабатываешь только в летний период, и быть полезными школьникам в течение всего года.

- Казахстанский абитуриент переживает четыре стадии. Первая – профориентация, то есть понять, куда он хочет пойти, и выбрать профильные предметы. Вторая – подготовка к ЕНТ. Третья – само тестирование. Четвертая – поступление, – рассказывает Шынгыз.

По его мнению, нынешняя деятельность Joo.kz – это работа с последствиями, наподобие того, как к врачу приходит пациент, когда уже испытывает боль. Партнеры же намерены заниматься всеми четырьмя этапами.

- Во время консультаций подчас приходится объяснять совершенно банальные вещи. Например, люди не знают, что пищевая промышленность или растениеводство – это не просто фермерство или еда, но и технологии, интеллектуальный труд, – говорят они.

Подготовка к ЕНТ, которую Joo.kz собираются внедрить в скором времени, будет адаптивной. В зависимости от реального уровня знаний ученика и результатов профориентации будет подбираться учебный материал. У каждого школьника будут свой персонализированный контент и индивидуальный план подготовки. Кроме того, будут запускаться разные тесты по профориентации: все для того, чтобы абитуриент более четко понимал, куда собирается идти и что из этого выйдет после.

- Сейчас у нас есть деньги, есть инвесторы – мы планируем уже в октябре-ноябре входить в новый этап развития, – заявляют ребята.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить