Почему программы бизнес-образования нуждаются в изменениях

10789

Несмотря на то что расцвет делового образования в мире пришелся лишь на последние десятилетия, бизнес-школы уже успели перенять присущие образовательной сфере в целом косность и консервативность. Однако ситуация говорит о том, что некоторые гуру MBA вплотную приблизились к революции в этой области.

Фото: © Depositphotos.com/tupungato

Хорошая прибавка

Первая инициатива, отдаленно напоминающая современные MBA-курсы, была реализована при Пенсильванском университете, и именно эта школа остается крупнейшей в мире делового образования. С тех пор диплом MBA стал по-настоящему цениться среди нанимателей и хедхантеров в развивающихся и следующих за ними экономиках, давая обладателю 70–200% прибавки к зарплате.

По данным Graduate Management Admission Council, рост медианной зарплаты выпускника MBA составляет в среднем 90% для женщин и 89% для мужчин. В развивающихся экономиках этот показатель существенно выше: 200% для Индии, 156% для Африки и Ближнего Востока, 127% для Латинской Америки и 104% для Китая. В США диплом MBA способствует росту зарплаты на 69%, а в Европе лишь на 57%.

Сколько их всего

Единой общепринятой систематизации программ бизнес-образования в мире не существует (так же как отсутствует единый стандарт МВА). Однако можно выделить наиболее распространенные.

1. Executive MBA (EMBA) – программы, ориентированные на руководителей высшего звена, содержательно опирающиеся на значительный опыт работы учащихся.

2. Fulltime MBA – традиционные программы в формате очного обучения.

3. Parttime MBA – программы, проводимые очно, но при этом подразумевающие, что слушатель совмещает учебу с работой. Наиболее распространены варианты вечернего и модульного построения таких программ.

4. Distance-learning MBA – программы, при которых для достижения еще большей гибкости учебного процесса используются методы дистанционного обучения.

5. MBA Start – дистанционная программа обучения по стандартам MBA General.

6. Mini MBA – программа обучения наиболее актуальным вопросам организации и управления бизнесом, дистанционная программа профессиональной переподготовки. Отраслевой MBA – серия практикоориентированных программ.

7. Также существуют программы BBA (бакалавр делового администрирования), предшествующие курсу MBA и являющиеся программой бакалавриата в том же направлении.

Динамика прошлых лет говорит о том, что эти показатели закономерны, поскольку существует прямая корреляция между устойчивостью экономики страны и спроса на MBA-специалистов: чем чаще и непредсказуемее спады, тем больше заинтересованность собственников в специфических управленцах. При этом количество абитуриентов возрастает в периоды «затишья», когда у молодых CEO достаточные доходы и есть «минутка» для повышения уровня квалификации. Это создает диспропорцию спроса и предложения.

Заметнее всего, на 112%, растут доходы специалистов, чей опыт работы не превышает трех лет; у людей со стажем три-пять лет зафиксирован рост зарплаты на 100%. Наиболее динамично увеличиваются доходы тех, кто занят работой с человеческими ресурсами, консалтингом, финансами и бухгалтерским учетом. Чтобы получить эти данные, GMAC опросил 3329 выпускников бизнес-школ 2015 года из 112 университетов 29 стран.

Исследование, проведенное MBA Career Services & Employer Alliance летом 2016, также свидетельствует о том, что обладатели диплома MBA пользуются растущим спросом среди работодателей. Рекрутинг слушателей прямо в кампусах вырос за 2015 на 46% для 20 топ-школ, на 63% – для занимающих позиции с 21-й по 50-ю, на 64% – с 51-й по 100-ю, на 66% – для вовсе не попавших в рейтинг. На 59% вырос рекрутинг в стартапы. Спрос на специалистов с MBA упал только в энергетике и нефтеперерабатывающей промышленности, зато вырос в таких сферах, как консалтинг, фармацевтическая, обрабатывающая промышленность, биотехнологии, здравоохранение, медиа и развлечения.

Кредитный стартап SoFi из Сан-Франциско запустил собственный рейтинг, в котором рассматривает всего три параметра: средний доход выпускника бизнес-школы через три года после выпуска; средний долг, в который студенту пришлось влезть для обучения; соотношение этих сумм. Были взяты данные 240 тыс. студенческих займов за 21 месяц. Наилучший результат выдал New York Institute of Technology, чей выпускник получает в среднем $126 068 при долге $50 308 и соотношении зарплаты к долгу 2,5.

Эмоциональный менеджмент

Питер Лоранж, относительно недавно ушедший с поста президента международной бизнес-школы IMD, поначалу собирался заняться издательской деятельностью, но в итоге основал собственную бизнес-школу.

Лоранж, довольно много выступающий на тему трендовв международном бизнес-образовании (которые, естественно, взял за основу при создании института), отказался от системы штатных профессоров. Лекции читают приглашенные преподаватели из лучших университетов мира. Это не сильно удешевляет ведение дел, зато дает свободу выбора. Лоранж также настаивает на интегрированности предметов. Вместо того чтобы преподавать просто маркетинг, финансовый анализ и операционный менеджмент, он объединяет, например, маркетинг, коммуникации и инновации в единый блок. Финансы соединяет с лекциями о роли лидера в компании – и получается блок под названием behavioral financials, позволяющий по-новому рассмотреть, где заканчиваются полномочия CEO и начинается работа финансового директора.

Интегрированность обучения, по мнению Лоранжа, должна проявляться и в организации процесса обучения. Он руководствуется исследованиями, согласно которым материал лучше всего запоминается не после лекции и даже не после разбора практического примера, а после того как студенты передадут новое знание кому-то еще, то есть сами выступят в роли учителя.

В условиях открытого мира становится важен не столько IQ, сколько Emotional Intelligence и Cultural Intelligence: умение слышать других, управлять через отношения, понимать людей с другим менталитетом, из другой культуры. Эти навыки становятся обязательными для эффективного руководства любым бизнесом. Сами по себе идеи Лоранжа не новы, но мало кто реализовал их на практике.

В деловое обучение в мире все чаще включают дисциплины по управлению хаосом. Бизнес-школы, как и компании, сегодня работают в условиях непредсказуемой и быстро меняющейся внешней среды. Суть этой среды за рубежом выражают аббревиатурой VUCA (volatility – неустойчивость, волатильность; uncertainty – неопределенность; complexity – сложность, комплексность; ambiguity – двусмысленность). Традиционное системное планирование, характерное для индустриальной эпохи, уже не работает. Следовательно, академические программы и курсы в университетах по бизнес-тематике становятся контрпродуктивными, то есть учат тому, что ведет к неэффективности.

Еще один аспект: будущих менеджеров нужно обучать работе не только в коммерческих фирмах, но и в госструктурах – эта идея, в частности, активно обсуждается главами ведущих бизнес-­школ Европы. Причина в том, что наиболее яркие карьеры в нашу эпоху делают люди, которые меняют работу в госсекторе на деятельность в частном бизнесе и наоборот каждые семь-девять лет.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить