Как выходец из аула создал одну из крупнейших образовательных платформ в Казахстане

40207

История Айбека Куатбаева

Айбек Куатбаев
ФОТО: Андрей Лунин
Айбек Куатбаев

Участник рейтинга Forbes Kazakhstan «30 моложе 30» прошлого года 27-летний Айбек Куатбаев родился в ауле Киелитас недалеко от Шымкента. С детства он тянулся к знаниям, мечтал стать ученым. Однако доступа к тому уровню образования, которое получают городские ребята, не было: мальчику приходилось ездить в Шымкент даже за книгами. Когда Айбек окончил седьмой класс, родители поняли: интерес сына к науке нужно развивать. Они отправили его в шымкентскую школу-интернат для одаренных детей «Дарын». Когда в 2019 году Айбек и его друг Нурбакыт Жулдыз­байулы запустят образовательную онлайн-платформу, то назовут ее в честь этой школы – Daryn.online.

Образование – одно из основных направлений деятельности Bugin Holding, основанного друзьями. Помимо этого, они развивают новостной портал Bugin.kz, разрабатывают сайты и IT-решения для бизнеса, производят видеоконтент. В состав холдинга входят девять компаний: Bugin Soft, Bugin Media, Daryn.online, Bugin Entertainment, Orda Generation, Daryn Tandau, Method Pro, Educenter, Bugin Sales & Marketing. В прошлом году холдинг зафиксировал выручку почти в 1,7 млрд тенге, 71% которой сгенерировала Daryn.online. В результате всеобщего перехода на «удаленку», вызванного пандемией, число подписчиков выросло до 3,5 млн человек. Айбек планирует наращивать аудиторию и дальше, предлагая новые форматы обучения.

От науки к предпринимательству

Мы встречаемся с Айбеком в просторном офисе в центре Алматы. Сотрудники холдинга (84 человека) в пространстве open space общаются исключительно на казахском языке – редкое явление для наших технологических компаний. На двух этажах размещены серверы, видеостудии, конференц-залы и комната отдыха. Интерьеры и атмосфера напоминают офис «Яндекса», только с национальным колоритом.

Удивительно и радостно – прямо во время нашего разговора у Айбека… родился сын! На экране его смартфона – уведомления о десятках пропущенных вызовов с поздравлениями, однако он не отвлекается от беседы. Считает: раз пообещал дать интервью, надо сначала закончить.

Айбек вспоминает: когда учился в школе, хотел стать инженером или преподавателем в университете. К старшим классам тяга к точным наукам только выросла. Он участвовал в олимпиадах городского, областного и международного статуса. Это помогло по окончании школы получить грант на обучение в Университете имени Сулеймана Демиреля. Но Айбек метил выше: медаль «Алтын белги», надеялся он, могла стать путевкой на механико-математический факультет МГУ. На вступительных экзаменах он оказался на третьем месте по общему количеству набранных баллов среди всех абитуриентов, по результатам экзамена – на пятом. Но пройти в МГУ все же не удалось: завалил экзамен по русскому языку. Айбек вернулся в Казахстан и поступил в КазНУ имени аль-Фараби на специальность «математическое и компьютерное моделирование».

«Тогда я встретил Аскара Джумадильдаева. Это известный советский и казахстанский ученый-математик. Все коллеги его уважают, он считается лучшим в Казахстане», – рассказывает собеседник. Хотя студентам бакалавриата не положено посещать занятия докторантов PhD, Айбек заходил вечером после своих пар на лекции профессора Джумадильдаева. Просто слушать мэтра для него было удовольствием. «Сидел, ничего не понимал, но все равно записывал. Потом изучал конспекты с помощью интернета», – смеется Айбек.

Впоследствии он выбрал углубленное изучение алгебры и геометрии – предметов, полезных в компьютерном программировании. Как признается, его научный интерес начал затухать, зато стал просыпаться другой – предпринимательский.

В 2012 году Айбек создал сайт для отечественных математиков Imath.kz. «Я жил в общежитии КазНУ, где был читальный зал. И вот там поставил для себя принтер, сканер. Они были недорогие, тем более что у меня была хорошая стипендия. Я сканировал и выкладывал на сайт разные задачи, способы их решения. Потом дошел до публикации лекций. Даже коммерциализацию сайта сделал, добавив рекламу. Создал форум», – вспоминает предприниматель.

Фокусироваться только на математике, вскоре понял Айбек, было бесперспективно. В том же 2012-м он запустил Bugin.kz. По его задумке, это должен был быть казахоязычный новостной портал с охватом широкой информационной повестки.

«Собрал 14 друзей: семь одноклассников и семь однокурсников. Каждый скинулся по 20 тыс. тенге – это были наши первые вложения. На эти деньги мы сняли офис и начали вести сайт», – вспоминает собеседник.

Мечта по-казахски

На третьем курсе университета Айбек отправился в США по программе Work & Travel. Сайтом Bugin.kz продолжал управлять дистанционно. Юноше хотелось сменить обстановку, зарядиться амбициями и энергией для будущих проектов. «Когда приехал в США, то почувствовал, что такое культурный шок», – улыбается он.

Айбек занялся изучением феномена американской мечты, параллельно практикуя свой английский. В изучении языка очень помогла работа в McDonald’s. Заработав за пару летних месяцев $7000, он решил поездить по стране. Посетил Вашингтон, Мэриленд, Бостон, Нью-Йорк, заехал в Гарвард, где бродил по кампусу и общался со студентами. Уезжая из США, прокручивал в голове кадры из фильма «Социальная сеть», видел себя стартапером.

ФОТО: Андрей Лунин

Вернувшись в Казахстан осенью 2012 года, Айбек задумался о перспективах. За время его отсутствия ряды Bugin.kz поредели: в команде осталось всего трое. «Ребята сказали мне, что таким составом и такими темпами мы не сможем вырасти в портал республиканского масштаба. Тем более без инвестиций», – вспоминает собеседник. Он решил, что зарабатывать нужно тем, что они умеют лучше всего – созданием сайтов.

Вскоре Айбек зарегистрировал Bugin Holding. Его партнером стал Нурбакыт Жулдызбайулы, впоследствии занявший пост главного разработчика холдинга. Специализацией стала разработка сайтов и мобильных приложений. Первое время Айбек и члены команды сами ходили по ресторанам и предлагали свои услуги. Кроме того, он вложился в покупку камер, объективов и ноутбуков, чтобы создавать видеоконтент. Пригодились деньги, заработанные в США.

Год Айбек и команда занимались рутиной, мысленно нацеливаясь на создание чего-то большего. Ребята мечтали о долгосрочном проекте. «В 2014 году я раскрыл журнал Forbes Kazakhstan и прочитал статью про Рамиля Мухоряпова и его Chocofamily. Для меня это был переломный эмоциональный момент. Понял, что занимался не тем, чем должен», – вспоминает предприниматель.

Несчастье помогло

С 2014 по 2017 Айбек и его партнеры упорно искали тот самый проект, который обеспечил бы их бизнесу бурный рост. Сегодня он сравнивает тот этап со спортивными соревнованиями. Какое-то время команда пыталась создать продукт вроде 2GIS. Наконец им удалось получить большой заказ. Нужно было разработать программное обеспечение для платных автодорог. Ребята справились и заработали свой первый миллион долларов. «Мы хорошо заработали, но я по-прежнему не видел целостной картины нашего будущего», – говорит Айбек.

Тогда же, в 2017-м, ему позвонил дальний родственник из аула. Он рассказал о том, что его сын попал в серьезную аварию, возвращаясь из города с дополнительных занятий по подготовке к ЕНТ. «Мальчик пришел в себя только через два года. Ни о каком ЕНТ уже речи не было – он пошел в колледж», – вздыхает собеседник. Именно тогда Айбек решил, что нужно дать возможность всем ученикам готовиться к ЕНТ и любым другим экзаменам удаленно.

Полгода он потратил на изучение образовательного рынка: консультировался с опытными педагогами и менеджерами, собирал методологическую базу. Много времени ушло на то, чтобы определиться с форматом онлайн-площадки, целевой аудиторией. Затем начался этап тестирования ПО. В итоге Daryn.online был запущен лишь в 2019. Первоначальные инвестиции в проект составили около 25 млн тенге. За курс из 60 лекций и заданий по одному предмету с пользователей решено было брать 2 тыс. тенге в месяц.

Айбек самостоятельно налаживал работу отдела продаж, кол-центра. Сам же обзванивал директоров школ и просил связать с родителями учеников – потенциальной целевой аудиторией Daryn.online, чтобы пообщаться и узнать запросы. При этом акцент он делал на сельских жителях, но те редко соглашались переводить деньги за онлайн-обучение через интернет. Тогда Айбек подумал, что лучше будет работать через областные филиалы, но денег на их открытие у него не было. «17 филиалов – это много, нам бы понадобилось около 60 млн тенге, чтобы содержать их всего два месяца», – объясняет предприниматель.

В результате он решил развивать проект в регионах по системе франчайзинга. «Красиво «упаковал» продукт, решил оставлять 40% от оборота партнерам и назвал их директорами филиалов, – рассказывает Айбек. – Чиновникам легче воспринимать понятие «директор филиала», чем «партнер». Всего за три месяца 2019 года они продали 18 франшиз, выручив 30 млн тенге. Каждая в среднем обходилась партнерам в 1,5 млн. Компании удалось отбить все затраты на проект еще до его полномасштабного развертывания.

Ради аудитории

Сегодня Daryn.online пользуются 3 млн человек. На сервисе доступны несколько разделов – от обычной школьной программы до подготовки к поступлению в школы для одаренных детей (НИШ, РФМШ или лицеи «Бiлiм-Инновация»). Кроме того, доступны уроки по IT и робототехнике, участие в онлайн-олимпиадах и даже курсы по искусству. С платформой сотрудничают 42 преподавателя: это школьные учителя и педагоги из образовательных центров Алматы и Нур-Султана. Они помогают готовить курсы. С каждым заключается трехлетний контракт.

По словам Айбека, в январе 2020 года министр образования и науки, будто предвидя пандемию, регулярно устраивал встречи с представителями местных EdTech-компаний. Айбек на этих мероприятиях не был: по его словам, там в узком кругу собирались опытные ребята вроде основателя BilimLand Рауана Кенжеханова. «Мы хотели пробиться в этот круг, хотя работали всего год», – смеется предприниматель.

13 марта прошлого года вице-премьер Ералы Тугжанов объявил о предстоящем закрытии образовательных учреждений и переводе учеников на «удаленку» в связи с пандемией. Айбек понял: это лучшее время, чтобы предложить свои услуги. Деньги отошли на второй план: он был готов сделать доступ к курсам бесплатным, чтобы помочь школьникам и привлечь как можно большую аудиторию.

ФОТО: Андрей Лунин

В четвертой четверти учебного года ученики получили бесплатный доступ к Daryn.online – по договоренности с МОН. Компания сразу стала нести убытки: небывалый поток пользователей подверг серверы серьезному испытанию. Обслуживать такое количество подписчиков недешево: за несколько месяцев Daryn Holding потерял 80 млн тенге. Только за две недели апреля на сайте зарегистрировались 1,5 млн новых пользователей. Сегодня их уже 3,5 млн человек.

«Да, мы ушли в убыток, но это одна сторона. Привлечение нового пользователя в казахстанские проекты EdTech в среднем стоит от 500 до 1000 тенге. В нашем же случае благодаря министерству огромный приток подписчиков не стоил нам ничего. Маркетинг и PR, которые бы обошлись компании в 3,5 млрд тенге, не понадобились. И то, такого количества мы достигли бы только к 2023 году», – отмечает Айбек.

Возросшая популярность Daryn.online позволила расширить команду: пришли маркетологи, разработчики, менеджеры по продажам, аналитики.

«Мы добавили в приложение дополнительную монетизацию: онлайн-олимпиады, статьи, игры. Курсы приносят примерно 50% дохода, остальные 50% – другие источники», – рассказывает предприниматель. Когда закончится карантин и вернется офлайн-образование, пользователям придется оплачивать подписку. По прогнозу Айбека, конверсия составит 10–15% от общего числа регистраций.

Все в выигрыше

Онлайн-образование, судя по всему, сохранит свою популярность и после окончания пандемии. В планах Айбека – интеграция Daryn.onlinе со школьным образованием. «Мы хотим, чтобы в будущем дети совмещали офлайн- и онлайн-обучение. По сути, онлайн-образование узаконили. Теперь будут определять платформы для онлайн-школ. В будущем их выпускники смогут получать аттестаты. Например, если жителю Уральска понравится Daryn.online, он сможет не ходить в школу, а получить аттестат на нашей платформе», – прогнозирует собеседник.

На вопрос о важности живого общения Айбек отвечает: «Сейчас мы пытаемся создать курсы по soft-skills, устраиваем соответствующие «марафоны». Но все же согласен, что живое общение – другое. Людям оно необходимо. Без этого никуда».

Не забывают в компании и о преподавателях. По словам Айбека, учителю тяжело использовать множество разных платформ и это повсеместная проблема. В подтверждение он приводит данные Harvard Business Review, согласно которым в США один учитель в среднем вынужден использовать сразу 28 платформ. Казахстанские педагоги с трудом справляются с четырьмя-пятью. Чтобы помочь им, Daryn.online запустил сложную интеграцию с платформой Kundelik.kz.

«Теперь учитель, который работает в Daryn.online, может не заходить на Kundelik.kz. Он выставляет оценки на нашей платформе, и они автоматически заносятся в систему Kundelik.kz», – объясняет Айбек. По его словам, эта интеграция позволила Daryn.online увеличить долю на рынке B2G с 30 до 45%.

Теперь в прицеле команды – рынок контента для вузов. «В Казахстане – 15 видов факультетов и 108 видов специальностей. 15 наиболее популярных специальностей мы хотим оцифровать», – рассказывает предприниматель.

Другой их проект – Daryn Teacher – уже запущен. Это сервис для тех, кто хочет найти преподавателя или репетитора рядом с домом, а не ехать далеко на дополнительные занятия.
По прогнозам Айбека, в 2021 году выручка Bugin Holding составит 5 млрд тенге. Из них 60% принесет Daryn.online.

Говоря о будущем отечественного образования, собеседник видит поводы для оптимизма. Он признает, что сегодня оно находится в упадке. «В последние 30 лет проблемы копились, у нас ничего не получалось. Все потому, что за 30 лет мы поменяли 13 министров образования. Никто не успевает провести реформы до конца», – рассуждает Айбек.

Однако не все, на его взгляд, так плохо. Так, до начала пандемии цифровая грамотность учеников и преподавателей оставляла желать лучшего. Теперь же любой знает, что такое Zoom или Microsoft Teams.

«И учителя, и ученики будут развиваться благодаря разным онлайн-платформам. Теперь, даже когда прежняя жизнь вернется, все по-прежнему будут пользоваться цифровыми продуктами – дело привычки. От онлайн-образования все будут только в выигрыше. В течение пяти-семи лет родители и учителя поймут: IT помогает развиваться тем, кто действительно этого хочет», – резюмирует Айбек.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить