Ельдар Абдразаков: Вузы РК не соответствуют потребностям государства

9157

Цифровые технологии значительно изменили методы преподавания в университетах и бизнес-школах мира. Активно используется мобильное и электронное обучение, что помогает быстрее и качественнее доносить информацию

Первым делом – практика

По словам Вазелиоса Заравелласа, менеджера по маркетингу Rotterdam School of management Erasmus University (Нидерланды), и Марка Гелаберта, заместителя директора по программам MBA и MSc ESADE Business School (Испания), за последние несколько лет в университетах изменились учебные программы, методики, появились новые предметы, такие как электронный маркетинг, продвижение продукции в digital-медиа и прочие. «В связи с доступностью любой информации посредством планшетов, мобильных телефонов мы стараемся практиковать помимо классического подхода методику дистанционного обучения», – рассказывает Заравеллас.

Вузы стремятся давать теорию на основе реальных примеров и проектов. «Студенты постоянно разбирают настоящие бизнес-кейсы, где они могут применить свои знания и посмотреть, как в действительности протекают те или иные процессы, с какими сложностями сталкивается бизнес, а также участвуют в их проектах», – отмечает собеседник. Многие международные компании, находящиеся в Голландии, часто проводят мастер-классы в вузе и тесно сотрудничают со студентами, что позволяет им набраться опыта на международных площадках и быстрее адаптироваться к работе в других странах.

В ESADE Business School существует «инновационное сообщество», на территории кампуса расположены 65 стартап-хабов: студентов вовлекают во все процессы создания и запуска стартапов, они участвуют в разработке бизнес-планов, стратегии, коммуникации.

Методика непротивления

Интересно, что в одном из топовых азиатских университетов The University of Hong Kong (HKU) ранее учебный план был основан на британской модели высшего образования, где программы изучались в течение трех лет. Но за последние несколько лет он был полностью изменен в пользу четырехгодичного образования, включающего традиционные элементы североамериканской модели. Кроме того, изменились и методы обучения.

По словам профессора Джона Спинкса, советника президента HKU, университет перешел от устаревшей модели, где главным считался преподаватель, в пользу нового западного подхода, где упор делается на образовательный процесс и эффективную коллаборацию студентов. Теперь во всех программах университета студенты самостоятельно или в группах разрабатывают проекты, проводят исследования, находят креативные решения и развивают критическое мышление. «Мы переоборудовали наши аудитории таким образом, чтобы студенты чувствовали себя свободнее, имели все необходимое для самостоятельного обучения или работы в команде – внедрили новые интерактивные доски, создали комнаты, полностью оборудованные техникой нового поколения, комнаты для отдыха и групповых встреч», – перечисляет Спинкс.

Как отмечает профессор, важным элементом нынешнего образовательного процесса является разнообразие в портфолио студентов.

«Сейчас мы внедряем задания разного плана, когда учащиеся помимо классических эссе и докладов готовят видеоролики, интерактивные презентации, модели, проекты, визуализируют результаты и прочее, – рассказывает Спинкс. – Во время оценки студентов большое внимание уделяем не просто наличию теоретических знаний, а умению применять их на практике, реакции на возникшие во время работы над проектом сложности».

Представители HKU считают, что неправильно противиться использованию новых гаджетов, социальных сетей и digital-медиа. Напротив, их использование позволяет лучше визуализировать знания, иметь неограниченный доступ ко многим ресурсам. Кроме того, у студентов появляется возможность делиться своими идеями и получать комментарии не только от преподавателей и одногруппников, но и от экспертов, преподавателей со всего мира.

В другом престижном азиатском университете National University of Singapore (NUS) онлайн-образование перешло на новый уровень. По словам Тце Уэй, заместителя директора университета по корпоративным отношениям, NUS сотрудничает с Coursera (проект в сфере массового онлайн-образования, основанный профессорами информатики Стэнфордского университета), на базе которого предоставляет бесплатные онлайн-курсы (MOOCs) ученикам со всего мира. Кроме того, университет самостоятельно разработал интерактивные курсы iBLOCs с компонентами дистанционного обучения для удобства студентов.

Интерактивность онлайн-курсов помогает персонализировать изучение предметов, позволяя студентам учиться в собственном темпе. «Мы можем быть уверены, что студенты, окончив онлайн-курсы, справились с основополагающими материалами и готовы приступить к следующему этапу обучения в группах и полноценно участвовать в дебатах, приводить аргументы, решать задачи», – утверждает Уэй.

На кого ориентироваться

Фото: Андрей Лунин
Ельдар Абдразаков.

Внедрение новых технологий и методов обучения в казахстанских университетах пока не получило такого массового распространения, как в зарубежных. По мнению Ельдара Абдразакова, основателя и владельца группы «Сентрас», необходимо провести реформу методологии преподавания, перейти на британскую модель и повсеместно внедрить новый подход к изучению материалов с использованием digital-технологий.

Как считает Абдразаков, казахстанские университеты и образовательные программы не соответствуют экономическим потребностям государства по ряду причин. Во-первых, у отечественных университетов устаревшая советская образовательная методология, которая была ориентирована на массовое распространение знаний и воспитание кадров для крупных индустриальных предприятий.

Во-вторых, отсутствует дифференциация программ обучения по сложности осваиваемых материалов. По сути, при поступлении на определенную программу все студенты учатся по одной «усредненной» программе, которая не принимает во внимание разный уровень подготовки контингента.

В таком случае важным элементом является процесс admission (приема студентов), где должны быть четкие критерии оценки. «Если человек не подходит по критериям для обучения в университетах, ему лучше устроиться на работу, получать практические навыки и знания. Однако здесь возникают другие сложности, связанные с нежеланием работодателей принимать человека без высшего образования», – отмечает Абдразаков.

В-третьих, университеты работают на аккредитацию Министерства образования, не учитывая потребностей компаний и экономики. Лучшая форма организации – создание попечительского совета и вовлечение в него людей из частного сектора, по сути, создание «образовательного бизнеса».

Кроме того, необходимо обеспечить студентов возможностью экспериментировать, пока они учатся. Во всем мире университеты являются центрами инновации, а студенты – людьми, полными энтузиазма и готовыми внедрять самые креативные идеи. Учащиеся также должны тесно сотрудничать с компаниями, чтобы понимать, какие актуальные изменения можно вносить в образовательный процесс.

Сегодня наши бизнес-школы пока адаптируют опыт лучших западных школ, деятельность которых там организовывают профессионалы, имеющие опыт работы в крупных организациях, где сформированы корпоративные институты, четко отлажена работа всех структур. К сожалению, в Казахстане подобных предприятий немного.

Когда студенты идут работать в казахстанский бизнес, конечно же, полученных ими знаний и компетенций недостаточно. К примеру, многие знают, как работает корпоративное финансирование для крупных предприятий, в частности, на примерах западных компаний, но плохо понимают корпоративные финансы для небольших фирм. Сейчас люди используют 15–20% полученных в университете знаний и по большей части необходимые компетенции приобретают уже на работе.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить