Дом, который построил BIP

21159

Как казахстанские тиктокеры, объединившись, завоевали всемирную популярность

ФОТО: © Андрей Лунин

Новую социальную сеть TikTok и ее звезд-тиктокеров сегодня знает почти каждый молодой пользователь интернета. Целевая аудитория платформы – так называемое поколение Z (люди, родившиеся в период со второй половины 1990-х по начало 2010-х). Согласно данным TikTok, 75% пользователей сети – подростки и молодые люди в возрасте 12–23 лет. Для 30% молодежи до 21 года TikTok – основная социальная сеть. Пандемия подстегнула популярность TikTok: из-за локдаунов молодые люди стали проводить еще больше времени в смартфонах, исследуя новые приложения, в числе которых оказалась и эта соцсеть. По данным сервиса анализа мобильных приложений Sensor Tower, за первый квартал 2019 года приложение скачали 187 млн раз, а за первый квартал 2020-го – 315 млн раз. Ежедневная активная аудитория сети в этом году достигла 800 млн пользователей.

Благодаря TikTok в медиапространстве начали появляться новые известные лица и кумиры. Кто-то смотрит на новоиспеченных звезд с презрением. Более же дальновидные понимают, что это еще одна площадка для маркетинга и новый инструмент влияния. Серьезность феномена тиктокеров признали еще два года назад после большой статьи медиааналитика Джона Германа в газете New York Times с громким названием «Как TikTok переписывает мир».

BIP House (от англ. Bangers in Pyjamas – «весельчаки в пижамах») – объединение казахстанских тиктокеров. Всего за год с момента запуска BIP вошел в топ-3 самых популярных TikTok-объединений в мире, его суммарная ­аудитория на сегодня превышает 14 млн человек. У них есть свои фанаты и премия от телеканала Nickelodeon, за ними гоняются рекламодатели – и это только малая часть их ошеломительного успеха. Forbes Kazakhstan встретился с лауреатами рейтинга «30 моложе 30».

Давайте соберемся

Понятие «тикток-хаус» появилось два года назад в США. Одни из родоначальников – ребята из The Hype House. Их объединение появилось в конце 2019 года, когда компания из 19 тиктокеров решила снять дом в Лос-Анжелесе. The Hype House обгоняет ребят из BIP по популярности: аудитория американцев насчитывает 20 млн человек. Но по меркам TikTok это небольшая разница: алгоритмы сети устроены так, что 4 млн подписчиков могут появиться за день. Главное – выдавать контент бесперебойно.

В основе работы TikTok лежит простой принцип: чем больше контента ты производишь, тем быстрее растешь. При этом контент должен быть ярким, емким и несколько провокационным. Как правило, наибольшей популярности достигают ответные ролики или так называемые дуэты – совместные видео с другими пользователями.

Мы направляемся в большой трех­этажный дом BIP, который располагается в верхней части Алматы, в предгорьях. Задний двор выходит на живописный отрезок реки Есентай. Перед началом интервью нас просят не раскрывать точного местоположения дома: из-за ошеломительной популярности у ребят кроме добрых фанатов появились и не совсем адекватные. Это подтверждают камеры наблюдения, которые, словно в оруэлловской антиутопии, заглядывают во все углы участка и даже за пределы территории. «Однажды 30-летняя девушка перелезла через забор и начала целовать стены. С тех пор с безопасностью здесь построже», – говорит генеральный продюсер BIP House Бексултан Казыбек.

Сейчас в состав BIP House входят Даулет Абдулов, Диас Алпысбаев, Гульзана (Гузи) Талгат, Луна Гизатуллаева, Аида Курмангалиева, Рахат Масакбай и Таир Калиев, автор идеи собраться в коллектив. Ребята – из разных уголков Казахстана: Нур-Султана, Актобе, Атырау, Темиртау. На пороге дома нас встречает неполный состав. На интервью смогли присутствовать только трое – Бексултан, Даулет и Гузи. Остальные незадолго до нашего приезда уехали на съемки. У команды крайне плотный график, нужно успеть отснять контент для рекламодателей.

«Это был трудный путь. Мы пережили много не самых приятных моментов, можно хоть целый сериал снять», – рассказывает Даулет. «Этим мы сейчас и заняты», – перебивает его Бексултан, тут же выдавая интригующий инсайд. Большинство участников хауса, рассказывает Даулет, начали активно снимать контент в TikTok лишь весной прошлого года. В основном, вступает Гузи, ребята снимали «липсинги» (то есть открывали рот под чужую музыку). У каждого было порядка 10–20 тыс. подписчиков. «Я снимал еще раньше. Нас тогда всегда хейтили, говорили, что мы недалекие люди, но лично мне всегда было в кайф», – с улыбкой вспоминает Даулет.

В начале лета прошлого года Таир и Даулет познакомились в соцсетях. К тому моменту у обоих было примерно по 100 тыс. подписчиков. Тиктокеры решили встретиться и обсудить, как можно раскрутиться еще больше. «Мы гуляли и вдруг стали обсуждать создание хауса. Тогда эта ниша была свободна в Казахстане, но говорили мы больше в шутку. Через некоторое время Таир вернулся к этому разговору, но уже с серьезными намерениями», – рассказывает Даулет. Наконец в июле 2020 года Таир разработал план: позвать Луну, Даулета, Азизу, Vipenote и Олжаса (последние трое уже покинули коллектив) и создать объединение. Поддержку ребятам Таир планировал оказать через своего знакомого.

Знакомым оказался Асхат Халимов, имевший 12-летний опыт работы продюсером проектов в YouTube и Instagram. Асхат уже пытался запустить тикток-хаус, но неудачно. С его помощью участники BIP House сняли подходящий для размещения студии дом, в который завезли продукты и нужное оборудование. За первый день работы аккаунт BIP House с нуля собрал 100 тыс. подписчиков.

В поисках формата

Даулет признается, что такому быстрому росту популярности в команде очень удивились. Ребята не ожидали позитивной реакции казахстанской аудитории на первый отечественный хаус, ведь раньше тиктокеров принято было в основном оскорблять. «В какой-то момент мы начали тормозить. Три месяца снимали и снимали однообразный контент – те же пресловутые липсинги. Что-то подглядывали у российских тиктокеров – танцы, песни. На подобном контенте мы добрались до миллиона подписчиков, а потом все», – рассказывает Гузи.

ФОТО: © Андрей Лунин

На одном из ежедневных брифингов ребята решили сменить стратегию и снять челлендж с монеткой. Челленджы создают активность. Это что-то вроде конкурса на свадьбе, где нужно весело выполнить не самое сложное действие, которое награждается вкусным призом. Такой формат позволяет быстро вовлечь аудиторию за счет ответных видео. Первый челлендж BIP собрал 30 млн просмотров. Тогда все они поняли, что это и есть формула успеха. «Мы решили, что лучше ориентироваться на игровой формат. Я предложила такую идею: измазывать ребят сливками за невыполнение заданий. Видела такое в американских фильмах», – смеется Гузи.

В октябре прошлого года к ребятам из BIP присоединился Бексултан Казыбек, известный по проекту Jokeasses. «Я пришел и сказал команде, что я эту игру – блогерство – уже второй раз прохожу, поэтому могу помочь им стать известнее», – рассказывает Бексултан. Тогда они сменили имидж и стали выглядеть броско: покрасили волосы, начали экспериментировать над внешним видом. Помимо конкурсов ребята периодически развлекали фанатов интригами о жизни коллектива – кто-то начал встречаться, кто-то поругался. На вопрос, не напоминает ли все это телевизионное шоу «Дом-2», Гузи рассудительно отвечает: без интриг фанатам будет казаться, что участники BIP не живые люди.

В ноябре прошлого года, когда участники нашли оптимальное сочетание челленджей и внешних образов, начался безудержный рост их аудитории. Благодаря тому что они демонстрировали эмоции на видео, не прибегая к речи, их стали смотреть пользователи TikTok из разных стран. К началу этого года аккаунт BIP House достиг цифры в 10 млн подписчиков. У личных страничек участников – до 1 млн почитателей.

Все это время, рассказывает Бексултан, они снимали по 100 видео в день, ежедневно собираясь на брифинги и расписывая медиаплан. «Весь прошлый год мы трудились, как, впрочем, и сейчас. Когда мне говорят, что ребята стали популярными за один день, я абсолютно не согласен. У них один день шел за месяц. Попробуйте сменить сотню образов за день, и он вам покажется нереально длинным. Они заслужили свои цифры», – подчеркивает Бексултан. Наградой стала и премия Nickelodeon Kids' Choice Awards в номинации «Любимый дом блогеров».

Жить по распорядку

С момента запуска BIP команда переезжала много раз. Поначалу жилье было скромное, затем коллектив пере­ехали в пентхаус. Последние полгода BIP занимает особняк, ежемесячная аренда которого обходится в 2 млн тенге. Остальные расходы – это реквизит для конкурсов, продукты питания, оборудование для съемок. Каждый из участников учится: кто в вузе, кто в колледже. Некоторые даже успевают ходить на занятия по саморазвитию и иностранным языкам. Все эти расходы закладываются в бюджет. Первые рекламодатели у BIP House появились только через девять месяцев после запуска: поначалу рынок рекламы смотрел в сторону TikTok с опаской. «Только спустя девять месяцев мы начали выходить в ноль, а потом стали зарабатывать», – говорит Бексултан. По его словам, сегодня каждый тиктокер из хауса зарабатывает около миллиона тенге в месяц.

Продюсер отмечает, что для медиабизнеса срок окупаемости в год считается вполне нормальным. «Мы играем вдолгую. Хотим, чтобы после хауса жизнь не заканчивалась. Чтобы, выйдя отсюда, ребята становились известными актерами, певцами, блогерами. Для этого у них есть все условия. Никто не собирается уходить из коллектива. Новичков пока брать мы не планируем. Это оптимальный состав, с которым мы распланировали весь этот год», – отмечает Бексултан.

В числе рекламодателей BIP – такие солидные компании, как Банк ЦентрКредит, «Мечта», Sony, Samsung, LG и другие. Доход в хаусе распределяется неравномерно. По словам Даулета и Бексултана, все зависит от того, сколько каждый тиктокер снял контента. Чем активнее он в течение месяца, тем больше получает.

Слава и деньги, утверждают собеседники, не повлияли на них деструктивно. Жизнь по расписанию дисциплинирует, хотя со стороны может показаться, что в хаусе – полный хаос. Бексултан объясняет, что за успехом кроется не только удачная бизнес-модель, но и человеческие отношения. К Асхату, CEO BIP House, ребята относятся «как к отцу», а к генпродюсеру – как к старшему брату. «Даже сейчас я переписываюсь в WhatsApp с мамой Луны. С каждым родителем я на связи. Поначалу с ними было непросто. Теперь все видят, что ребята зарабатывают, а не бездельничают», – говорит Бексултан.

Даулет с Гузи в один голос заявляют, что реализовали свою подростковую мечту. «Это как в сериалах. Подростки живут вместе, тусуются, гуляют, снимают видео и становятся известными», – поясняет Гузи. Привычка жить по расписанию у ребят сформировалась стойкая. И если кто-то не может следовать дисциплине, то в хаусе надолго не задерживается. Дисциплинарных мер в коллективе нет, за готовку и уборку, с тех пор как BIP стал приносить прибыль, отвечает вспомогательный персонал.

ФОТО: © Андрей Лунин

В планах на это лето – поездка в Турцию. Ребята предвкушают первый выезд за границу всей командой. Едут не просто отдыхать, а на разведку. «Идет работа по производству нашего сериала. Пока рассказать ничего не могу, но партнер серьезный», – говорит Бексултан. «Нужно уезжать из Казахстана, здесь рынок не тот», – добавляет Гузи. Бексултан продолжает: покинуть Казахстан и продолжить наращивать популярность во всем мире – идефикс коллектива. Конкретное направление – США.

«Но уезжать навсегда или привязывать себя к одной точке – не наш план. В идеале мы хотим стать кочевниками, как предки. Путешествовать по миру, делая контент в TikTok. Ресурсы и фанатская база позволяют нам это реализовать», – философски резюмирует Бексултан.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить