Как «подрывные» инновации могут стать основой для бизнеса

12106

Казахстану необходимо развивать культуру массового инновационного предпринимательства и стимулировать венчурное инвестирование со стороны частных инвесторов в стартап-проекты, считает Бауржан Шалбаев, старший консультант департамента финансового консультирования, «Делойт»

Фото: WKazarin.ru

За последние 5 лет, по данным Mergermarket, доля стоимости сделок по портфельным инвестициям (Private Equity) составила в среднем 12%, а по стратегическим - оставшиеся 88% от общего объема рынка слияний и поглощений в мире, который бьет рекорды исторического максимума по количеству сделок.

И это не удивительно, ведь в погоне за годовыми бонусами топ-менеджеры крупных компаний порою стремятся повысить акционерную стоимость любыми путями. И в большинстве случаев, наиболее простым, хотя далеко не всегда финансово выгодным, является решение по стратегическому поглощению и интеграции бизнеса более слабой компании для захвата ее технологии и доли рынка. Когда новые компании получают определенную долю рынка, они становятся помехами для крупных игроков и, как правило, в большинстве случаев побеждает сильнейший, что способствует снижению конкуренции в секторе.

С другой стороны, некоторые стартапы изначально могут выстраивать свою стратегию исходя из планов слияния с крупными игроками для роста от эффекта синергии и экономии от масштаба. В результате, возникает недостаток органического роста и преобладание компаний, ориентирующихся, в первую очередь, на продажу бизнеса, а не развитие новых продуктов и завоевание рынков.

Для развивающихся стран, таких как Казахстан, где доля малого бизнеса в ВВП страны очень незначительна, будут полезны сценарии органического роста, которые обычно наблюдаются у небольших компаний на ранних стадиях развития и сопровождаются ускоренным ростом количества клиентов и рабочих мест.

В данном случае, теория «подрывных» инноваций, принадлежащая профессору Гарвардского университета Клэйтону Кристенсену и описанная в его книге «Дилемма инноватора», может послужить основой для появления большого количества мелких эффективных компаний, что приведет к снижению доли крупных игроков во многих секторах и повысит конкурентоспособность страны. Профессор Кристенсен рассказывает о том, что «подрывные» инновации и бизнес-модели создают новые, более простые и доступные продукты для новых рынков, где ранее эти продукты были недоступны.

К примеру, онлайн-курсы «подрывают» бизнес-модель традиционной системы образования, где применимы такие технологии как, виртуальная и дополненная реальности, которые значительно меняют методики преподавания в лучшую сторону, улучшают доступ к знаниям и ускоряют процесс изучения таких сложных предметов, как физика, химия, биология или геометрия. Или, при изучении строения вещества, миллионы школьников и студентов, без дорогостоящего лабораторного оборудования, могут иметь возможность пройти виртуальный 3d тур, наблюдая взаимодействие молекул, атомов,электронов, протонов и нейтронов. Остается вопрос идентификации учащихся и подтверждение их знаний, который решится с появлением сети оффлайн экзаменационных центров от лучших университетов. Исходя из этого, Клэйтон Кристенсен предсказывает банкротство половины американских колледжей в течение 10-15 лет. На мой взгляд, наша страна не будет исключением и нас также ожидает рост сделок по слиянию в данной сфере, исчезновение игроков с устаревшими образовательными моделями и развитие множества мелких учебных онлайн-продуктов, предоставляющих актуальные знания в удобном формате.

Кроме того, согласно этой теории, имеются более традиционные в нашем понимании, так называемые «поддерживающие» инновации, которые улучшают качество продукта за счет дорогостоящих новых технологий, но при этом не развивая новые рынки спроса, а предлагая немного модифицированные продукты тем же покупателям, как в случае со смартфонами и другими гаджетами. Данный вид инноваций более характерен для крупных международных компаний с достаточными бюджетами на научно-исследовательские работы и оснащение собственных лабораторий и центров компетенций. Казахстанскому бизнесу и научным институтам, в этом случае, только остается выступать в партнерстве с крупными корпорациями, выполняя определенную часть исследовательских работ или испытаний с учетом имеющихся ресурсов, так как самостоятельно конкурировать с лидерами рынка практически бесполезно.

По теории профессора Кристенсена, также существует третий вид инноваций – «инновации эффективности» или, другими словами, применение новых подходов к оптимизации бизнес-процессов для улучшения финансовых показателей компании. Высвобождающийся при этом капитал, как правило, реинвестируется в дальнейшее повышение эффективности путем автоматизации и аутсорсинга определенных процессов. Последние годы такие стратегии повышения эффективности используют крупные добывающие и производственные компании по всему миру, и Казахстан не является исключением. Очевидно, что данный вид инноваций, как и «поддерживающие инновации», не повышает количество рабочих мест и не стимулирует появление и органический рост новых проектов.

Помимо онлайн-образования, для Казахстана потенциал в развитии малого бизнеса имеют такие «подрывные» инновации, как: набирающая в мире зеленая энергетика против традиционного ископаемого топлива, блокчейн-технология и криптовалюты против банковских переводов, коворкинг-центры против дорогостоящих офисов, байкшеринг против сервисов по прокату и продаже велосипедов, а возможно и общественного транспорта.

Как преуспеть нашей стране в этой суматохе, напоминающей гонку вооружений? Вкладывать миллиарды в разработку собственных новых технологий? Осуществлять трансферт уже успешных инноваций? Ответ на этот вопрос дает сам профессор Клейтон Кристенсен. По его мнению, крупные компании должны выявлять новые проекты, имеющие «подрывной» потенциал и инвестировать в них на ранней стадии, как это делает холдинг Alphabet Inc. (материнская компания Google) и другие венчурные инвесторы. Именно венчурные инвестиции стали драйвером развития Кремниевой долины и создали уникальную экосистему инноваций.

Таким образом, Казахстану необходимо развивать культуру массового инновационного предпринимательства и стимулировать венчурное инвестирование со стороны частных инвесторов в стартап-проекты, что позволит систематически выявлять «подрывные» инновации. Правительством и частными инвесторами в последние годы запущен ряд проектов, призванных решать подобные задачи. При этом, проблемой является недостаток местных кадров и качественных проектов, который можно восполнить, предоставляя иностранным специалистам и компаниям из близлежащего зарубежья наиболее привлекательные условия для работы и развития. Приток талантливых иностранцев может придать дополнительный импульс развитию качества местного бизнеса и заставить местных специалистов заняться более активным самообразованием.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить