Хостинг для двоих

14424

Денис Сухачев и Виктория Бандельман построили миллионный бизнес без начального капитала и заемных средств

Фото из личного архива

Многие считают, что казахстанский интернет-бизнес – это по большому счету Алматы и еще немного Астана. Это было бы справедливо – в столицах квартирует большинство онлайн-бизнесов, – если бы не Караганда. Регион лидирует среди всех казахстанских областей по числу интернет-пользователей и даже опережает Астану – 93,6 тыс. столичных юзеров против 108 тыс. карагандинских. Один из них – Денис Сухачев. Десять лет назад он оплачивал Интернет с помощью родителей – у небогатого студента не было денег на ADSL. Сегодня 30-летний бизнесмен – совладелец компании с оборотом более $1 млн в год. Бизнес-ангелы в Караганде отродясь не водились, денег в долг Сухачев тоже не брал. Как карагандинский предприниматель сумел обойти коллег из столичных городов?

Есть бизнесмены, работающие по заранее рассчитанному бизнес-плану, методично идущие от одной цели к другой. Сухачев явно не из этой когорты. Начнем с того, что он немного не рассчитал со своим образованием. В карагандинском политехе, куда он поступил в 1998 году после школы, ему и его однокурсникам обещали, что они выйдут из стен института инженерами-системотехниками, умеющими программировать, проектировать и работать с AutoCad. Но реальность разочаровала. «Было много ненужных для IT-специалистов предметов. Много всяких физик-химий-историй, зато мало преподавателей могли сказать что-то по нашей специальности. Можно сказать, что таких преподавателей вообще не было», – вспоминает он. Зато на одном факультете с Денисом училась Виктория Бандельман. Пожалуй, она стала главным приобретением Сухачева за годы учебы – и с точки зрения бизнеса, и с точки зрения личной жизни.

Разочаровавшись в вузе, Сухачев пошел осваивать профессию на практике. Устроился работать в информационно-вычислительный центр университета. В ИВЦ был круглосуточный Интернет и компьютеры. Амбициозные, но небогатые студенты вовсю пользовались ими. «Зарплата была смешная – 1,5–2 тыс. тенге. Даже стипендия была больше. Зато ИВЦ был полигоном – там можно было учиться, испытывая все, что хотелось», – говорит он.

Импульс, полученный в ходе работы в ИВЦ, сам Сухачев характеризует как «пинок для дальнейшего развития». Общественного ИВЦ оказалось мало, и Денис подключился из дома к ADSL. За 5 тыс. тенге в месяц он получал 100 Мб трафика. Деньги пришлось просить у родителей. Впрочем, Денис и Виктория уже пытались зарабатывать сами. В 2004 году Сухачев создал ИП, а затем первым в Казахстане получил права регистратора в зоне KZ. Права были, а помещения не было, как и денег на раскрутку. Спустя годы Сухачев видит в этом плюсы: «За все время работы мы не привлекали никаких инвестиций – немного заработали, вложили в себя же. Думаю, что это был правильный подход, не уверен, что чужие средства на тот момент нам сильно помогли бы: большого опыта работы не было, могли просто потерять эти деньги».

Так продолжалось примерно год – а потом пару начинающих бизнесменов выручил друг. Ему нужно было, чтобы кто-то сидел в его офисе, отвечая на телефонные звонки, а Денису и Виктории нужно было помещение. На накопленные за год домашней работы 200 тыс. тенге были куплены два компьютера, стол, несколько стульев и факс. Обороты немного выросли. В 2007 году появился уже собственный офис – отдельный кабинет. «Было страшно платить за него. 40 тыс. тенге в месяц: потянем или не потянем?» – вспоминает те времена Сухачев.

Новый импульс – или «пинок» – оказался неожиданным и довольно сильным. Компьютерщикам оказалось не лень периодически рассылать свои коммерческие предложения обычной почтой, в бумажных конвертах. После очередного такого директ-мейла компанию пригласили на тендер по госзаказу. Победа принесла Денису и Виктории контракт на 8 млн тенге на разработку сайта dpp.kz для местного Фонда развития малого предпринимательства. Деньги выделялись траншами. Оборот компании сразу вырос с 200 тыс. до 2 млн тенге. «Это был определенный шок, мы не сразу в это поверили», – говорит Денис. Супруги-совладельцы наняли первых сотрудников и вскоре отпраздновали переезд в новый офис и появление нового бренда. «Домен hoster.kz был зарегистрирован еще в 2004 году, но работать под брендом «Компания Нoster.kz» мы начали в 2007-м, и для меня эта дата стала днем рождения нашей компании», – говорит Денис.

Не уверен, что чужие средства на тот момент нам сильно помогли бы: могли просто потерять эти деньги

Раскручивать новый бренд ему пришлось одному. «Так совпало, что 19 октября 2007 года, ровно три года спустя после регистрации домена hoster.kz, у меня родился сын. Получился такой двойной праздник – корпоративный и семейный», – поясняет он.

Следующий импульс компания получила благодаря новеллам законодателей. Поначалу Hoster.kz арендовала серверы в США. Но в 2007 году был принят закон, обязывающий размещать DNS-серверы в Казахстане. «Для нас он стал дополнительным стимулом купить и поставить первый сервер в РК – мы опасались потерять созданную базу и клиентов. Мы потратили довольно большие для нас на тот момент деньги – $10 тыс., но зато приобрели сразу надежное оборудование. Оно работает до сих пор – никаких проблем с сервером не было и нет», – Сухачев явно доволен этим решением. Правда, сервер нужно было еще куда-то поставить. С дата-центрами в Караганде были проблемы – «Казахтелеком» только начал их внедрять. Hoster.kz дали стойку в серверной – но летом оборудование перегревалось и выключалось. «В общем, было не очень весело», – резюмирует бизнесмен. На интернет-форумах компанию критиковали за нестабильную работу сайтов. А еще жаловались на высокие цены. Довольно странно для компании, поначалу пытавшейся привлечь потребителя дешевизной.

Известный российский предприниматель Олег Тиньков писал, что лучший способ вылететь с рынка для стартапера – это демпинг. Владельцы Hoster.kz пришли к такому же выводу. «Когда мы начинали работать, мы ставили самые низкие цены, – говорит Денис. – Но мы поняли, что на этом далеко не уехать и никакого развития не будет, и сделали тарифы подороже». Правда, когда рынок подрос и конкуренты начали снижать цены, Hoster.kz тоже пересмотрела свою ценовую политику. К этому моменту у фирмы уже был хороший оборот, и она могла себе это позволить. Заодно стало меньше критики со стороны клиентов. Проблемы с оборудованием тоже понемногу решались – «Казахтелеком» запустил новую серверную, и Hoster.kz переехала в нее первой в городе. «Сейчас ждем расширения канала до 10 гигабит, и работать будет намного приятнее», – ждет Сухачев.

Что такое Hoster.kz сегодня? Это 30,3 тыс. доменов из 68,7 тыс., оформленных в Казахстане (по данным компании). 2,5 тыс. доменов, оформленных клиентами из РК в иностранных доменных зонах. Немногим более $1 млн оборота за прошлый год – примерно 20 % из него обеспечивается разработкой сайтов, остальное – регистрация доменов и хостинг. По словам Сухачева, около 80 % прибыли (размер которой он не раскрывает) вкладывается в развитие компании: набор сотрудников, освоение новых технологий. Капитализировать компанию и продавать ее или открывать новые направления работы он пока не планирует. Зачем? Ведь обороты Hoster.kz продолжают расти на 20–30 % ежегодно. Неплохо для пары, начинавшей работу без единого тенге, в офисе, принадлежавшем другу.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить