У казахстанских учёных есть уникальная возможность заявить о себе на 900-миллионную аудиторию

11049

Издатель National Geographic Qazaqstan Еркин Жакипов рассказал, чего добился журнал за годы своего существования и почему он так важен особенно для молодого поколения

Еркин Жакипов
ФОТО: архив пресс-службы
Еркин Жакипов

В этом году свое пятилетие отмечает журнал National Geographic Qazaqstan - источник беспрецедентных исследований из 80 стран и уникальный мир науки на казахском языке, о чем казахстанцы мечтали и к чему стремились долгие годы. С чем вы подошли к этому рубежу?

- Да, действительно, мы празднуем наше пятилетие в этом году. Можно сказать мы успешно закрыли первую пятилетку. Прошли своего рода точку, после чего, наверное, уместно себя спросить, чего достигли и чего не смогли. Когда мы только начинали в 2016, то ставили цель стать стабильно развивающейся и открытой к сотрудничеству организацией. Я думаю, этого мы достигли. Журнал выпускается ежемесячно и сотрудничает практически со всеми заинтересованными сторонами. Это и госорганы, и НПО, и международные организации. За это время мы дважды удостоились национальной премии «Уркер» как лучший журнал 2017 и 2019 годов.

Если же подойти к вопросу, чего не смогли достичь, то, наверное, большего охвата, более тесных связей, чем имеем, и большего количества проектов, чем реализовали. Конечно, всегда хочется больше, но, с другой стороны, мысль, что могли бы больше, и дает силы и мотивацию двигаться вперед и ставить высокие цели. Наша работа тесно связана и с журналистикой, и с исследованиями, и с просвещением. Важно отметить, что если около 70-80% контента журнала готовится международными исследователями, то оставшиеся 20-30% мы имеем возможность заполнить местным содержанием. Это подразумевает работу с отечественными журналистами, исследователями и фотографами. И, пользуясь случаем, я бы хотел обратиться к нашим ученым: дорогие коллеги, у вас есть уникальная возможность заявить о себе и своей работе на 900-миллионную аудиторию!

Национальное географическое общество (National Geographic Society) выделяет гранты по нескольким направлениям и для нескольких групп исследователей. С момента выдачи первого финансирования в 1890 году и до сегодняшнего дня было выделено около 40 грантов на изучение Казахстана. В числе грантополучателей есть и наши соотечественники - знаменитый ученый-археолог Карл Байпаков и доктор биологических наук, участник множества зарубежных экспедиций Иса Байтуллин.

У нас есть платформа и мы приглашаем наших взрослых и молодых ученых к сотрудничеству. Как вам известно, National Geographic - это не только журнал. Под этим брендом работают как несколько журналов, так и знаменитый канал, который входит в мировой топ-25. Если канал собирает 400-миллионную аудиторию в более чем 170 странах, то еще 500 миллионов человек следят за нами онлайн и 46 миллионов узнают о наших исследованиях через журнал. Кстати, наш глобальный аккаунт natgeo в сети Инстаграм является самым большим в мире. К чему я озвучиваю все эти цифры? К тому, что самые успешные исследования освещаются на всех этих платформах, и это дает возможность исследователям донести свою новость практически до каждого восьмого жителя нашей планеты.

Возвращаясь к вашей деятельности. Насколько известно, помимо выпуска журнала, вы проводите фотовыставки и фотоэкспедиции.

- Да. Например, в 2016 организовали уникальную лицензированную фотовыставку National Geographic «50 лучших фотографий, изменивших мир». Там были собраны лучшие работы фотографов National Geographic, таких как Стив Маккарри, автор фото афганской девочки, или Эмори Кристоф, прославившейся подводной съемкой «Титаника». Именно его работа вдохновила режиссера Джеймса Кэмерона на создание одноименного фильма, благодаря чему весь мир узнал о судьбе затонувшего лайнера.

Еще одно из наших направлений - это экспедиции, куда мы также привлекаем отечественных и зарубежных фотографов, журналистов и ученых. К примеру, это фотограф Джордж Стейнмец, чьи работы четыре раза попадали на обложку National Geographic, у него миллионная онлайн-аудитория. Или путешественник-журналист Пол Салопек - дважды лауреат Пулитцеровской премии, который в рамках своего проекта Out of Eden посетил нашу страну. Благодаря таким известным личностям нам удается заявить о Казахстане на весь мир и в то же время помочь авторам познать и прочувствовать наш родной край.

В чем основное отличие National Geographic Qazaqstan от других журналов и ресурсов?

- Я бы, наверное, рассматривал нас больше как источник. Журнал, сайт и архивная база - это наши средства для распространения последних достижений в сфере науки. Если честно, даже не знаю, с кем нас можно сравнивать в Казахстане. Мы публикуем непосредственно работы исследователей, журналистов и путешественников. На сайте размещаем полезную информацию, в архивной базе данных хранятся все опубликованные материалы.

Главное отличие, наверное, в том, что наша информация не теряет актуальности со временем. Есть читатели, которые коллекционируют все наши выпуски. Читали, наверное, про Фазилу-апай, которая попала на страницы журнала в 1954 году. Ее семья была вынуждена покинуть родные края в 30-е годы прошлого века, а в 50-е, когда они бежали в Индию, встретили журналистов National Geographic, которые провели с ними целый месяц, наблюдая их быт и культуру. Эта целая история народа с иллюстрацией, и она хранится у нас в архиве.

У вас есть доступ к самым последним открытиям в области науки. Вы размышляете о том, с какими проблемами мы все столкнемся в будущем? 

- Нельзя прогнозировать, не будучи специалистом в одной из этих специфических областей. Однако могу привести один пример. В июльском номере вышла статья журналиста, автора нескольких книг Робин Хениг, где она размышляет, были ли мы как общество готовы к пандемии коронавируса. Робин Хениг, Ричард Престон, Лори Гаррет - это лишь некоторые из журналистов и писателей, которые поднимали эту тему еще с начала 1990-х годов. То есть ученые били тревогу уже 30 лет назад. И таких проблем много, но об этом должны говорить ученые, а наша миссия - сделать все, чтобы они были услышаны.

Чего, по-вашему, не хватает отечественной науке, чтобы стать действительно конкурентоспособной и востребованной и вносить серьезный вклад в развитие экономики? 

- Нельзя сказать, что вопрос в чем-то одном. Есть проблемы с финансированием науки, доступом к ресурсам, подготовкой кадров. Однако я бы начал интервенцию со среднего образования. Если мы утверждаем, что наука и инновация - это драйвер экономики, ключ к успеху и вхождению в число развитых стран мира, то и прививать любовь к ней нужно еще со школьной скамьи, а может, и раньше. Немаловажен верный выбор профессионального пути. По разным оценкам, в Казахстане больше трети выпускников работают не по специальности. Это значит, в школе им не помогли с выбором профессии, никто им не объяснил, чем занимается биотехнолог или антрополог или не подсказал, что можно стать нанотехнологом или дата-сайентистом. И в такой ситуации они выбрали то, о чем слышали. В результате мы имеем рынок труда, насыщенный экономистами, юристами и международниками.

Материалы нашего журнала дают возможность юному читателю представить рабочие будни исследователей из разных областей и узнать подробнее, как навыки, приобретенные в академической среде, применяются в профессиональной деятельности. Они будут осознанно, углубленно изучать определенный предмет не для того, чтобы набрать высший балл на ЕНТ, а чтобы лучше подготовиться к будущей профессии. Важно, чтобы ученик «болел» этой темой с ранних лет.

На страницах журнала мы поднимаем глобальные вопросы, что формирует нашего читателя как гражданина мира, расширяет его кругозор. Подтверждением этому служит тот факт, что National Geographic является самым эффективным брендом, которому удалось, так сказать, достучаться или заинтересовать поколение Z. Через наши материалы ученики, например, узнают, какую проблему из себя представляет, казалось бы, безобидный пластик, который разлагается более 400 лет! По прогнозам ученых, к середине века в океанах пластика будет больше чем рыб. Или насколько остро стоит проблема питьевой воды и что это может послужить причиной глобальных столкновений между странами. Это и толерантность, и экологическое и культурное просвещение, и наука, вместе взятые.  

Ну и традиционный вопрос о планах на будущее…

- Если в первые пять лет мы планировали встать на ноги и установить крепкие отношения с партнерами, то следующую пятилетку намерены увеличивать аудиторию и донести наш месседж до каждого потенциального читателя. А это в первую очередь школьники и студенты.

Я хочу особо акцентировать внимание на важности наших материалов именно для этой категории читателей. Во-первых, никто в мире не имеет такую базу данных о результатах научных исследований в области географии, антропологии и экологии, как мы. Думаю, наша 132-летняя история говорит сама за себя. С 1890 года National Geographic присудила 14 тысяч грантов на семи континентах, и результаты этих исследований и служат базой для наших материалов.

Во-вторых, мы решаем такие проблемы в сфере образования, как обеспечение глобальной актуальной информацией о результатах научных исследований в мире на казахском языке, на котором обучаются около 65% школьников и студентов, а также обеспечение доступа к этим материалам для каждого юного читателя. Это дает казахстанской молодежи одинаковый старт с их ровесниками из развитых стран, что очень важно, так как наука всегда движется вперед. Если мы будем обучать школьников и студентов устаревшими материалами, то в современном мире они не найдут применения своим знаниям и будут вынуждены постоянно догонять своих зарубежных сверстников.

Собственными усилиями и благодаря партнерам мы уже обеспечили около 2 тысяч сельских школ подпиской на наш журнал. И надеемся, что так они получат пусть небольшую, но полезную дополнительную к школьной программе информацию. Как вы знаете, в сельской местности проблема доступа к дополнительным ресурсам стоит остро, и я рад, что наш журнал дает возможность школьникам идти в ногу со временем. Конечно, мы не обеспечиваем их информацией по всем отраслям, но мы работаем в этом направлении, и я думаю, в скором времени наши коллеги по цеху присоединятся к нам и поддержат нас. И, раз уж мы начали эту тему, в 2017-18 учебном году мы сотрудничали с Центром образовательных программ АОО «НИШ», и, на основе наших материалов, коллеги внесли ссылки в свои учебные программы. То есть учителя могли воспользоваться нашими материалами в качестве дополнительной литературы для раскрытия соответствующих тем. Я очень горжусь подобным партнерством, так как оно позволяет раскрыть полный потенциал нашего журнала, и я более чем уверен, что таких возможностей еще очень много.

В заключение я бы хотел сказать, что мы имеем уникальную возможность работать на нескольких фронтах. Это журналистика, образование, туризм, экология. И мы открыты к сотрудничеству - с исследователями, госорганами и просто соотечественниками, кому небезразлична судьба молодого поколения. В ближайшем будущем планируем возобновить воркшопы и семинары в школах и вузах, онлайн-просвещение, и надеемся, что они помогут донести нашу идею до каждого читателя.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube