«Привезли в Алматы художника из Сербии, заплатили ему за мурал и... закрасили его»

22350

Как развивается уличное искусство в Казахстане

Сегодня улицы крупных казахстанских городов украшены инсталляциями, скульптурами, а стены жилых домов расписаны в яркие муралы, которые зачастую несут социальный или исторический посыл. Однако так было не всегда. В начале нулевых, к примеру, уличное искусство в Казахстане, да и в других странах СНГ, выражалось зачастую только «бомбингом» или «теггингом» - граффитисты с баллончиками и маркерами наперевес расписывали свое имя везде где могли.

Отношение к уличному художеству поменялось. Если раньше это считалось искусством протеста или диалогом «низов» с «верхами», то сегодня городские власти сами заказывают художников, чтобы те исполнили ту или иную работу. Правда, не всегда идея находит отклик к у горожан. Яркий пример – мурал с врачом, полицейским и пожарным в Алматы, которые изначально держали на своих спинах большой «коронавирус», а чуть позже – просто земной шар.

Почему отношения к стрит-арту изменилось? Как уличное искусство меняет облик городов? И есть ли в Казахстане потенциал «выстрелить» в мировом искусстве?

Улучшает экономику и воображение

Арт-консультант, участник рейтинга Forbes Kazakhstan «30 моложе 30» Владислав Слудский убежден, что не только стрит-арт, но и искусство в публичных пространствах способны снижать преступность в городских районах. «В районах, насыщенных работами уличных художников, растет стоимость жилья. Кроме того, воображение и критическое мышление работает значительно лучше у детей, выросших в районах, к примеру, с муралами на стенах. Это все упирается в разговоры о человеческом капитале. Сейчас профессионалы должны взращиваться с детства, ведь потом они дадут экономику идей. Именно поэтому Германия в первые месяцы пандемии выделила 50 миллиардов евро на поддержание креативного класса», - детализирует свою мысль Владислав.

Дмитрий DMN Мусихин, один из основателей легендарного в Алматы стрит-арт-коллектива REPAS, отмечает, что желание людей рисовать на стенах – естественно. «Когда работы на стенах более качественны – они влияют на сознание людей. Если ты гуляешь по каким-то микрорайонам, где сырость, грязь и разруха, – любая стрит-арт-работа сможет тебя отвлечь и поднять настроение», - считает DMN. Дмитрий сетует на то, что иногда эта уличная культура не находит общего языка с властями города. Он приводит в пример сербского уличного художника Artez, который нарисовал в микрорайоне Самал в Алматы мурал. «Он приехал, ему оплатили перелет, заплатили за работу, и он сделал ее качественно. Но в итоге его работу просто закрасили. Как? Зачем? Непонятно», - сетует он.

Алматинский стрит-артист Галымжан Балсары объясняет: есть такое понятие, как «gentrification». «Берем район, который пришел в упадок или является заброшенным. Расписываем его максимально красиво, и затем там снова начинает появляться жизнь, вливаться деньги. В Майами, к примеру, есть промышленные улицы, пришедшие в упадок. В один момент люди, которые разбираются в искусстве, начали там собирать фестиваль и приглашать знаменитых стрит-арт-художников. Как итог, район ожил, туда потянулся бизнес. У нас, к сожалению, это пока еще не работает», - резюмирует Галымжан.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить