Сколько зарабатывают кинопрокатчики в Казахстане

27873

Глава KinoPark Multiplex Cinemas Алмаз Малдыбаев: Кинотеатры IMAX увеличивают поток посетителей торговых центров на 25% и более

Фото: Андрей Лунин
Алмаз Малдыбаев.

«В Казахстане годом возрождения кинопоказа после 10-летнего забвения можно считать 1998-й. После развала СССР кинотеатры закрылись либо использовались под склады, – вспоминает совладелец, генеральный директор KinoPark Multiplex Cinemas Алмаз Малдыбаев. – В тот год нам пришла идея восстановить кинопоказ в стране. Мы купили через инвестиционный тендер у государства алматинский кинотеатр «Искра», вложив в него около $1 млн кредитных средств. На эти деньги отреставрировали здание, закупили оборудование. Поначалу восстановление кинотеатра было похоже на очистку авгиевых конюшен: за годы простоя в нем накопилось около 40 КамАЗов мусора, который мы долго вывозили. В таком состоянии пребывала вся отрасль кинопоказа».

Мы разговариваем с Алмазом в ресторане Fellini, который находится на верхнем этаже Esentai Мall, в 11-зальном мультиплексе KinoPark 11 IMAX. Он рассказывает о создании первой в Казахстане частной сети кинотеатров «Отау Синема».

«Спустя несколько месяцев мы поняли, что с одним кинотеатром далеко не уедешь, и было принято решение делать сетевой бизнес, – вспоминает Малдыбаев. – В течение двух лет компания выкупила у государства еще шесть кинотеатров: «Алатау», «Целинный», «Сарыарка», «Байконур» в Алматы и «Костанай» в Костанае. На восстановление каждого из них было потрачено от $600 тыс. до 1 млн».

«Отау Синема» прекрасно развивалась и спустя пять лет, в 2005, была продана другим инвесторам. Алмаз тогда понял, что будущее за многозальными кинотеатрами, поэтому существующую сеть необходимо было серьезно перестраивать или же выходить из проекта и искать новые пути развития бизнеса.

Таким новым путем стали мультиплексы – несколько кинозалов плюс дополнительная инфраструктура для развлечений: лаундж-бары, игровые зоны, площадка для детей и т. д. Под это направление Малдыбаев в 2005 создал компанию KinoPark Multiplex Cinemas.

Первый многозальный кинотеатр Kinopark 5 был открыт в Шымкенте, в ТРЦ MEGA Shymkent. Затем последовали Kinopark 6 и Kinopark 8 в столичных торговых центрах MEGA Astana и «Сарыарка». Далее к этому списку добавились Алматы и Актобе. Сеть была построена за три года и сейчас имеет 54 зала общей вместимостью 8497 посадочных мест. Флагманами сети стали 11-зальный KinoPark 11 IMAX Esentai в алматинском ТЦ Esentai Mall и семизальный KinoPark 7 IMAX в ТРЦ «Керуен» в Астане.

Двойной потенциал

Как подсчитал Малдыбаев, на долю KinoPark приходится до 40% кинопоказа в Казахстане, притом что объем валовой выручки рынка за год составляет около $70 млн. Крупнейшими игроками помимо KinoPark являются сети StarCinema, Chaplin, а крупнейшими прокатчиками Sulpak Cinema и «Меломан».

Всего в стране, по сведениям бизнесмена, около 250 кинозалов, большая часть из которых не соответствует международным стандартам. Потенциал рынка кинопоказа в Казахстане – около 1000 кинозалов, при самой пессимистичной оценке – 500. То есть рынок может вырасти еще минимум вдвое по выручке – до $140 млн в год, а то и больше.

Несмотря на то что окупаемость одного мультиплекса составляет не менее 15 лет, отрасль остается привлекательной как для инвестиций, так и для ТРЦ, хотя здесь есть свои проблемы.

«Кинотеатры являются потокообразующим бизнесом, поэтому мы договариваемся с торговыми центрами на специальных условиях: у нас арендная плата должна быть ниже, чем у остальных ретейлеров, нам нужны специальные помещения, – поясняет Малдыбаев. – Кинотеатр как бизнес очень дорогое занятие: в случае расторжения договора мы не сможем увезти с собой интерьер, некоторое оборудование, многое другое. Мы заходим в ТРЦ уже на Fit-out, то есть остается только провести отделочные работы: мебель, экран и все прочее».

Разместив в ТРЦ кинотеатр IMAX, можно поднять поток посетителей центра на четверть

К слову, инвестиции только в KinoPark 11 IMAX Esentai оцениваются в районе $20 млн, что является половиной инвестиционного бюджета всего KinoPark. Конечно же, изюминкой мультиплекса является технология IMAX, потокообразующий эффект которой до сих пор недооценивают владельцы ТРЦ. Если коротко, то основным стандартом технологии IMAX является огромный экран, который в 1,5 раза больше обычного. Эта особенность заложена в самом названии – Image Maximum («максимальное изображение» – англ.). Для того чтобы изображение охватывало все периферическое зрение, экран специальным образом выгибается, полностью погружая зрителя в фильм. Четкость картинки и яркость цветов усиливается за счет специального серебряного покрытия. Кроме этого, зал должен быть специальной запатентованной геометрии – для максимального эффекта картинки и звука.

В пример можно привести блокбастер «Аватар», который дает отличную выборку для наглядного и быстрого исследования. По данным Малдыбаева, «Аватар» собрал в российском прокате около $110 млн. Из них по $30 тыс. собрал каждый обычный экран с 35-миллиметровой пленкой, цифровые залы принесли по $190 тыс., а каждый IMAX – примерно по $1 млн. В России был установлен рекорд, когда один такой экран собирал на «Аватаре» $3 млн валовой выручки. Цифры приблизительные, но показывают общую ситуацию и перспективу формата IMAX, который востребован зрителем. В России сейчас десятки подобных экранов, в Казахстане – лишь два.

Владельцы технологии IMAX в курсе зрительского интереса и всячески его поддерживают. Поговаривают, что есть даже некоторое IMAX-лобби, которое продвигает формат, вкладывая огромные деньги: договариваются о ранних релизах фильма, о том, чтобы картину снимали именно под данную технологию, и т. д.

Фото: Андрей Лунин

«Мы видим, что за этим форматом большое будущее, поэтому подбираем ТРЦ или проект нового комплекса, в котором хотим поставить самое совершенное на сегодня оборудование – лазерный IMAX, с высотой экрана около 18 метров, – делится планами Малдыбаев. – Уверен, что в нынешних условиях падения покупательского потока новейший кинозал создаст дополнительный серьезный трафик для ТРЦ, ведь IMAX – это технология на ближайшие 5–10 лет».

Разместив в ТРЦ кинотеатр IMAX, можно поднять поток посетителей центра на четверть, утверждает собеседник. «Мы подсчитали, что смогли увеличить поток посетителей ТРЦ «Керуен» в Астане на 25%, запустив там IMAX, – говорит он. – Причем добавили поток не только на фуд-корт, но и в магазины центра».

Кино навсегда

Когда появилось кино, пророки и футурологи объявили это концом театра. Когда появились видеомагнитофоны и интернет, было заявлено, что это конец кинотеатров. Однако ничто не сгинуло, у каждого формата развлечений есть свои поклонники. Притом что кинопроизводство – это лишь часть гигантской империи, с доходами в десятки, а то и сотни миллиардов долларов.

«Сегодня кинобизнес является лишь верхушкой всей индустрии развлечений, – раскрывает секреты Алмаз Малдыбаев. – Самый минимальный доход от вложенных денег производитель получает от проката ленты в кинотеатрах. Прокатчики рапортуют о выручке картины в первые уик-энды, однако основной доход получают от последующего использования образов героев фильма».

Например, Disney в год получает примерно $4 млрд от самого проката. Доход от каждого одноименного парка развлечений в год – примерно $3 млрд. Кроме того, у компании есть сеть магазинов игрушек, линия одежды и многое другое. То есть корпорация, которая производит и продает образы тех или иных персонажей, держится на героях фильмов и анимационных картин. Нет новых образов или свежих релизов – рост доходов всей этой империи ставится под вопрос. Поэтому новые фильмы известных франшиз будут появляться всегда.

«Тот же Disney несколько лет назад купил Lucas Film, владельца бренда «Звездные войны», за $4 млрд. У Disney в последние годы было падение в «игрушечном» бизнесе. Я тогда подумал, что если они вскоре не выпустят новый эпизод «Звездных войн», то потерпят убытки. И вот спустя некоторое время услышал об анонсе нового релиза, – рассказывает Малдыбаев. – По сути, новый фильм – это гигантская маркетинговая акция, которую проводит та или иная киноимперия. Притом что сама эта акция окупается, вся корпорация получает доход в более чем 100% с попутных продаж игрушек и прав на образы героев, которые используются в рекламе, компьютерных играх или другой брендированной продукции».

По некоторым данным, мировой объем рынка игрушек, связанных с кино, составляет около $90 млрд.

Отклик по акции

С декабря прошлого года в России идет девальвация рубля, отражается это и на потоке зрителей в кинотеатры. По некоторым сетям падение составило до трети от обычного объема. Ожидается оно и в Казахстане, правда, пока этого не заметно. «По сравнению с другими видами досуга кино остается самым доступным видом, и поток будет всегда, – уверен Малдыбаев. – Мы в течение года предлагаем до 350 различных кинолент, то есть новое кино практически каждый день».

Чтобы поддерживать поток зрителей на должном уровне, KinoPark проводит различные маркетинговые акции. К примеру, по акции «Super вторник» взрослые могут посмотреть фильм за 800 тенге вместо 1500, студенты – за 600 тенге, а детский билет во вторник стоит всего 400 тенге. Как отмечает Алмаз, во вторник у них все залы забиты, а это говорит о том, что интерес к кино остается, главное – вовремя и умело его стимулировать.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить