Два мифа о снижении базовой ставки в Казахстане

12848

25 июля 2022 года Национальный банк должен принять очередное решение по базовой ставке. К этому времени в экономических кругах широко распространенной стала идея снижения базовой ставки, несмотря на все разъяснения механизма работы базовой ставки Нацбанком

ФОТО: © Depositphotos/MaxZolotukhin

Представители идеи смягчения монетарных условий в Казахстане используют в защиту своей идеи аргументацию, которая, на наш взгляд, является ошибочной и вводит в заблуждение по поводу макроэкономических взаимосвязей.

Миф №1. Снижая базовую ставку, мы расширим предложение товаров и услуг, кредитуя по более низкой ставке бизнес, - инфляция снизится.

Для развеивания этого мифа следует начать с того, как появляется инфляция. Инфляция – это рост общего уровня цен в стране за определенный период (неделя, месяц, год). Рост общего уровня цен в стране всегда происходит в случае, если совокупный спрос на товары и услуги превышает совокупное предложение. Далее, поскольку спрос превышает предложение, на рынке образуется «дефицит» товаров и услуг, который и приводит к повышению цен продавцами.

Экономическая теория гласит, что для снижения инфляции в ответ на рост спроса должно расширяться предложение. Однако способ расширения предложения, озвучиваемый сторонниками мифа, – через снижение базовой ставки – является неверным. Логика представителей идеи снижения базовой ставки в том, что такое снижение сделает кредиты дешевле, в первую очередь для бизнеса. Поскольку бизнес якобы «закредитован» (оценки закредитованности бизнеса сторонники мифа не приводят), то в случае повышения ставки обслуживание уже взятых обязательств становится дороже, а потому ставку надо снижать. Но этот аргумент, будучи популистским, «лукавый», поскольку ставка по имеющимся кредитам не может быть повышена сразу же после изменения базовой ставки центробанка, так как это нарушение прав заемщика, если иное не прописано в кредитном договоре. Снижение или повышение не оказывает воздействия на уже взятые обязательства.

Сторонники мифа также утверждают, что снижение базовой ставки позволит брать бизнесу новые кредиты для расширения. Однако практика показывает, что снижение базовой ставки в Казахстане приводит к большему росту объемов кредитования физлиц (то есть преимущественно потребителей), а не крупного и среднего бизнеса.

К примеру, возьмем период с августа 2020 года по май 2021 года, когда базовая ставка находилась на уровне 9,0% - низком для казахстанской экономики. Напомним, что базовая ставка была снижена до 9% 21 июля 2020 года и находилась на этом уровне до 8 июня 2021 года, когда она была повышена на 25 базисных пунктов. Статистика по кредитам, выданным экономике в этот период, показывает, что при такой ставке увеличились объемы кредитования в большей степени физлиц, а не юрлиц. В итоге доля кредитов для физлиц за этот период возросла с 48,6% до 52,5% в общем объеме выданных экономике кредитов.

Причем даже в абсолютном выражении объемы кредитования физлиц были выше, чем юрлиц. Причина большего роста кредитов физлиц кроется в различиях скоринга для юрлиц и физлиц, так как при прочих равных условиях предприятия имеют больше залога и стабильности денежных потоков. С другой стороны, решение о привлечении кредита на предприятии принимается исходя из производственной необходимости, а физлица кредитуются просто для приобретения потребительских товаров. Поэтому ставки для физлиц в среднем выше, чем для юрлиц.

Иными словами, статистика по структуре кредитов в Казахстане явно демонстрирует, что снижение базовой ставки в большей степени влияет на увеличение спроса, а не на расширение предложения, как утверждают идеологи снижения базовой ставки, поскольку банки кредитуют в большей степени физлиц. Вследствие стимулирования спроса при одновременном наличии проблем с предложением (перебои в поставках товаров) в экономике тогда и стал расти общий уровень цен.

Ответом на то, что банки менее охотно в Казахстане кредитуют бизнес, чем физлиц, часто выступает следующий аргумент: надо «заставить» банки выдавать кредиты бизнесу, снижая базовую ставку. Этот аргумент вообще недопустим, если вспомнить, что мы находимся в рыночной, а не командно-административной плановой экономике. Это в условиях плановой экономики СССР существовали финансовые учреждения в конкретной отрасли, которые обслуживали только предприятия этой отрасли по фиксированным условиям и нерыночным ставкам. В условиях рыночной экономики банки – это коммерческие организации, которые нацелены на получение прибыли, а потому выстраивают модель кредитования бизнеса и физлиц в соответствии с возможными рисками и выгодами, в независимости от отрасли. Заставить банки вести себя вопреки рыночным условиям значит подрывать устойчивость финансовой системы, которую в итоге от неправильных механизмов воздействия придется еще и спасать.

Таким образом, логика, что снижением базовой ставки мы добьемся расширения предложения, кредитуя бизнес, в казахстанских реалиях не работает, так как банки быстрее наращивают объемы кредитования физлиц, и спрос продолжает расти быстрее предложения, подстегивая инфляцию сильнее.

Миф№2. Базовая ставка не влияет на инфляцию, поскольку инфляция в Казахстане – импортируемая, поэтому базовую ставку можно/нужно снизить.

Этот аргумент апологетов снижения базовой ставки противоречит сам себе. Если большая часть товаров, которая потребляется в стране, импортируется, то, снижая базовую ставку, мы стимулируем спрос в том числе на импортные товары. В итоге в ответ на растущий спрос начинает расти импорт товаров и услуг в страну, вследствие чего масштаб импортируемой инфляции будет только расти. К слову, это мы сейчас и наблюдаем в отношении товаров из России.

Логика же сторонников снижения базовой ставки заключается в том, что через дешевые кредиты расширится предложение отечественных товаров и услуг, удовлетворится спрос – инфляция будет снижаться, а импорт падать. Во-первых, как уже было отмечено выше, банки у нас кредитуют в большей степени спрос (физлиц), а не предложение (предприятия). Следовательно, снижение базовой ставки не приведет к ожидаемому превышению предложения товаров и услуг над спросом.

Во-вторых, даже если представить теоретически, что банки стали кредитовать отечественных производителей при снижении ставки, существенного снижения импорта инфляции все равно не произойдет. Это объясняется тем, что в Казахстане производство товаров и услуг зачастую не отвечает спросу потребителей не просто с точки зрения объемов, а с точки зрения номенклатуры и качества произведенных товаров и услуг. К примеру, потребители хотят приобрести замшевые сапоги, а отечественные производители предлагают только резиновые. И тут мы хотим снизить инфляцию путем выдачи кредита производителю резиновых сапог, чтобы он расширил свое предложение. Но снижение инфляции произойдет только, если одновременно потребитель переключится с дорогих импортных сапог на отечественные резиновые.

В условиях плановой экономики у потребителей не было выбора, а потому политика расширения собственного производства при низком качестве работала. В условиях рыночной экономики у потребителя всегда есть выбор, и спрос может поэтому не последовать за отечественным производством. Понятно, что пример с сапогами упрощенный и утрированный, но ключевая идея остается прежней: потребитель не станет ждать, пока отечественный производитель улучшит качество, «приберегая спрос», в условиях возможности здесь и сейчас приобрести импортные товары желаемого качества. И снижение базовой ставки не поможет решить такие проблемы отечественного производства.

Подытожим: базовая ставка в Казахстане влияет на кредитование именно стороны спроса, а потому ее повышение нацелено на воздействие на совокупный спрос. Как раз с началом повышения базовой ставки удалось добиться замедления темпов прироста кредитования физлиц. В итоге уже за 1 квартал 2022 года расходы на потребление домашних хозяйств снизились на 0,8% по сравнению с 1 кварталом 2021 года.

Безусловно, в условиях роста инфляции важно не только сдерживать ажиотажный спрос, но и стимулировать предложение. Однако рост предложения должен осуществляться инструментами фискальной политики (прямые субсидии, налоги, схемы ГЧП и др.), а не через базовую ставку. К тому же изменение базовой ставки не позволит решить структурных проблем отечественного производства.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить