Казахстанский ретейл нащупывает дно

9229

Теперь можно ожидать стабилизацию и в перспективе рост продаж, если в планы не вмешается отложенная инфляция

Согласно индексу розничных продаж товаров FMCG, который замеряется компанией Nielsen на основе данных розничного ­аудита в городах Казахстана (Nielsen FMCG Index), рынок нащупывает дно, другими словами – приблизился к своим минимальным значениям, после которых мы можем ожидать стабилизацию и в перспективе рост показателей продаж.

С конца 2014 вплоть до середины 2015 мы наблюдали снижение продаж. Это происходило из-за резкого изменения покупательского поведения в конце 2014: до макроэкономических потрясений покупатели довольно спокойно наращивали свои расходы, даже несмотря на девальвацию начала 2014. Но известные события заставили покупателей резко сменить свои привычки, начать использовать себе на благо ценовой дисбаланс с Россией и в целом начать экономить.

Этот тренд усиливался вплоть до середины 2015, когда снижение розничных продаж, по данным Nielsen FMCG Index, составило рекордные 10% в стоимостном выражении. Но решение финансовых властей отпустить тенге в свободное плавание в определенном смысле оживило FMCG-рынок: розничные продажи стабилизировались на текущем уровне, а к концу года некоторые категории показали прирост по сравнению с прошлым годом. Среди крупнейших категорий, входящих в Nielsen FMCG Index, над нулевой отметкой поднялись газированные напитки, чай, энергетические напитки, шоколад, снэки, кофе, а из непродуктовых категорий – средства для умывания, гели для душа и чистящие средства для туалета.

Эта тенденция может быть как временной, продиктованной желанием покупателей закупиться впрок, так и сигналом к потенциальной стабилизации рынка. По скользящим суммарным продажам за полугодие нулевую отметку пробили только энергетические напитки, кофе и некоторые сегменты шоколада, по остальным же категориям темпы роста пока ниже нуля.

Что это значит для участников рынка? Хотя текущее оживление рынка с натяжкой можно назвать успехом, тем не менее цифры говорят о приближении переломного момента. В ближайшее время в пользу положительной динамики продаж будет играть низкая база 2014–2015, а также обратное перетекание покупателей из менее организованных каналов в современные форматы: супермаркеты и гипермаркеты начнут отвоевывать у рынков потерянные позиции по трафику и среднему чеку.

Тем не менее остается важный фактор, который будет играть против роста продаж в натуральном выражении: отложенный рост цен на товары FMCG. Если в электронике или автомобилях курс валюты практически моментально отражается на конечной цене, то в FMCG моментальное повышение цен чрезвычайно рискованно: рост ценового индекса против конкурентов может резко ослабить позиции бренда. Как результат, многие производители откладывают повышение цен либо делают это с осторожностью, чтобы не нарушить рыночный баланс. Проще говоря, дно приближается, но рост цен может отдалить эту перспективу.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить