Зачем художница Бахыт Бубиканова на свой вернисаж принесла ножи

7512

Ее выставка «чёрный квадрат малевича» ( с маленькой буквы - нарочно) открылась в четверг, 28 февраля, в Алматы

Фото: Татьяна Панченко

Бахыт Бубиканова — известный художник, ученица «кызылтракториста» Молдакула Нарымбетова, лауреат премии Фонда первого президента за вклад в современное искусство, участница многих зарубежных выставок. Но нынешняя выставка в Esentai Gallery — первая персональная.

Несколько лет назад в жизни Бахыт случилась тяжёлая болезнь. Чтобы оплатить лечение, она распродала все свои картины. И работы на выставке отличаются от прежних. В них мало цвета и почти все они — о разрушении.

- Бахыт — как проводник в другое измерение, - сказала, открывая выставку, куратор Тогжан Сакбаева. - Название «чёрный квадрат малевича» выбрано не случайно. Что такое чёрный квадрат? Во-первых, это идеал, это золотое сечение, это момент, к которому мы все стремимся. А как мы стремимся к этому, как мы проживаем этот процесс, об этом — работы художницы.

Приветствуя всех на мероприятии, Бахыт Бубиканова выразила надежду, что все пришедшие получат ответы, как получила их она.

- Я ничего не придумывала, я просто получила это — и делюсь с вами, - сказала она и начала перформанс «Знамение».

В дальней части экспозиции, один за другим, были развешаны марлевая завеса, занавесь в «дворцовом» стиле, «советский» ковёр, ватный матрас, футболка с принтом из «Титаника» и плакат. Художница последовательно разрезала каждую плоскость, начав с последней, как бы продираясь сквозь века и эпохи, пока не вышла из белой ткани — то ли воскреснув, то ли победив время.

- Я хотела показать, что со временем всё разрушается, - сказала Бахыт после перформанса. - Почему именно разрезание? В Библии сказано, что когда распяли Христа и когда он сказал, что всё разрешилось, завеса в храме разорвалась пополам. И начиная с того времени я взяла знамения тех или иных времен и продолжила это.

Работы Бубикановой, представленные в экспозиции, выполнены в самых разных техниках — живопись, скульптура, графика, видео, инсталляции.

Общая в них — тема квадрата, преобразованная в различных формах и смыслах. Даже максимально приближенное к «оригиналу» изображение — световая проекция чёрного квадрата в белой раме — внезапно начинает двигаться, разрушая иллюзию стабильности.

- Моё творчество в последнее время базируется на моменте разрушения, все мои последние работы на этом строятся — я что-то режу, ломаю, рву, ничего не создаю, но при этом это остаётся искусством, - сказала Бахыт в комментарии Forbes.kz.

F: Чёрный квадрат — тоже символ разрушения всего старого?

- Нет, чёрный квадрат — для меня идеал, идеально соотношение чёрного на белом фоне — идеал композиции.

F: Ваше ощущение разрушения связано с тем, что происходит сейчас в обществе, в стране?

- Обязательно, то, что я вижу вокруг себя, я перевела через свои образы. Современное искусство — это само по себе триединство: время - сегодня 2019 год, 28 февраля, место — Казахстан, Алматы, Esentai Mall и кто есть я. Эти три составляющие присутствуют всегда.

F: То есть сейчас разрушение преобладает над созиданием?

- Это всегда, в любое время.

F: Бахыт, вы уже многого добились. Вам не приходилось сталкиваться с гендерным неравенством?

- Нет, я училась на скульптура, всегда была среди мужчин и никогда таких вопросов не возникало. Я сама удивляюсь, когда кто-то жалуется, что его зажимают в профессии. Я с этим не сталкивалась.

В мае Бахыт Бубиканова должна представлять Казахстан на Венецианской биеннале, которая в этот раз пройдёт под знаком проклятия — под лозунгом «Чтоб вам жить в интересные времена» как отсылки к китайскому изречению «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Но её участие зависит от того, быть или не быть казахстанскому павильону на этой самой знаменитой художественной выставке. И решение этого вопроса — не в её силах.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить