Кто даёт взаймы съёмочной группе «Казахского ханства»

11630

Режиссер сериала «Казахское ханство» Рустем Абдрашев рассказал Forbes Kazakhstan, почему он полон энтузиазма, несмотря на проблемы с финансированием

Фото: Андрей Лунин
Рустем Абдрашев.

Мы встречаемся с создателем киноэпопеи о Нурсултане Назарбаеве «Путь лидера» на въезде в Чунджу. Его черный внедорожник с алматинскими номерами легко распознать в ряду стареньких легковушек, принадлежащих местным жителям. Помахав рукой из окна машины, Рустем Абдрашев просит следовать за ним.

В период колонизации всю нашу историю переписали и отправили подальше. Российской империи не нужен был народ, который был бы носителем великой истории.

Через несколько минут мы сворачиваем с трассы на проселочную дорогу. Она заметно худшего качества, но Абдрашева это не останавливает – сломя голову мчится вперед. Мы проезжаем около 15 километров, прежде чем затормозить у оврага. К этому моменту погода окончательно портится: буран заметает всю долину. «Вот наша главная проблема, – сокрушается режиссер, стоя на вершине отлогого склона и глядя на декорации аула внизу. – Не девальвация, а погода!»

Он указывает на шеренгу грузовиков, проглядывающую сквозь метель. «Это наша база: техника, свет, аппаратура. Часть в аренде – мы же не американцы, которые под проект все закупают, а потом распродают. Соответственно, каждый час «капает». День простоя съедает около $7 тыс. До сих пор погода нас баловала, а вот сегодня… Эх, ладно», – огорченно вздохнув, Абдрашев закуривает.

Намерение снять сериал о возникновении казахской государственности было озвучено министром культуры Арыстанбеком Мухамедиулы в ноябре 2014. Идея проекта, согласно официальной информации, принадлежит самому президенту. «Это история становления Казахского ханства, предтеч этого события, – поясняет Абдрашев. – В 1457 около Сыганака состоялась битва с ойратами. В том сражении объединенная армия кочевых племен под предводительством Абулхайра потерпела поражение, и был заключен унизительный договор, против которого возражали молодые султаны Жанибек и Керей. Это стало моментом их кардинального разногласия с Абулхайром. В результате они откочевали и предприняли попытку создать свое ханство, что им удалось. Ханство стало называться Казахским».

Фото: Архив пресс-службы

Быстро становится понятно: Абдрашев искренне увлечен всем, что касается отечественной истории. Он проводит параллели между созданием Казахского ханства и распадом Советского Союза, пытается убедить нас в том, что монголами во времена Чингисхана называли современных казахов, рассуждает о родственной связи русской аристократии и тюрков. «В период колонизации всю нашу историю переписали и отправили подальше, – сетует режиссер. – Российской империи не нужен был народ, который был бы носителем великой истории. Вот поле, на котором мы сейчас с вами стоим, все усыпано курганами, их около 40 штук. Казахи с джунгарами здесь по очереди гонялись друг за другом».

На вопрос, откуда такие факты, ведь письменности у казахов тогда не было, Абдрашев возражает: «Это стереотипное, ошибочное мнение. Мой дед до революции писал арабской вязью, но советская власть почему-то не считала ее за грамоту. На самом деле, если поднять архивы, то видно, что вплоть до XIX века все записи велись на арабском алфавите. К сожалению, только китайские казахи сохранили эту культуру. Ну и монгольские – частично. До VII века тюркские племена пользовались коренной рунической письменностью. Потом ислам начал проникать в степь, и мы перешли на арабскую вязь. Только в 1930-х годах была введена латиница, а в 1940 – кириллический алфавит. Люди, которые родились после этого, уже не могли читать письма своих отцов».

По мнению Абдрашева, история Казахстана все еще плохо изучена. Тема – настоящий Клондайк для ученых и кинематографистов. Те, кто берется ее осваивать, совершают, на его взгляд, гражданский подвиг. В числе таковых был автор трилогии «Кочевники» Ильяс Есенберлин. Первый том «Кочевников» – роман «Заговоренный меч» – и лег в основу сценария «Казахского ханства». Режиссер подчеркивает: сериал снят по мотивам романа, а не буквально повторяет сюжет книги. Сценаристы Тимур Жаксылыков и Смагул Елубай в соавторстве с самим Абдрашевым серьезно переработали классическое произведение с учетом нынешней конъюнктуры. В советское время, утверждает Абдрашев, некоторые факты Есенберлиным были вынужденно искажены.

«В XVI веке Мухаммед Хайдар Дулати, описывая историю Могулистана, рассуждал о возникновении этнонима «казах», – продолжает собеседник. – По его версии, после отделения Жанибек и Керей начали казаковать, так и возникло название этноса – от образа жизни. Но Дулати отмечал, что всю правду знает только Аллах».

Постепенно вокруг Абдрашева собирается съемочная группа, начинается обсуждение рабочих моментов. Начальник штаба советуется с ним, разбирать ли декорации из-за снега, переносить ли съемки в окрестности Капшагая, где тепло и сухо. «Здесь мы снимаем уже больше 40 дней, – объясняет Абдрашев. – Отснято около 45% всего материала, практически готова четвертая серия (всего их будет 10.F). Нужно закончить натурные съемки, потом можно начинать интерьерные – на «Казахфильме» завершается строительство декораций. Если быть реалистом, то, думаю, сериал выйдет на экраны не раньше весны 2016 (изначально премьера планировалась на декабрь 2015. – F)».

Фото: Архив пресс-службы

Обычно, когда времени на съемки мало, бюджет большой. «В нашем случае нет ни денег, ни времени», – отшучивается режиссер на расспросы. На создание «Казахского ханства» государство выделило 1 млрд тенге. Как утверждает Абдрашев, эта сумма только кажется внушительной – для производства качественного продукта ее недостаточно. Тем более что бюджет рассчитывался еще по старому курсу. Даже сейчас, после сокращения сценария, затраты на фильм составляют около 2,2 млрд тенге.

Нехватка финансирования побудила команду сериала объявить кампанию по сбору средств. Жертвовать могут как отдельные граждане, так и крупные компании. Из последних, правда, откликнулась лишь одна, выделившая 100 млн тенге (на 9 февраля 2016 всего собрано 101,2 млн тенге пожертвований. - F). Абдрашев не теряет надежды, призывая казахстанских бизнесменов поддержать проект: «Это первый в истории Казахстана исторический сериал. Причем не какой-нибудь турецкий «Сулейман Великолепный», который весь снят в павильоне, а настоящий сложнопостановочный телевизионный фильм, с выездом на натуру, каскадерами, лошадьми. Мы не просим каких-то сумасшедших денег, но хочется оправдать ожидания зрителя».

Чтобы зритель был доволен, Абдрашев хочет выпустить и полнометражную версию «Казахского ханства». Было бы жалко, говорит он, не использовать весь отснятый материал. «Столь эпическое полотно на широком экране будет восприниматься лучше, интереснее», – мечтательно рассуждает режиссер.

Он говорит с энтузиазмом, и оттого время проходит незаметно. Если бы не лютый холод и снегопад, простояли бы в степи еще дольше. Однако пора ехать. Заскочив по пути на еще одну локацию для съемок, направляемся в Чунджу.

На создание «Казахского ханства» государство выделило 1 млрд тенге. Абдрашев утверждает, что сумма только кажется внушительной – для производства качественного продукта ее недостаточно

Съемочная группа в составе 170 человек расселена по всему городу. «Нас тут уже все знают, взаймы даже дают», – смеются киношники. Они продолжают обсуждать план дальнейших действий в просторной гостиной арендованного дома. Абдрашев по-хозяйски гостеприимен: усаживает нас за стол, распоряжается налить чаю с молоком.

Нам даже удается посмотреть отснятые эпизоды: пока в черновом варианте, без компьютерной обработки. Режиссер не отводит глаз от экрана, изредка бросая реплики вроде: «Вот здесь нужен крупный план». Девушка из съемочной группы, передавая мне пиалу с чаем, тихо замечает, кивнув в сторону шефа: «Он долго к этому шел».

Фото: Архив пресс-службы

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить