Казахстанский сервис Aviata.kz вышел на рынок Индонезии

10198

Об этом обозревателю Forbes.kz в эксклюзивном интервью рассказал сооснователь сервиса Алексей Ли

Фото: avia.pro

Aviata.kz - быстроразвивающаяся компания, которая по итогам 2016 увеличила оборот на 263 %. Более того, летом 2015 сооснователь сервиса Aviata.kz Алексей Ли рассказывал Forbes.kz о том, что они нацелились на рынок Юго-Восточной Азии и ищут партнеров в Индонезии. В этом году компании удалось реализовать свои планы и запустить Aviata.id.

Операционный штат компании сегодня состоит из 5 человек. В дальнейшем компания намерена наращивать штат соразмерно росту продаж. Офис Aviata.id в Джакарте рассчитан с небольшим запасом на 12 человек.

Прошло чуть менее 2 лет, и компания стала работать на индонезийском рынке. Обозреватель Forbes.kz побеседовала с Алексеем Ли и узнала, почему выход на новый рынок занял столько времени.

 

Алексей Ли.
Алексей Ли.

F: Алексей, почему для выхода на внешние рынки вы выбрали именно Индонезию?

- Это страна-архипелаг с большим населением (250 млн человек), развитым авиасообщением и большим потенциалом роста. Мы изучали различные прогнозы и отчёты о текущей ситуации о проникновении интернета, смартфонов, сезонности запросов и многие другие. Также сами несколько раз ездили в эту страну, чтобы подробнее узнать об Индонезии, и она нам очень понравилась с точки зрения культуры, взаимоуважения и многих других аспектов. При этом Индонезия – достаточно специфичная страна, что пока ограждает её от входа больших международных игроков, и это дает нам определенное преимущество.

F: Какие средства вам потребовались для выхода на новый рынок?

- Суммарно мы потратили несколько десятков тысяч долларов.

 

F: Это собственные средства компании или привлеченные?

- В этот проект мы инвестируем прибыль, полученную в Казахстане.

F: Вам потребовалось почти два года, чтобы запустить сервис в Индонезии. Не слишком ли много времени ушло у вас на это?

- Действительно, с момента первой поездки в Индонезию прошло почти 2 года и, что самое интересное, все началось со встречи с бывшим главным редактором журнала Forbes Kazakhstan Рашидом Дюйсембаевым. Мы случайно встретились в одной из кофеен Алматы, и я рассказал Рашиду о своем интересе к рынкам Юго-Восточной Азии. Он предложил мне бесплатные билеты на стартап-конференцию Echelon Jakarta. Тогда я и познакомился с нашим будущим индонезийским сооснователем – но не на конференции, а в аэропорту. Случайности неслучайны, как говорил мастер Угвэй (персонаж вселенной «Кунг-фу панда». – F).

Сначала мы взяли хороший темп. В течение 6 месяцев успели многое сделать - прошли в TOP-100 азиатских стартапов на Echelon и приняли участие в выставке на конференции в Сингапуре, зарегистрировали юрлицо в Сингапуре для инвестиций и юрлицо для операций в Индонезии, провели первые переговоры и установили взаимоотношения с будущими контрагентами экосистемы.

F: Что случилось потом? Вы столкнулись с какими-то трудностями?

- Потом наступил год тишины, в связи с событиями в казахстанской команде. На рынке РК мы продолжали быстро расти, и в этой связи организационная и техническая структура компании начинали отставать от реалий. По этим причинам потребовалось засучить рукава и заняться внутренними вопросами, иначе быстрорастущий рынок превратился бы в хаос, который не позволил бы фокусироваться на Индонезии. Также наслоился еще ряд факторов - весной 2016 нашу команду покинул основной разработчик, и мне пришлось погружаться в нюансы роли технического директора. В это же время одновременно в декрет ушли PR-менеджер и директор по маркетингу, что добавило остроты ситуации.

 

F: В итоге вам удалось решить эти вопросы?

- Штат компании сегодня превышает 60 человек. Нам удалось выстроить ещё более сильную команду, и теперь мы понимаем, что значит перейти от стартапа к устойчиво растущему системному и ответственному бизнесу. Сейчас я очень горжусь нашей слаженной командой, готовой к быстрому росту и новым вызовам.

F: В этот период вы вообще не занимались индонезийским рынком?

- Индонезийские вопросы решались в фоновом режиме — медленно, но верно шло подключение к локальным шлюзам систем авиакомпаний, к местным платежным системам. Перевели сайт, успели даже один раз сменить офис в Джакарте. Индонезийская Aviata.id произвела технический запуск в марте 2017 без помпезности, как в своё время и в Казахстане. Нам важно было понять работоспособность всех систем в боевых условиях, добиться конкурентоспособности и построить полностью функционирующий бизнес в миниатюре.

F: Какие у вас планы на индонезийский рынок?

- У нас есть два варианта развития: органическое и привлечение инвестиций. Первый вариант - реинвестирование прибыли с продаж в маркетинговые активности — более медленный, но вполне жизнеспособный. Второй вариант — мы начинаем поиск инвестиций для наращивания доли рынка и хотим собрать группу инвесторов как с казахстанской стороны, так и с индонезийской для инвестиционного раунда А. Средства, в первую очередь, будут использоваться на маркетинговые активности и расширение операционного штата, плюс частично – на усиление продуктовой команды. Скорость роста доли рынка будет напрямую зависеть от инвестиций.

 

F: Какому варианту вы отдаете предпочтение?

- Мы надеемся, что нам удастся привлечь инвесторов.

F: Почему вы считаете, что можете преуспеть на рынке Индонезии?

- Цены у всех игроков одинаковые, демпинговать не позволят авиакомпании. Выиграет тот, кто сможет на постоянной основе развивать и поддерживать качество продукта — хороший дизайн, удобство в мелочах, лучший клиентский сервис, и так далее. В бизнесе с высоким средним чеком и лояльность клиентов существенно выше, в отличие от рынка Uber и Яндекс.Такси, где клиенты мечутся в погоне за дешевизной. При высоком чеке люди предпочитают проверенный и надежный продукт. Мы настроены и дальше строить лучшую продуктовую и инженерную команду — как считают многие VC-фонды, хорошая команда и правильный рынок являются наиважнейшими условиями процветания, а конкретные продукты и инновации — это производные.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить