Как органика поможет превратить Казахстан в «азиатскую Швейцарию»

18730

С 13 по 16 февраля в Нюрнберге (Германия) прошла крупнейшая в мире выставка органического продовольствия «Biofach 2019». По приглашению проекта «Казахстанско-Германский аграрно-политический диалог» (АПД) её посетили представители Союза производителей органической продукции Казахстана. Побывал на месте событий и корреспондент Forbes.kz

Тренд тысячелетия

АПД - совместный проект министерств сельского хозяйства Казахстана и Германии, оперативным партнёром которого в Казахстане является Национальный аграрный научно-образовательный центр. Цель – развитие политического и экономического сотрудничества в отраслях сельского хозяйства Германии и Казахстана. Актуальные вопросы определяются совместно аграрными ведомствами двух стран. На сегодня один из основных – органика.  

Руководитель проекта Йорг Динкелакер рассказал, что у МСХ ФРГ есть интерес к поддержке органического сельского хозяйства по всему миру. Причин тому несколько, в том числе принятые государствами - членами ООН Цели устойчивого развития, предполагающие поддержку сельских районов. Также органическое производство является одним из инструментов по адаптации к изменению климата на планете и сохранению плодородия почв.

В самой Германии растёт и производство, и потребление продукции органического земледелия. Сейчас его доля в общем объёме сельхозпродукции составляет порядка 10%, и ежегодно эта цифра увеличивается ещё на 1%. На сегодня рынок органического продовольствия в ФРГ достиг 10 млрд евро в год. Тем не менее спрос увеличивается быстрее производства, и Германия заинтересована в импорте. Одним из поставщиков может стать Казахстан.

Слева направо: Ербол Есенеев, Йорг Динкелакер, Арсен Керимбеков
Слева направо: Ербол Есенеев, Йорг Динкелакер, Арсен Керимбеков

- Для Казахстана производство экологически чистой сельхозпродукции – один из путей диверсификации сельского хозяйства, - отметил Йорг Динкелакер. – Развитие этого направления даст большую стабильность всей отрасли и принесёт положительный эффект всей экономике. Договор о сотрудничестве между нашими министерствами отражает близость позиций по этому вопросу. И эта поездка на выставку «Biofach 2019» с участием 2300 фирм - возможность своими глазами увидеть тренды и определить необходимые меры по поддержке процессов в своей стране. Наша задача в этом и состоит – обеспечить доступ как можно большего числа людей, аграриев и переработчиков к информации о возможностях, которые открывает сектор органического производства.

Ход конём

Основные казахстанские производители органической продукции сегодня расположены в Костанайской и Северо-Казахстанской областях, а также на юге страны. Общая площадь пашни, сертифицированой под органику, по итогам 2017 составила 277 тыс. га. В течение 2018 она ещё немного увеличилась и приблизилась к 300 тыс. га. Число производителей органики – порядка 70, видов органической продукции, отправляемой на экспорт, – 19. Но основной объём – это зерновые и масличные культуры.

По словам Ербола Есенеева, директора департамента агропромышленного комплекса и пищевой промышленности НПП «Атамекен», для сельхозотрасли Казахстана время сейчас непростое. Есть проблемы со сбытом основного экспортного сельхозтовара страны – зерна. Из-за снижения качества казахстанской пшеницы от неё отказываются многие страны. К тому же ежегодно растут транспортные издержки, снижая рентабельность традиционного сельскохозяйственного производства. Конкурировать в этих условиях очень сложно.

- Новая ниша, открывающая большие перспективы для наших аграриев – это органическое производство, - рассказал Ербол Есенеев. - Это направление диверсификации хорошо тем, что не нужны особые вливания. Ведь, например, для перехода на новые культуры, пользующиеся спросом на рынке, нужны инвестиции в специализированную технику, в ёмкости хранения, семена и так далее. Большинство наших аграриев себе сейчас таких расходов позволить не может. При переходе на органику это не нужно. Поэтому я такое решение могу обозначить как «ход конём» для казахстанского фермера. То есть при тех же технологиях, той же техникой, на той же земле начать зарабатывать практически в два раза больше. Де факто мы и сейчас производим органическую продукцию. Если сравнивать с тем же Китаем, то мы вносим агрохимии в почву в 80 раз меньше! Так что нашим аграриям нужно только одно – пройти сертификацию и получить статус производителя органической продукции.

Десятикратный рост

Создание собственного органа сертификации - ключевой вопрос для развития органического сельского хозяйства в Казахстане. Также нужно открыть лабораторию, которая могла бы проводить анализ продукции на наличие опасных веществ. Цена вопроса – порядка 10 млн евро. Пока этого нет, фермеры вынуждены тратить большие средства на приглашение зарубежных специалистов и отправку проб в иностранные лаборатории. И именно накладные расходы составляют большую долю затрат.

В рамках выставки руководитель Союза производителей органической продукции Казахстана, директор Центра компетенций НПП «Атамекен» Арсен Керимбеков провёл встречи с представителями европейских компаний, занимающихся сертификацией органики, – Control Union, EKOagros, Ecoglobe и другими. Цель – найти партнёра, вместе с которым можно было бы реализовать этот проект.

- Сейчас сертификация для казахстанцев стоит дорого, - пояснил Арсен Керимбеков. – Многие фермеры хотят заниматься производством органики, но не могут себе позволить. Всего сейчас 15 фирм аккредитованы ЕС для сертификации казахстанских производителей органики. Ближайшая из них находится в Киеве, и сегодня 90% наших органических площадей сертифицированы именно украинскими партнёрами. Но нам нужен свой орган. Это в короткий срок позволит нам в разы увеличить  площади, задействованные в органическом производстве. Мы считаем, что под органикой у нас может быть до 3 млн га сельхозугодий. Более того, мы бы хотели получить право сертифицировать и соседние страны – Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, а также приграничные области России, которым было бы удобно работать с Астаной.

Появление в Казахстане собственного сертифицирующего органа и лаборатории – ещё и вопрос удешевления органической продукции, а значит, её перспектив на внутреннем рынке. Если ежегодная сертификация будет обходиться казахстанским фермерам в 3-4 тыс. евро (а не в десятки тысяч, как сейчас), то и само органическое продовольствие будет стоить лишь на 15–20% дороже традиционной сельхозпродукции, уверены эксперты.

- Пока настоящей, сертифицированной по европейским стандартам органики на внутреннем рынке Казахстана нет, - сообщил Арсен Керимбеков. – Да, на прилавках много продуктов со знаками «био», «эко» и так далее. Но это не более чем greenwashing – есть такое понятие в мире маркетинга. То есть по сути обман потребителя, когда рядовую продукцию обозначают как «экологичную».

Эксперты отмечают ещё один важный плюс для Казахстана, который несёт развитее органического производства -  улучшение общего инвестклимата в аграрной отрасли. Дело в том, что глобальные игроки, принимающие основные решения, задействованы в секторе органики. Если Казахстан сделает развитие этого направления приоритетом, это станет для инвесторов сигналом того, что АПК РК движется в верном направлении. И в него можно вкладываться.

Цена эксклюзива

Также одна из основных задач Союза производителей органической продукции Казахстана - создать национальный бренд экологически чистой продукции Qazaq organic food и сделать его авторитетным, пользующимся доверием в мире. Логотип уже разработан и утверждён. Дело – за конкретным наполнением.

Дмитрий Пампур
Дмитрий Пампур

Одной из старейших казахстанских компаний, работающей в секторе органического производства, является ТОО «Диканши» из Петропавловска. Ее директор Дмитрий Пампур также принимал участие в выставке Biofach 2019.

Сегодня «Диканши» и сеет на собственной пашне, и работает с рядом партнёров, которым помогла получить новую специализацию. Общая площадь их земель, сертифицированных по европейским стандартам, в 2018 составила порядка 20 тыс. га. То есть действует своего рода якорная кооперация, когда крупная компания берёт на себя функцию консультирования, помощи в сертификации, предоставления семян и технологий, а потом выкупает урожай у партнеров для формирования общих крупных партий. Их проще продавать, так как для опта снижаются транспортные издержки, а покупатель за крупную партию готов платить больше.

Органическая колбаса
Органическая колбаса

Органическое производство предполагает севооборот, поэтому выращиваются и экспортируются разные виды культур - зерновые, фуражные, масличные и бобовые.

- Для Казахстана органика – это важнейшее направление, - поделился мнением Дмитрий Пампур. – Даже России оно не настолько интересно, как для нас. Дело в том, что мы зажаты в глубине материка, отгорожены от больших рынков сбыта. И наш выход в том, чтобы стать «азиатской Швейцарией». То есть производить эксклюзивный дорогой продукт, который будет стоить того, чтобы поставлять его по всему миру. Именно таким продуктом и является органическое продовольствие.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить