«Пряники» для инвесторов

7093

В Астане прошел первый международный круглый стол по привлечению иностранных инвестиций в Казахстан

Казахстан планирует стать, если не самой идеальной, то одной из самых удобных стран для привлечения иностранных инвестиций в экономику. Для этого в стране делается все возможное и невозможное. Льготы, налоговые послабления, цифровизация – это лишь малая часть того, что сегодня предлагается бизнесменам, желающим прийти работать в нашу страну.

Говоря о выгодах для инвесторов, премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев остановился на нескольких ключевых направлениях. С начала 2017 президент страны объявил курс Третьей модернизации Казахстана. Правительством развернута масштабная работа в трех направлениях: политическая демократизация (проведена конституциональная реформа), модернизация общественного сознания и повышение качества человеческого капитала, а также создание новой модели экономического роста. Реализуются комплексные меры по сокращению роли государства в экономике за счет приватизации и дерегулирования, стимулированию частного сектора, технологическому обновлению и цифровизации, направленные на рост глобальной конкурентоспособности. Принят Стратегический план развития Казахстана до 2025 года, включающий подробные дорожные карты по всем ключевым направлениям социально-экономической политики. Для эффективного управления изменениями и возникающими рисками внедрена система проектного управления - выбраны восемь приоритетных базовых отраслей экономики.

Большие возможности для инвесторов даст и политика по развитию современного наукоемкого производства, обновлению базовых отраслей экономики и агропромышленного комплекса, куда Казахстан планирует влить масштабные инвестиции.

- Вместе с проводимой правительством работой по снятию торговых ограничений с Китаем и с другими соседними рынками сбыта - это делает сектор интенсивного и ориентированного на экспорт агробизнеса особенно привлекательным, - сказал Сагинтаев, отметив, что именно по направлению работы с Китаем проделана большая работа и «практически все основные «торговые барьеры» между нашими странами отрегулировали».

Привлекательной становится и сфера развития инфраструктуры, логистики и транспорта. Тем более, что Казахстан за последние три года создал «короткое и экономически выгодное транспортно-логистическое «плечо» для выхода на ключевые мировые рынки». Завершено строительство почти трех тысяч километров казахстанского участка Международного коридора «Западная Европа - Западный Китай», что сократит время транспортировки грузов от порта Ляньюньган в Китае до Санкт-Петербурга в России до 10 дней. Построено более тысячи километров новой железной дороги, в том числе железнодорожный коридор «Казахстан – Туркменистан – Иран», который соединяет страны Центральной Азии с Персидским заливом и портом Бандар-Аббас на юге Ирана, а также сухой порт «Хоргос – Восточные ворота» на границе с Китаем, который является самым крупным логистическим парком в Центральной Азии.

- Вся транспортно-логистическая инфраструктура Казахстана и госпрограмма «Нұрлы Жол» сопряжена с китайскими мега-проектами создания «Экономического пояса Шелкового пути» и «Один пояс и один путь». Мы приглашаем инвесторов вкладывать в транспорт и логистику, расти, зарабатывать вместе с нами, - призвал глава правительства, не забыв напомнить и про крупнейший рынок сбыта ЕАЭС.

Также важно отметить, что Казахстан оправился от глобального кризиса 2014-2016 годов, адаптировался к новой реальности и уже вышел на путь экономического роста. Экономика стабилизировалась, рост ВВП по итогам десяти месяцев составил 4%, а иностранные инвестиции в основной капитал превалируют над государственными. Все это говорит о том, что в будущем страна должна стать успешной и процветающей. И все это, в том числе, благодаря иностранным вливаниям. Казахстан, подчеркнул премьер, открыт для предложений и новых идей от иностранных инвесторов, для этого правительство прилагает все усилия. Об этом свидетельствуют и оценки международных институтов. Например, по данным отчета PriceWaterhouseCoopers и Всемирного банка наша страна занимает 18 место по уровню благоприятности налогового климата среди 189 стран.

- Казахстан уверенно занимает 36 место среди 190 стран мира в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Мы также добились подвижек по всем 10 индикаторам рейтинга. Например, по индикатору «Защита миноритарных инвесторов» мы занимаем первое место. По индикатору «Обеспечению исполнения контрактов» - шестое. Мы поставили перед собой цель, что в ближайшее время – мы должны быть в 20-ке рейтинга Doing Business, - отметил Бакытжан Сагинтаев.

Для этого уже в будущем году правительство подготовит новый пакет законодательных поправок по улучшению условий ведения бизнеса на национальном и субнациональном уровнях. Вместе с тем, в правительстве понимают, что в условиях возросшей мировой конкуренции за инвестиции «у нашей страны нет выбора, кроме как активно бороться за каждого инвестора». Для этого разработан новый налоговый кодекс, в скором времени из парламента выйдет предпринимательский, а также кодекс «О недрах и недропользовании» и ряд других законодательных поправок.

Как подчеркнул премьер-министр, все это будет «пряником» для инвесторов, которые, в первую очередь придут в транспортную сферу:

- Помимо того, что инвестор придет на этот сектор, должны быть пряники. Эти пряники мы написали в наших законах, которые сейчас рассматриваются в парламенте. Это свободные зоны, и индустриальные зоны. То есть в тех сферах, где вы работаете, вы должны получать пряники, чтобы было интересно. У вас есть выбор в какую страну прийти, но мы хотим, чтобы вы пришли к нам.

Для работы с иностранными инвесторами в стране создана специальная национальная компания Kazakh Invest, которая помогает инвесторам выбирать лучшую нишу в Казахстане. Кроме того, в ближайшем будущем с иностранными инвесторами будут говорить на их языке во всех уголках страны – все консультационные услуги, налоговые, таможенные процедуры, законодательные акты, а также услуги в больницах и школах будут оказывать инвесторам на английском языке.

Важным подспорьем в привлечении иностранных инвесторов в страну должен стать и международный финансовый центр «Астана». По мнению глобального руководителя по работе со стратегическими клиентами Aberdeen Asset Management Джона Кэмпбелла, именно столица Казахстана должна создать такие же возможности для Центральной Азии, как финансовый центр в Дубае, который открыл для себя Ближний Восток, или Сингапур, занявший свою нишу в Юго-восточной Азии. То есть, создавать удобные условия для инвесторов. При этом эксперт предложил переориентировать Казахстану взгляд с Запада на Восток.

- Самые лучшие разработки искусственного интеллекта сейчас происходят сейчас в Китае, который не так далеко. Эволюция цифровых технологий Китая быстрее, чем в США работает в этом направлении. Я думаю, что самое важное – постараться отойти от ключевых ресурсных товаров в экономике. Это должно быть наверху вашей повестки, - подчеркнул Кэмпбелл.

Еще один совет Казахстану – предлагать инвесторам «некомфортные» для них сферы. Понятно, что любой бизнесмен любит вкладывать в то, что ему понятно и знакомо. А «проблема» Казахстана, с одной стороны в том, что он очень сильно торопится, с другой – это даже плюс. Однако, инвесторы могут просто не успевать за видением страны. В Качестве примера исполнительный директор, начальник департамента развивающихся рынков Mitsubishi UF Financial Group Кристофер Маркс привел Японию, где сейчас работает.

- Япония инвестирует в Казахстан, ей комфортно, но они работают в традиционных сферах – Toyota, совместное предприятие с «Казатомпромом». Это знакомые отрасли экономики для Казахстана. Но каким образом убедить ваших 11 стратегических стран-партнеров для того, чтобы целенаправленно двигаться вперед, как привлечь инвесторов и вывести страну на передовую того, что вы делаете? Например, не дискредитируя Toyota, почему бы не пригласить сюда Soft-банк, наиболее амбициозных партнеров, попросите Google прийти сюда. У вас есть программа «Болашак», которая обучает уже поколения казахстанцев, почему бы не пригласить сюда технологических гигантов? У вас есть партнерство с некоторыми немецкими технологическими инновационными компаниями для осуществления аудита госкомпаний. Почему бы не создать технологический центр здесь?, - дал «наводку» Маркс.

Ведущий экономист по вопросам торговли и конкурентоспособности Группы Всемирного банка Стефка Славова также считает, что Казахстан слишком быстро бежит вперед. Вот только, по ее мнению, это правильно.

- У Казахстана есть амбициозная «Стратегия-2025». Стратегия есть, видение есть, страна движется в правильном направлении. Но, с точки зрения Всемирного банка, мы бы хотели подчеркнуть важность частного сектора. В конечном итоге стратегия призывает Казахстан выйти на более высокий уровень дохода населения. Было определенное замедление в достижении этой цели, сейчас темпы усиливаются. Страна, экономика должна расти с уровнем 6-7% в год в течение нескольких лет для того, чтобы достичь поставленной цели, которую ставит перед собой правительство и народ Казахстана, - заявила она.

После основной части мероприятия, участники разделились на две секции. Первые - рассматривали Индустриализацию 4.0. Обсуждение началось с вопроса о необходимости проведения программы «Индустрия 4.0». По словам профессора Бургхард Шиля, в Германии на сегодняшний день действует 70 институтов, которые проводят соответствующие исследования. Институт имени Фраунгофера по автоматизации и управлению производством на треть финансируется Министерством образования и науки Германии, а исследования направлены на рынок и клиентов. Такие крупные компании, как Siemens, Bosh, Volkswagen имеют научные департаменты, занимающиеся этими исследованиями.

- Нужно понимать, что недостаточно в мире открытых инноваций работать в одиночку. Нам нужно сотрудничать с компаниями кластера, чтобы понимать, что происходит и какое будущее нас ждет. «Индустрия 4.0» для нас непосредственно связана с интересами клиента. Мы не работаем в каких-то специальных областях или специализируемых областях промышленности. Для нас важны сами технологии, так как они являются движущей силой всего, - подчеркнул он.

Заместитель премьер-министра Казахстана Аскар Жумагалиев отметил, что у Казахстана нет иного выхода, как только идти по данному пути, повышая производительность и эффективность отечественных компаний. Это позволит сделать их более конкурентоспособными на рынке. Наша страна готова обеспечить налоговые и финансовые стимулы, а также подготовить человеческий капитал. И для этого в стране изменится все – начиная с начальной школы, в которой будут внедряться IT-навыки для детей, а в среднем звене - новые языки программирования. На сегодняшний день, отметил вице-премьер, к «Индустрии 4.0» в Казахстане готовы около 20% обрабатывающей промышленности и 40% горнорудного сектора.

А вот на секции с первым заместителем премьер-министра Аскаром Маминым, посвященной частным инвестициям в инфраструктуру Казахстана и стимулам роста в этом направлении, обсуждали «подводные камни» этой сферы. Инвестиции именно в эту сферу крайне важны, с учетом большой территории, небольшого населения и отсутствия доступа к открытым морям. И сюда уже вложено $3,5 млрд на основе государственно-частного партнерства.

- Мы хотим создать «мост» между Азией и Европой, которая способствовала бы усилению торговли между этими континентами, - отметил он. 

Как отметил первый заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Александр Мишарин, Россия и Казахстан могут объединить две высокоскоростные железнодорожные системы Азии и Европы, построив линию от Алтынколя до Бреста протяженностью 4300 километров. Тем самым будет создана возможность всего за сутки доставить груз от западных границ Китая до восточных границ Европы или за двое суток из любого города Китая в любой город Европы.

- Этот проект, который мы назвали «Евразия», является логичным продолжением нашей Программы по развитию транзита. Проект очень важный с точки зрения агломерационных эффектов, улучшения пассажирского движения. Это связанность территории и колоссальные бюджетные эффекты. Проект позволит перевозить более 100 млн пассажиров и как раз отвечает за существенное изменение номенклатуры грузов, - рассказал Мишарин. 

В целом в рамках форума подписано 11 соглашений на сумму $3 млрд. Они затрагивают разные отрасли, в том числе: горно-металлургический комплекс, сельское хозяйство, транспорт и логистику.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить