Как развивается розничная торговля в Казахстане
Об этом рассказали в АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST»
Сектор торговли – один из самых быстрорастущих, но проникновение современных форматов торговли в Казахстане – ниже среднего уровня развивающихся стран. Структура розничной торговли состоит из четырех основных форматов продовольственных магазинов (магазины шаговой доступности, дискаунтеры, супермаркеты и гипермаркеты) и четырех основных категорий непродовольственных товаров (одежда, электроника, товары для дома и сада, товары для здоровья и красоты). Наличие спроса, наличие доступа к необходимому расположению и возможность выстраивания эффективной цепочки поставок являются ключевыми требования инвесторов. Адаптируясь к глобальным тенденциям, розничные сети внедряют новые сценарии успеха, такие как:
· переосмысление форматов магазинов
· приоритезация применения технологий в продажах
· персонализация отношений с потребителями
· использование методик быстрой адаптации, характерных высокотехнологичным компаниям
· применение образа мышления венчурных компаний и запуск новых бизнес-моделей.
Объем вакантного рынка для иностранных инвесторов в современных форматах торговли продуктами может составить 660 млрд тенге к 2020 при общем объеме розничной торговли через современные форматы торговли 1 263 млрд тенге.
· Гипермаркеты являются наиболее привлекательным для инвестиций форматом современной торговли за счет:
o наибольшего темпа роста объемов продаж, площадей и количества точек;
o наибольшего темпа роста доходности на единицу площади;
o существующего высокого уровня консолидации;
o низкого, по сравнению с сопоставимыми рынками, уровня проникновения
· Потенциал роста супермаркетов и привлекательность сегмента для инвесторов менее значительный. Проникновение сети супермаркетов в Казахстане в 2 раза выше, чем в среднем по сопоставимым регионам РФ.
· Существует потенциал для запуска сети дискаунтеров в Казахстане в связи c отсутствием формата в Казахстане и значительным уровнем проникновения формата на сопоставимых рынках
· Потенциал роста формата магазинов шаговой доступности в Казахстане и привлекательность сегмента для инвесторов менее значительный. Проникновение формата в Казахстане – на уровне сопоставимых рынков
Объем вакантного рынка для иностранных инвесторов в непродовольственные магазины в Казахстане может составить около 1 400 млрд тенге к 2020 году при общем объеме рынка соответствующих категорий 4 500 млрд тенге.
· Магазины сегмента бытовой техники и электроники имеют потенциал для привлечения инвесторов с вакантным рынком в 2020 более 420 млрд тенге за счет:
o значительного роста оборота категории и торговых площадей;
o высокого уровня консолидации (доля рынка топ-3 игроков – 72%);
o низкого уровня проникновения категории (объем торговых площадей – х2, количество торговых точек – х3) по сравнению с сопоставимым рынком;
· Магазины сегмента «товары для дома и сада» имеют потенциал для привлечения инвесторов, с вакантным рынком в 2020 более 640 млрд тенге за счет:
o значительного роста оборота категории и торговых площадей;
o низкого уровня проникновения категории (объем торговых площадей – х3) по сравнению с сопоставимым рынком;
o низкой производительности (на магазин – х6.6) по сравнению с сопоставимым рынком, от части в связи с высокой долей неспециализированной торговли (более 50%).
· Магазины сегментов «одежда» и «товары для здоровья и красоты» также имеют потенциал для привлечения инвесторов с вакантными рынками к 2020 году около 200 млрд тенге и 150 млрд тенге за счет значительных темпов роста и низкого уровня производительности
Доступ к необходимому расположению для поддержания инвестиций удовлетворительный. К 2018 фонд высококачественной торговой недвижимости в Астане и Алматы (более 40% всего фонда высококачественной торговой площади РК), являющихся ключевыми рынками по количеству населения и уровню доходов, удвоится. Возможности выстраивания эффективной цепочки поставок удовлетворительные. К 2018 фонд высококачественных складских помещений увеличится на 30%, и будет составлять 1,3 млн кв. м по всей стране. Рынок электронной коммерции Казахстана активно растет и к 2020 году вакантный рынок может составить более $200 млн при общем объеме интернет-торговли более $420 млн за счет:
· высокого уровня проникновения интернета и устройств с доступом в интернет во всех регионах страны;
· проникновения интернет-торговли во все слои населения и категории товаров и услуг;
· существующей логистической инфраструктуры для поддержания электронной коммерции;
Условия для привлечения ПИИ в сектор торговли в Казахстане соответствуют мировой практике:
· в мировой практике основными мерами стимулирования ПИИ в сектор розничной торговли являются (1) отсутствие ограничений для ПИИ в сектор и (2) стимулирование развития логистической инфраструктуры;
· инвесторы могут использовать инфраструктуру и преференции предоставляемые в рамках специальных экономических зон;
· государство активно поддерживает развитие современной розничной торговли и электронной коммерции в рамках государственных программ.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook