Как выживает казахстанский рынок МФО

28550

Российские микрофинансовые организации поборются за 200 млрд тенге слабо организованного рынка МФО Казахстана

фото: Depositphotos.com/Ensuper

Какой-то шутник поместил мой номер телефона в объявление, где предлагалось помочь с получением кредита. Вот уже в течение полугода каждую неделю мне звонят от пяти до 10 человек и просят, требуют, заклинают поспособствовать в получении той или иной суммы. В основном это отчаявшиеся люди, которым не дают кредит в банках. Выбор у таких невелик: либо реанимировать свою кредитную историю, либо искать в другом месте. Например, можно взять деньги в микрокредитной организации (которые в настоящее время переименовывают в микрофинансовые). Если и там не получается, то остаются многочисленные подпольные структуры, которые печально известны своими крепкими коллекторами.

По данным Forbes Kazakhstan, объем теневого рынка микрокредитования в Казахстане составляет около 200 млрд тенге, притом что аналогичный показатель у микрофинансовых организаций равен примерно 42 млрд тенге в год. «Темный», как его называют некоторые финансисты, рынок привлекает к себе все больше внимания и микрокредитных организаций, и банкиров. Ведь эти 200 млрд как-то выдают, возвращают и зарабатывают на процентах. Внутренний резерв теневого рынка займов может оказаться некоторым банкам кстати в условиях ограниченного доступа к внешнему фондированию. Побороться за этот многомиллиардный пирог можно, если снизить требования к заемщикам.

Согласно данным ranking.kz, сегодня заем по одному документу (удостоверению личности) можно получить уже в шести казахстанских банках – Казкоме, АТФ, kaspi, БТА, Темiр и Альянсе. Статистика по рынку микрокредитов еще более занимательна. В 2013 году их общий объем распределился по видам обеспечения следующим образом: кредиты, обеспеченные залоговым имуществом, – 52%; гарантией или поручительством – 39%; без обеспечения – 9%. За первый и второй кварталы 2014 года ситуация серьезно изменилась: доля кредитов, обеспеченных залоговым имуществом, снизилась до 30%; доля обеспеченных гарантией или поручительством увеличилась до 44%; и, самое интересное, доля займов, которые ничем не обеспечены, выросла с 9% до 26%.

Таким образом, финансовые организации готовы идти на риск в борьбе за клиента, причем это не сезонный всплеск активности, а тенденция. К тому же на казахстанском рынке микрокредитов появляются иностранные игроки, которые еще более усиливают конкуренцию.

Из офлайна в онлайн

Рынок МФО в Казахстане регулируется Законом «О микрофинансовых организациях», который был принят в конце ноября 2012 года, – это новая редакция Закона «О микрокредитных организациях» от 2003 года. (Любопытно, что в России аналогичный документ приняли только в 2011 году.) До 2012 года микрокредитные организации не регулировались Нацбанком – достаточно было зарегистрироваться в органах статистики и юстиции. Теперь МФО находятся в компетенции центрального банка, для них установлены пруденциальные нормативы, как для БВУ и страховых компаний. Кроме того, эти организации должны предоставлять в Нацбанк финансовую отчетность, а в кредитные бюро – сведения о заемщиках и выданных займах.

Всего, по данным статагентства, в Казахстане зарегистрировано 1688 МФО, из них 753 действующие и 462 активные. В последние два года очевидна тенденция к укрупнению рынка – число активных МФО сократилось с 663 в 2012 году до 462 в 2014. Больше всего их зарегистрировано в Алматы – 307, ЮКО – 287, Астане – 152, СКО – 146, Алматинской – 103 и Кызылординской областях – 82.

Почти весь кредитный портфель МФО страны – 98% – состоит из займов физическим лицам, 80% – краткосрочные займы. Стоит отметить, что основной клиент микрофинансовых организаций – МСБ: 61% всех займов выдается на предпринимательские цели, 39% – на потребительские.

Условно рынок можно поделить на беззалоговое микрокредитование и требующее обеспечения выданных зай­мов. Каждый из этих секторов, в свою очередь, делится на офлайн-МКО и онлайн-кредиторов. К первым относятся традиционные МФО, которые выдают деньги после собеседования и изучения документов во время визита заемщика в организацию. Онлайновые МФО сегодня – перспективный вид микрокредитного учреждения, для получения кредита в котором не нужно посещать офис компании. Заявка заполняется на сайте, и через некоторое время деньги поступают на счет заявителя.

Северный ветер

Фактически весь рынок беззалогового микрофинансирования страны поделен между четырьмя компаниями – «Кредит 24», «Финбокс», «Жылдам Акша» – и казахстанским подразделением международной MoneyMan. Это payday loans – так называемые займы до зарплаты. При этом лидерами являются организации, работающие онлайн, – MoneyMan и «Кредит 24». Они выдают до 75–80 тыс. тенге на месяц. Срок рассмотрения заявки в «Кредит 24» составляет один день, а в MoneyMan – пять минут.

Российский MoneyMan открыл представительство в Казахстане в начале 2014 года и уже успел довести свой кредитный портфель до 360 млн тенге. По некоторым оценкам, он в 4 раза больше, чем у «Кредит 24» (открылся в апреле этого года).

MoneyMan показывает достаточно высокие темпы роста. Так, в январе-мае компания выдала примерно 1500 займов на сумму около 55 млн тенге, а уже в июне-сентябре – 2500 займов на более чем 90 млн тенге. Планы на четвертый квартал – не менее 4000 займов. Процентная ставка составляет 1% в день от выданной суммы.

MoneyMan создан друзьями-инвестбанкирами Борисом Батиным и Александром Дунаевым, которые вместе учились в Великобритании, затем работали в Deutsche Bank, Renaissance Capital и Royal Bank of Scotland в Лондоне и Москве. В целом бизнес-модель компании похожа на аналогичный британский проект www.wonga.com – самый крупный сервис онлайн-микрофинансирования в мире.

Несмотря на высокие риски, процент невозвратных займов у MoneyMan в Казахстане не превышает 10% (у головной организации эта цифра чуть выше – 14%). Фондирование осуществляется за счет средств учредителей и частных лиц (так называемые инвестиционные займы). В России компания привлекает инвестиционные займы в размере 1,5 млн рублей под 20% годовых. По сути, это аналог банковских депозитов. Оценка заемщика уникальна и не имеет аналогов ни в Казахстане, ни в России.

«Благодаря инновационной системе онлайн-идентификации физических лиц одобрение заявки на микрозаем происходит моментально, – рассказывает Дунаев. – Для анализа личности заемщика компания использует помимо основных характеристик данные из социальных сетей, антифрод систем и даже учитывает то, как он ведет себя на сайте».

Взыскание долгов ведется методами, которые мало отличаются от банковских: у MoneyMan есть контактный центр, который обзванивает должников, компания работает с коллекторскими агентствами, предоставляет возможность реструктуризации займа.

«Рынок микрокредитов в Казахстане будет расти: вырастет число игроков, условия получения займов станут более гибкими, – уверен Дунаев. – В наших планах увеличение лимитов и сроков. Например, в России мы выдаем микрозаймы на срок от пяти дней до 18 недель. Наша главная задача в Казахстане – институализировать рынок».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить