Как построить карьеру от журналиста до генерального директора Ozon в Казахстане

86660

Мольдер Рысалиева сумела побороть стереотипы и добиться успеха

Мольдер Рысалиева
Мольдер Рысалиева
ФОТО: © Мария Попова

В октябре 2021 года после восьми лет работы и успешной карьеры в одном из крупнейших интернет-магазинов по продаже одежды «Lamoda Казахстан» Мольдер Рысалиева присоединилась к команде Ozon – быстрорастущему маркетплейсу с развитой логистической сетью, многомиллиардному бизнесу, расширяющему свои горизонты.

Первостепенной задачей теперь уже генерального директора Ozon в Казахстане был запуск маркетплейса на казахстанском рынке. «Это непростая и амбициозная задача, – признается Мольдер Рысалиева. – Тем не менее было очень интересно попробовать себя в Ozon, ведь это компания иного масштаба. Запуск e-commerce-платформы с таким брендом на новом рынке – большой опыт».

По словам собеседницы, сотрудничество с Ozon – идеальный симбиоз, в котором она делится своими знаниями локальной специфики, а компания дает ей возможность реализовать себя через внедрение стратегических проектов и инициатив.

В результате за полтора года удалось собрать ­команду профессионалов, выстроить бизнес-процессы и сделать первые уверенные шаги по масштабированию бизнеса – построить fulfillment-центры и подготовить к запуску сайт ozon.kz.

Как открылся мир e-com

А начинала свою карьеру Мольдер Рысалиева с журналистики.

«Это была мечта. Я поступила на грант в КазНПУ на факультет международной журналистики и с самого первого курса практиковалась в разных СМИ: «Экспресс К», «Вечернем Алматы» и других новостных газетах, – рассказывает Мольдер Рысалиева. – На четвертом курсе меня позвали выпускающим редактором в журнал «Совет директоров». Эта работа позволила мне понять себя и осознать, что мне интересно не просто писать тексты, а организовывать процесс – раздавать задания журналистам, взаимодействовать с рекламным отделом, фотокорами, дизайнерами, корректорами».

Со временем пришло понимание, что было бы интересно пойти дальше и попробовать себя на управленческих позициях или перейти на сторону бизнеса. И в 2013 году Мольдер получила предложение от генерального директора Lamoda занять позицию PR-менеджера.

«Я подумала, что это отличная возможность для меня поработать «на другой стороне». Это был вызов. Ведь, несмотря на то что журналистика и PR-сферы смежные, но все-таки разные профессии», – делится впечатлениями Мольдер Рысалиева.

И вызов был принят. В августе 2013 года Мольдер Рысалиева присоединилась к команде тогда еще молодого бренда: компания работала на рынке Казахстана год.

Первое повышение произошло примерно через год. Много факторов сыграло в этом свою роль.

ФОТО: фото из личного архива

«Я люблю говорить, что зерно попало в плодородную почву, а именно – мой управленческий потенциал оказался в нужной среде, – отмечает собеседница. – В Lamoda кроме внешних связей я отвечала и за внутренний пиар. Наработанные коммуникационные навыки за время работы в журналистике мне очень пригодились при работе с коллегами, а чуть позже оказались полезными и в работе на управленческих позициях. Немаловажную роль сыграли руководители, под чьим началом я трудилась, и складывалось некое понимание, какие подходы работают, какие – нет. И, конечно, моя природная любознательность – никогда не была равнодушной к тому, что происходит в других отделах, потому что исхожу из принципа: все работаем на один результат».

Мольдер Рысалиева погружалась в детали бизнеса и изучала, как строится электронная коммерция. Она никогда не стеснялась высказывать свое мнение, предлагать решения, озвучивать просьбы. Напрямую обращалась к коммерческому, операционному или генеральному директору. Потому что для нее как пиарщика был важен имидж компании, который охватывает все сферы. По ее мнению, важно было проблему не прикрыть, а решить и сделать все, чтобы избежать подобного в будущем.

Собственно, такой участливый подход в работе помог Мольдер расти с точки зрения компетенций и построить хорошую карьеру. Сначала она заняла позицию руководителя PR-отдела, затем отдела маркетинга.

«Маркетинг – это не только реклама, креатив и соцсети. Эффективный маркетинг – это про цифры, аналитику и стратегию. Поэтому, когда мне предложили исполнять обязанности генерального директора, это не стало чем-то новым. К тому моменту я понимала все бизнес-процессы. Дальше нужно было доказать, что не стоит искать внешнего кандидата, потому что я – он и есть, – делится собеседница. – Я до сих пор благодарна своему руководству в головном офисе Lamoda за то, что доверились мне. Ведь это не совсем стандартно, когда генеральным становится директор по маркетингу с образованием журналиста».

В должности генерального директора Мольдер Рысалиева проработала три года. За это время удалось достичь весомых бизнес-показателей, которые позволили Lamoda стать крупнейшим онлайн-магазином модной одежды, обуви и аксессуаров в Казахстане. Был улучшен сервис, запустилось пять новых пунктов выдачи заказов, увеличен ассортимент товаров, что позволило увеличить средний чек заказов на 65%, также большое внимание уделялось операционным процессам, это снизило логистические расходы на 35%, как следствие, улучшилась рентабельность бизнеса.

Новый этап

«В какой-то момент со мной связались сразу несколько человек – сотрудники из двух рекрутинговых агентств и компании Ozon», – вспоминает Мольдер Рысалиева.

После успешно пройденных собеседований Мольдер Рысалиева приняла для себя тяжелое решение покинуть компанию, которая росла на ее глазах – от фирмы со складами в районе Саяхата, в которой отчетность велась в еxcel-таблицах, до крупного бизнеса с автоматизированной системой отчетности и выстроенными процессами». Компанию, которая была для нее больше, чем работа. «Lamoda стала для меня семьей, – говорит Мольдер. – Я до сих пор питаю самые теплые чувства ко всем коллегам, а с некоторыми крепко дружу. Поэтому мне нельзя было подать какой-то неправильный знак. Важно было продемонстрировать, что мой уход связан только с личными амбициями», – отмечает генеральный директор Ozon в Казахстане.

На новом месте начинать пришлось практически с нуля, но уже сейчас – спустя полтора года – генеральному директору Ozon в Казахстане есть чем похвастать.

Первые результаты

Мольдер убеждена, что для успешного маркетплейса нужны три составляющие: широкий ассортимент товаров, финтехпродукты и логистика. Поэтому работа велась по всем направлениям.

ФОТО: © Мария Попова

Запускается сайт ozon.kz, уже увеличены мощности складов, курьеров и брендированных точек самовывоза, а главное – построено и запущено сердце логистики Ozon – fulfillment-центры в Астане и Алматы площадью 38 тыс. кв. м и 5 тыс. кв. м соответственно. К слову, самый крупный логистический хаб в Астане может обрабатывать не менее 260 тыс. заказов в сутки, а на хранении в нем могут находиться до 9 млн различных товаров в любых категориях.

Открытие складских комплексов позволило сократить сроки доставки товаров по Казахстану до 10 дней. В Алматы и Астане уже работает доставка на «следующий день», а в ближайшие месяцы это станет возможно уже для покупателей маркетплейса из разных уголков Казахстана.

«Логистический хаб позволит также казахстанским предпринимателям масштабировать свой онлайн-бизнес. Товары, размещенные в наших fulfillment-центрах, продаются не только жителям Казахстана, но и на многомиллионную аудиторию покупателей в России и Беларуси. И география доставки будет расти, учитывая планы и амбиции материнской компании, – подчеркивает генеральный директор маркетплейса. – При этом продавцам не нужно думать о том, где хранить товар и как его доставить. А в ближайшее время они смогут получать выплаты в тенге, а не в долларах и рублях, как раньше».

С открытием fulfillment-центров число продавцов в 2022 году выросло в 4 раза – до 15 тыс., из них более 80% – малый и микробизнес. Но большую часть объемов продаж, которые за год выросли в 3 раза, генерят крупные компании, представленные на маркетплейсе.

«Быстрый рост числа продавцов объясняется усилением нашего присутствия на рынке Казахстана, а именно – развитием инфраструктуры и запуском платформы маркетплейса, – поясняет Мольдер Рысалиева. – И этот рост продолжится. По нашему опыту, развитая логистика позволяет увеличить число продавцов в регионе в среднем на 50–60% – они могут быстрее и дешевле доставлять товары покупателям».

Как отмечает собеседница, маркетплейс работает по сетевому эффекту: чем больше продавцов, тем больше ассортимент, а значит, растет количество покупателей, заказов, а следовательно, и продавцов. И так по кругу. «Наша задача – сделать так, чтобы эффект заработал и в Казахстане», – подчеркивает генеральный директор Ozon в Казахстане.

По ее словам, стабильно растет число заказов. Так, за последний год покупатели в Казахстане стали в 1,5 раза чаще заказывать на маркетплейсе, а средний чек сейчас составляет около 15 тыс. тенге. «Мы рассчитываем, что после открытия сайта ozon.kz число заказов среди местных покупателей вырастет еще больше», – добавляет собеседница.

В свою очередь, для покупателей помимо быстрой доставки и расширяющегося ассортимента товаров предусмотрены уникальные предложения, будут «подсвечиваться» приятные цены. «Также в планах подключить возможность оплаты товара в рассрочку и кредит», – подчеркивает генеральный директор Ozon в Казахстане.

А расти бизнесу есть куда, как, собственно, и рынку. «Доля электронной коммерции в Казахстане составляет 10–11%. Для сравнения: в Кыргызстане доля e-com менее 2%, а в Китае – более 30%, Великобритания и США тоже приближаются к показателю в 30%, – делится цифрами собеседница. – О чем это говорит? Что нам есть куда расти. По данным PWC, по итогам 2022 года объем казахстанского рынка e-com составил 1,3 трлн тенге. Можно ожидать, что рынок будет расти и в следующем году».

По ее словам, в Казахстане рост рынка электронной коммерции будет происходить за счет крупных игроков, которые будут постоянно развивать свой сервис, предлагая более конкурентные условия своим клиентам-продавцам и клиентам-покупателям.

Наставничество и семья

Мольдер Рысалиева не только строит карьеру, но и реализует себя в качестве ментора в рамках программы Wonder Women Mentorship и амбассадора первого pro bono проекта в Казахстане DOS по направлению «Стратегия».

«Участие в подобного рода проектах еще раз напоминает мне о том, что надо уметь не только брать, но и отдавать. Так соблюдается жизненный баланс, – отмечает собеседница. – Я знаю, с чем могут столкнуться женщины, которые хотят занимать руководящие позиции в Казахстане, их проблемы и страхи. Сама через все это проходила. И для меня большая радость делиться своими знаниями и опытом».

ФОТО: фото из личного архива

Вместе с тем она уверена, что могут пригодиться также ее знания и компетенции в сфере выстраивания корпоративного управления в некоммерческих организациях. Однако ее основная цель как амбассадора – рассказывать и показывать на своем примере, что такое интеллектуальная благотворительность и как она работает. «Я хочу, чтобы мои дети росли и развивались в осознанном и эмпатичном обществе», – подчеркивает Мольдер Рысалиева.

К слову, семья и дети при таком загруженном графике работы не остаются без ее внимания. Все свои свободные часы она посвящает только семье.

«Большую помощь в воспитании детей мне оказывают муж и мама. При такой поддержке все получается совмещать, – отмечает собеседница и добавляет: – Мне кажется, самое главное, чтобы у самой женщины в голове не было барьеров. Наличие детей совершенно не означает, что женщина не может строить карьеру. Очень многие женщины в Казахстане и работают, и растят детей, я такая же».

Советы

Как все-таки суметь побороть стереотипы и добиться успеха. Вот несколько советов от Мольдер Рысалиевой

  • Первое. Забудь обо всем, что тебе говорили в школе, семье, обществе, если это не соответствует твоим мечтам. Сосредоточься на цели, а не на сложностях. Остальное обязательно приложится.
  • Второе. Не будь равнодушной. Нужно искренне любить то, чем ты занимаешься. Если дело не нравится, найди то, что будет тебя вдохновлять. Если очень сложно, попробуй поменять угол зрения. Учись видеть возможности в сложностях, потому что использованная вовремя возможность – удача.
  • Помни, что какими бы люди перед тобой ни были, какие бы позиции ни занимали – они такие же, как ты. Зачастую мы сами наделяем людей властью, а власть всегда можно забрать. Это третье.
  • И последнее. Не давай воли внутреннему критику, иначе можешь почувствовать себя самозванцем. Критика хороша только в пределах разумного. Делай! Несмотря на сомнения. Ты заслуживаешь свою работу. В связи с этим я всегда рекомендую посмотреть мультик про «Маленький синий поезд». Он учит быть смелым и ничего не бояться, даже если кажется, что путь непреодолим.
   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить