Наталья Фаворская: Как на сломанной ноге дойти до призвания

12063

Фотохудожник Наталья Фаворская рассказала Forbes.kz, как создаются сказочные миры

«До сих пор не знаю, как правильно называется то, чем я занимаюсь: fine art или photo art», – призналась Наталья Фаворская, чьи фотоколлажи стали последнее время набирать популярность, в частности - в социальных сетях и на фотосайтах.

Это признание – не жеманство, это – особое отношение к любимому делу: коллажи Наталья делает без напряга, с легкостью и юмором. Сама дорога к fine art тоже была без напрягов, но с «переломанными» моментами.

Наталья Фаворская.

Фотошоп – и никакого мошенничества

– Я по образованию архитектор. После окончания ААСИ (ныне КазГАСА. – F) поняла, что архитектура – не мое: я не могу «мыслить домами», не могу сидеть над чертежами, мне надо всё быстро, в лёгкую, – озвучила свое жизненное кредо Фаворская.

После университета она стала работать в рекламном агентстве, где освоила графические программы. Потом жизнь стала водить Наталью по редакциям – она работала бильд-редактором, арт-директором в «АиФ-Казахстан», «Известиях», «Вечернем Алматы», в «Комсомольской правде». В «Комсомолке» Наташа встретила своего будущего мужа – фотографа Максима Золотухина.

– Я фотоаппарат не брала в руки, потому что не было желания: мне казалось, что это сложно, не моё. Да и Макс с камерой всегда рядом, если нужно было что-то снять, – рассказала Фаворская. – После работы в редакции Макс ушел в частный бизнес, и я вместе с ним. У нас было много совместных съемок: он снимает, я занимаюсь постобработкой. Я ездила в Москву учиться компьютерной фоторетуши, ведь большинство людей не хотят видеть себя такими, какие они в жизни: они хотят сказку. А как ее сделать, если за окном мрак? Вот ты и обрабатываешь фотографию – превращаешь обычных людей в кинозвезд, а обычные пейзажи – в сказочные.

Однако у супругов начались споры по поводу отснятого Максимом. Наталья говорит, что девочки, как правило, видят кадр по-другому: они лучше фотографируют чувства, на их снимках даже видно, как человек вздыхает.

– Так как я с фотошопом постоянно работаю, то у меня всегда было желание доделать что-то, ввернуть в кадр. Макс приносит фотографии, я ему говорю: «Ты что, не мог вот так сфотографировать?» Он говорит: «В следующий раз возьмешь камеру и сама сделаешь», – вспоминает Фаворская.

И она взяла камеру – отучилась на курсах и с марта 2014 начала снимать. То есть у Натальи получилось всё не как у людей. Обычно люди покупают фотоаппарат, начинают его осваивать, изучать, что такое композиция, цвет и свет, а потом уже приходят к необходимости художественно обрабатывать снимки. Фаворская же лишь после того, как досконально узнала, каким образом нужно фото «доводить до ума», взяла в руки фотоаппарат.

– Я начала кнопочки давить и думать: «А чего здесь сложного?» Хотя до сих пор не могу сказать, что я фотограф. Мне часто фотографы пишут замечания по технике исполнения, и они во многом правы, – соглашается с профессионалами fine artist. – Но для меня технические моменты не существенны, потому что я к этому отношусь с невероятно большим чувством юмора, без пафоса. Я понимаю, что продукт моего труда – это не фотография.

Фотохудожница и ее муз

Это на самом деле не фотографии, это – плоды буйного воображения. Если многие фотографы знают, как снимать, но не знают – что, то у Фаворской голова разрывается от идей. Поначалу она для себя решила, что фотосъемки непременно должны быть выездными. Но судьба изменила это решение, сломав Наталье ногу. Работать ей хотелось, однако активно передвигаться она не могла, вот и решила, что будет снимать дома, в комнате, отведенной под фотостудию, и помещать людей в придуманные ею миры. Первой моделью фотохудожницы стал ее супруг.

– Я знала, как обмануть зрителя, и знала, что у меня есть муж, который не против посмеяться, – перечислила свои активы Наталья. – Так появились первые коллажи с летающим Максом. Они получили хорошие отзывы, потому что это было весело. Фотографы стали спрашивать, как это сделано.

Делается всё, по словам собеседницы Forbes.kz, очень просто. В обычной комнате обычной алматинской квартиры снимается стена. Потом снимается муж, лежащий животом на стремянке. Потом эти два кадра соединяются, стремянка стирается в фотошопе, и - вуаля! – супруг полетел.

– Меня многие спрашивают: «Что ты куришь?» Это самый сложный вопрос, откуда они приходят – эти идеи. Я как-то сидела на кухне, повернула голову и мне на глаза попался кусок хозяйственного мыла – я из него сделала скалу, на скалу посадила Макса, обставила все это цветными бутылками, – рассказала Наталья о своей «творческой лаборатории».

По ее наблюдениям, у предметов есть некая магия. Предметы старины, птичьи клетки, клубки ниток, живые существа, например, рыбы, летающие люди – это то, что делает кадр нестандартным, привлекает внимание.

– Еще людей заставляет рассматривать кадр «нарушение яви», как, например, на моем любимом коллаже, где девушка с птичьей клеткой в руках выходит из яйца. Снимаешь какой-то мелкий предмет крупно, потом в эти пропорции вставляешь человека – он живет в этом маленьком мирке, в этой кроличьей норе, и людей это привлекает. Поэтому цвет, свет, композиция уже не так важны, – считает фотоколлажист.

Кроличьи норы тоже надо обставить «интерьерами». Но где их взять – чай, не в италиях живем.

– Я стала ходить по улицам, заглядывать под кустики – ух ты, а там сказка, стала заглядывать в арыке – ух ты, а там сказочные арки. Хотя, конечно, странно выглядит, когда женщина прыгает в арык и фотографирует его. Но меня захлестывает этот подножный мир. У нас на улице Тимирязева растут карагачи, их когда-то подпиливали, они приобрели странную форму и для меня превратились в волшебный лес. Люди ходят и не видят. А я вижу сказочное в этих формах, фотографирую их и использую в коллажах, – рассказала Наталья.

Обыкновенная сказка

Со временем Фаворская стала выставлять свои работы не только в Facebook, но и на крупнейшем российском сайте, где тусуются профессионалы, – photosight.ru. Там в день загружают тысячи снимков, и лишь единицы попадают в топы. Несколько коллажей Натальи тоже стали статусными. Но для нее статус не важен. Она говорит, если начнет думать об этом, то увлечение престанет быть игрой, шуткой, потеряет легкость.

Ольга Агапова, у которой есть свои журналы «Кенгуру», «Академия стиля», запала на мои работы и попросила с ней фотосессию устроить. Я тогда ей абсолютно серьезно ответила: «Мне кажется, люди надо мной прикалываются. Разве вы не видите, что это шутка – не более?», – говорит Наталья.

Однако шутки превратились в бизнес: два месяца назад фотохудожник стала принимать заказы на коллажи, продолжая в то же время снимать и для души, бесплатно. Стоят работы от $200 и выше. Цена, понятно, зависит от сложности. Одни коллажи Фаворская может сделать за 3 часа, на другие уходит неделя. Самое сложное в работе – вырезать «маникюрными ножничками» в фотошопе людей, предметы, а потом собрать все в единый пазл.

– Меня стали просить проводить мастер-классы. Какие мастер-классы? Я не считаю себя мастером. Мне еще очень многому надо научиться, мне еще расти и расти. Я смотрю на работы виртуозов и впитываю то, что и как они делают, не для того, чтобы слямзить, а чтобы научиться, – отмечает Наталья.

Однако она не исключает, что со временем начнет делиться опытом, говорит, что секретов здесь особых нет. Главное - фонтанировать идеями и хорошо знать программу фотошоп.

– Есть люди творческие и не творческие. Творческим настолько необходимо выплескивать свои идеи, что у них депрессия начинается, если они ничего не делают. Раньше я шила кукол, занималась живописью, сейчас нашла себя в фотоколлажах. Для меня это кайф, наркотик, для меня это нормальное состояние – делать сказку, – призналась Наталья Фаворская и добавила: – Если мне наскучит делать фотоколлажи, если перестану делать их в легкую, я их заброшу и буду искать себя в другой сказке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить