В Казахстане дефицит квалифицированных IT-специалистов

25428

Уже давно наши чиновники и бизнесмены говорят о необходимости развития отрасли информационных технологий. Оснований для этих разговоров более чем достаточно: так, второй этап индустриализации Казахстана направлен на внедрение инноваций, а уже действующие программы «Стратегия «Казахстан-2050» и «Информационный Казахстан – 2020» имеют одной из целей стимулирование развития государства через привнесение передовых информационных технологий

Иллюстрация: sibacademia.ru

Однако эти меры невозможно реализовать без соответствующего количества ИТ-специалистов, дефицит которых до сих пор весьма ощутим. Кроме того, есть вопросы к нынешнему качеству их подготовки. В условиях стремительного развития технологий образовательные программы далеко не всегда успевают перестроиться под реалии сектора, что в конечном итоге отражается на выпускниках.

В связи с этим Всероссийский центр изучения общественного мнения совместно с SAP – глобальным лидером в сфере ИТ-решений для управления бизнесом – провели исследование, посвященное развитию молодых ИТ-специалистов в странах СНГ. Под его прицел попали 1400 студентов пяти казахстанских, восьми белорусских и 25 российских вузов, 400 молодых ИТ-специалистов, 500 резюме из базы headhunter.ru, 32 эксперта, представляющих бизнес, госсектор и систему образования, восемь дискуссионных фокус-групп и мировые практики взаимодействия вузов, бизнеса и государства.

Выбор без интереса

Исследование показало, что 87% молодых ИТ-специалистов выбирают профессию не из интереса к ней. Тем не менее, в Казахстане процент осознанного выбора в 1,5 раза выше, чем в России и Белоруссии. На абитуриентов обычно влияет то, что выбор будущей профессии приходится на период подготовки к поступлению и мало связан с профориентацией. Они больше ссылаются на востребованность и престиж специальности нежели на собственные возможности и желание работать в данной сфере.

Дамир Шыныбеков, ректор Международного университета информационных технологий (МУИТ, Алматы), считает: чтобы повысить интерес молодежи к ИТ-специальностям, в школах необходимо обновить учебные программы по информатике и повысить квалификацию учителей. Пока же часто бывает, что учащийся более сведущ в ИТ, чем его преподаватель. Шыныбеков также убежден, что школам необходима национальная программа профориентации, чтобы абитуриент, поступая на ту или иную специальность, больше опирался на собственное желание и способности, а не на размер предполагаемой заработной платы и престиж. Например, сегодня, чтобы привлечь талантливую молодежь, МУИТ предлагает ученикам старших классов пройти на базе университета пятидневные мини-курсы High School, в ходе которых они могут научиться программировать на языке Java, использовать современный подход объектно ориентированного программирования (ООП) и получить сертификат от iCarnegie, который будет учитываться при поступлении в вуз.

В самом ИТ-образовании тоже имеются большие проблемы, влияющие на ситуацию с кадрами. Так, в среднем в исследованных странах постоянно посещают занятия лишь 59% опрошенных студентов ИТ-специальностей, хотя в Казахстане эта цифра все же составляет 76%. Казахстанские студенты вообще более серьезно относятся к своему образованию и не собираются менять очный формат обучения на дистанционный. Только 16% из них выступили в пользу электронного обучения.

Улучшая навыки

Как известно, одного только вузовского обучения крайне недостаточно, чтобы стать высококвалифицированным и конкурентоспособным специалистом. Однако студенты, похоже, думают иначе: 57% опрошенных просто стараются хорошо учиться, дабы повысить свою конкурентоспособность, а 3% ничего не предпринимают для улучшения своего профессионального уровня. Остальные углубленно изучают отдельные дисциплины, проходят стажировки и подрабатывают по специальности.

Между тем следует отметить, что сейчас у большинства студентов есть возможность во время учебы параллельно посещать некоторые курсы, которые входят в стоимость обучения. К примеру, в МУИТ они могут обучаться программировать на iOS, для чего при университете действует тренинговый центр Apple, где проходят подготовку порядка 150 человек. Имеются также вендорные курсы от Cisco, Oracle, Microsoft, заканчивая которые студенты повышают свои навыки и получают официальные сертификаты. Руководство МУИТ стремится дать учащимся фундаментальную базу, чтобы затем они могли быстро приспособиться к меняющимся ИТ-тенденциям.

Еще одна задача вузов, как считает Шыныбеков, это развитие у студентов самостоятельности в приобретении навыков. Без этого качества специалист будет неинтересен работодателям. К навыкам, в частности, можно отнести владение английским языком, дела с которым обстоят неоднозначно. Так, лишь 28% казахстанских и российских студентов в состоянии пройти собеседование на английском, у белорусских этот показатель и того меньше – 16%. В том же МУИТ, чтобы повысить у студентов уровень владения английским языком, некоторые занятия ведутся на нем, из 160 преподавателей 20 – иностранцы, 40 – выпускники программы «Болашак».
Третья задача ИТ-университетов – подготовка программистов с предпринимательским типом мышления, чтобы выпускники становились не только хорошими специалистами, но и не боялись запускать собственные бизнесы. Например, в прошлом году обладатели дипломов МУИТ открыли пять отраслевых компаний.

Кадровый голод

Несмотря на старание ИТ-вузов повысить качество образования, у выпускников есть к ним претензии. Так, 65% молодых специалистов столкнулись с проблемой устаревших учебных программ, которые, как оказалось, не соответствуют запросам современного ИТ-рынка.

По словам Рамиля Мухоряпова, основателя chocolife.me, устаревшие программы – это извечная проблема, потому что технологии всегда будут идти на шаг впереди образования. «И когда вчерашний студент приходит на работу с какими-то пробелами в знаниях, иного выбора нет, как обучать его самостоятельно, потому что готовых кадров нет», – констатирует собеседник Forbes Kazakhstan.

В свою очередь Шыныбеков считает, что учебные программы могут корректироваться, но кардинально менять их из года в год невозможно, потому что в этом случае пострадает качество обучения. К слову, один из акционеров МУИТ – инфокоммуникационный холдинг «Зерде» регулярно проводит экспертизу учебных программ университета. Сегодня в МУИТ обучают по семи специальностям, планируется ввести еще одну – информационная безопасность.

По наблюдению Мухоряпова, особенно сильный кадровый голод ныне ощущается в интернет-маркетинге. На его взгляд, традиционным маркетологам очень трудно переучиваться в зрелом возрасте, а идеальный интернет-маркетолог должен быть еще и программистом, чтобы понимать технологию и уметь ее настроить. И, как считает бизнесмен, данную специальность необходимо вводить в вузах. К сожалению, в ближайшем будущем это вряд ли произойдет, так как ее нет в государственных стандартах.

57% молодых специалистов считают, что налаживание связей между ИТ-компаниями и учебными заведениями приведет к притоку кадров в отрасль. По утверждению Шыныбекова, МУИТ старается готовить студентов конкретно под те или иные компании, поскольку если кто-то из цепочки «университет – студент – работодатель» окажется не заинтересован в сотрудничестве, то ничего не получится. Ректор также отметил, что ИТ-компании очень заинтересованы в кадрах и, несмотря на критику, всегда готовы помочь университету.

В частности, представители chocolife.me регулярно бывают гостями таких вузов, как SDU, МУИТ, КБТУ, в рамках различных мероприятий, в том числе с целью поиска талантливой молодежи. К слову, компания всегда готова принять на производственную практику студентов, обучающихся по ИТ-специальностям. 46% опрошенных молодых специалистов считают данную возможность эффективной для привлечения кадров в отрасль. В свою очередь Шыныбеков подчеркивает, что для того, чтобы выпускник не столкнулся с проблемой трудоустройства, университет старается отправлять его на производственную практику в одну и ту же компанию в течение всего периода обучения. В этом очевидны плюсы и для самой компании, которая получает готового специалиста. К слову, практически всем (95%) опрошенным выпускникам нравится та работа, которой они занимаются.

Причину нехватки ИТ-кадров и их недостаточной подготовки Мухоряпов видит в том, что в Казахстане наблюдается недостаток конкуренции среди специалистов данной сферы и нет популяризации профессии в целом. Даже обладая минимальными знаниями, выпускник все равно найдет себе работу. В том же МУИТ пока было всего два выпуска: первый состоял из 324 человек, второй – из 520. Мнение бизнесмена подтверждают и результаты исследования, согласно которым ИТ-студенты уверены, что не испытают проблем с трудо­устройством, и особо не мотивированы старательно учиться.

Кроме того, молодежь не видит серьезных карьерных перспектив в этой профессии и не знает, чего на самом деле хочет работодатель. Так, 63% опрошенных полагают, что работодателю необходимы опыт работы и диплом, на самом же деле руководителям ИТ-компаний нужны знания, владение английским языком и склонность к самообучению. Эксперты подчеркивают: необходимо указывать студентам, какие предметы для чего им нужны и как пригодятся.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить