Местный бюджет Астаны – один из самых закрытых в Казахстане

12206

Согласно страновому исследованию, проведенному Национальной бюджетной сетью Казахстана, индекс открытости местного бюджета Астаны составил 27,14 баллов, что гораздо хуже показателя 2013, а также значительно меньше, чем средний балл для всех регионов Казахстана

Фото: turkystan.kz

В Астане во вторник, 25 августа, состоялась пресс-конференция, на которой представители Центра исследований «Сандж» (член Национальной бюджетной сети Казахстана) сообщили о результатах исследования «Индекс открытости местных бюджетов в Казахстане-2015», рассказала о методике и причинах ухудшения показателя открытости бюджета.

Сравнение индекса Астаны с другими регионами Казахстана.

Краткие результаты

Индекс открытости бюджета Астаны составил 27,14 баллов из 100 возможных, что значительно меньше, чем средний балл (37,09) для всех изученных 14 областей и городов Астана и Алматы. Индекс Астана - ниже среднего балла соседних областей: Акмолинской (43,81) и Карагандинской (27,34). Астана значительно ухудшила показатель по сравнению с индексом открытости местного бюджета 2013 года (36,9). В 2013 казахстанская столица заняла 5 место в этом рейтинге, а в 2015 – 14 позицию.

Оценка показывает, что местные органы предоставляют общественности минимальную информацию о бюджете и финансовой деятельности местных властей. То есть астанчане не могут отслеживать, как акимат управляет денежными средствами города.

Открытость планирования и разработки проекта бюджета оценивается низко – в 20,7 балла. Наиболее слабым местом является участие общественности в обсуждении проекта бюджета, нет реально действующих механизмов по вовлечению общественности в этот процесс.

Открытость рассмотрения и утверждения бюджета – 30,3 балла. Нет доступа к информации о том, как проходит работа постоянных комиссий маслихата по рассмотрению бюджета, нет протоколов, информации о внесенных поправках депутатов маслихата в постоянной комиссии.

Открытость бюджета на этапе исполнения – 33,2 балла. В процессе исполнения бюджета регулярно публикуется информация об изменениях и уточнениях, принятых в бюджете, но не совсем понятны их причины. Наблюдается тенденция преподносить бюджетную информацию без детализации и пояснений.  Нет ежеквартальных отчетов об исполнении бюджета за текущий бюджетный год, притом что ранее они публиковались.

Открытость годового отчета об исполнении бюджета – 24,1 балла. На момент исследования (июнь 2015) общественности была доступна только общая информация об исполнении бюджета за прошедший год. Нет подробного годового отчета, то есть он публикуется позже, чем через 6 месяцев после завершения бюджетного года. Анализ предыдущих отчетов об исполнении бюджета показывает, что им недостает аналитического аспекта: они не содержат объяснения причин неосвоения выделенных средств, в них не отражены индикаторы, служащие основанием для анализа достигнутых результатов, нет объяснений причин расхождений между утвержденными и фактически полученными доходами. Публикуемый доклад акима за отчётный период также не содержит такого анализа. Анализ результатов есть только в отчетах по исполнению стратегических планов госорганов.

Коротко о методике

Анкета по определению индекса открытости местных бюджетов (ОМБ) состоит из 60 вопросов с многовариантными ответами. Вопросы касаются доступа общественности к бюджетной информации и возможности участия общественности на разных стадиях бюджетного процесса. Оценку по каждому региону проводит исследователь, приводя фактические доказательства своего мнения по каждому вопросу. Затем исследователя проверяет другой эксперт, и они должны прийти к консенсусу в окончательной оценке.

Исследование было проведено по всем 16 регионам Казахстана в апреле-июне 2015.

Исследователь по Астане: Жаппар Акбота (Центр исследований «Сандж»).

Эксперт: Фатима Джандосова.

Организациями-основателями Национальной бюджетной сети Казахстана выступили общественные объединения «Десента» (Павлодар), «Институт развития местного cамоуправления» (Петропавловск), «Намыс» (Алматы), «Формирование налоговой культуры» (Алматы), «Центр справедливости» (Тараз) и программа «Бюджетная прозрачность и подотчетность» Фонда «Сорос-Казахстан».

Подробности см. здесь. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить