Противостояние по-соседски

6686

Гонка между Алматы и Пекином за право стать столицей зимних Олимпийских игр – 2022 вышла на финишную прямую

Фото: Анатолий Устиненко

31 июля на сессии Международного олимпийского комитета в Куала-Лумпуре определится место проведения XXIV Белой олимпиады. Процедура выбора столицы предстоящих Игр будет достаточно простой – члены МОК (около 100 человек) электронным способом проголосуют за один из двух городов-кандидатов, и тот из них, который наберет более 50% голосов, станет в 2022 году хозяином самых престижных на планете зимних соревнований.

В преддверии часа икс олимпийской гонки Forbes Kazakhstan решил вспомнить о том, что интересного происходило в ходе продолжавшейся более двух лет заявочной кампании, сравнить шансы Алматы и Пекина, а также обозначить, какими бюджетами оперируют в наше время организаторы крупнейших спортивных форумов и какое наследие оставляют у себя города – хозяева Игр.

Исходные позиции

МОК анонсировал информацию о выборах олимпийской столицы – 2022 в октябре 2012 года, и одним из первых городов, заявивших о желании провести у себя соревнования, стал Алматы. Заметим, что казахстанский мегаполис и раньше участвовал в споре за право принять Олимпиаду, выдвинув свою кандидатуру на организацию Игр-2014, но выбыл из борьбы еще до финального раунда голосования (тогда, кстати, предвыборную гонку вели сразу семь участников, самым удачливым из которых оказался Сочи).
Помимо южной столицы Казахстана о своих намерениях побороться за ОИ-2022 заявили несколько других претендентов. Среди потенциальных соперников Алматы фигурировали Мюнхен, Давос, Барселона, Стокгольм, Краков, Львов, Осло. Однако затем эти города, взвесив все плюсы и минусы, начали один за другим отказываться от идеи принять Игры. Некоторые сошли с дистанции после того, как местные жители не поддержали олимпийскую затею на специально организованных референдумах, другие сняли заявки из-за невозможности предоставить правительственные и финансовые гарантии, а, например, Львову помешала политическая нестабильность в стране. В итоге круг кандидатов сузился до минимума, чего в олимпийской истории не происходило уже очень давно. И конкурирует Алматы теперь только с сильным китайским тандемом Пекин – Чжанцзякоу, подавшим совместную заявку. МОК же, всерьез обеспокоенный свое­образным «парадом отказов», инициировал и утвердил на состоявшейся в декабре в Монако внеочередной сессии Повестку-2020, призванную внести серьезные изменения в олимпийское движение. Основные тезисы данного документа заключаются в общей оптимизации расходов, более строгих процедурных требованиях при подаче заявок, разделении затрат непосредственно на организацию соревнований и развитие городской инфраструктуры, в бережном отношении к природным ресурсам, борьбе за «чистоту» спортсменов.

Между тем Алматы, усвоив уроки прошлой предвыборной кампании, действовал на сей раз достаточно решительно. В последние годы город старался не только развивать свои сильные стороны, но и подтягивать слабые (к их числу относилось в первую очередь отсутствие опыта организации более-менее крупных международных состязаний). В 2011 году Алматы совместно с Астаной с размахом провели VII зимние Азиатские игры, бюджет которых составил порядка $ 1,65 млрд. Помимо этого, в течение четырех минувших лет в южной столице состоялись чемпионат мира по хоккею с мячом, несколько летних этапов Гран-при по прыжкам с трамплина и зимних этапов Кубка мира по северному двоеборью, юниорское первенство планеты по лыжным видам. Следующая планка будет более высокой – в 2017 году Алматы станет столицей Всемирной зимней универсиады, доставшейся ему практически на безальтернативной основе (за неделю до голосования итальянский Тренто снял свою кандидатуру). К данным стартам, общий бюджет которых пока не озвучен, мегаполис обзаведется новыми объектами – 12-тысячным Ледовым дворцом, трехтысячной Ледовой ареной и Студенческой деревней на 20 тыс. мест. Впрочем, в плане организации масштабных соревнований Алматы столице Поднебесной в любом случае уступает. Та ежегодно принимает у себя с десяток крупных турниров мирового и континентального уровня.

Pro et contra

В феврале и марте нынешнего года в Алматы и Пекине поочередно побывала оценочная комиссия МОК во главе с президентом ОКР Александром Жуковым, тщательно изучившая места предполагаемых олимпийских сражений и состояние городской инфраструктуры. Свои выводы комиссия представила в опубликованном 1 июня на сайте olympic.org 130-страничном докладе, а 9 и 10 июня в Лозанне состоялся технический брифинг городов-кандидатов, на котором их представители еще раз рассказали о своем видении Игр-2022 и ответили на вопросы членов МОК. Руководителем казахстанской делегации на данном мероприятии был премьер-министр Карим Масимов, а с китайской стороны главным лицом являлась вице-премьер Госсовета КНР Лю Яньдун.
При знакомстве с оценочным докладом трудно выделить явного фаворита олимпийской гонки. Комиссия МОК скрупулезно проанализировала все преимущества и узкие места алматинской и пекинской заявок. При этом некоторые проблемные факторы (прежде всего загрязненность воздуха в местах проведения соревнований) у обоих городов являются схожими.

В концептуальном плане предложение Алматы отражает необходимость ускорения социальных и экономических реформ, желание создать хорошее наследие в области зимних видов спорта и продемонстрировать всему миру позитивные аспекты города и страны. Видение полностью согласуется с глобальной стратегией «Казахстан-2050» и основывается на стремлении города к прогрессу в различных областях.

Инфраструктурная составляющая предусматривает проведение соревнований в 13 спортивных центрах, восемь из которых уже существуют, два строятся к универсиаде и три – санно-бобслейная трасса, комплекс для шорт-трека и фигурного катания, а также горнолыжная арена – будут возведены в случае, если предложение Алматы окажется успешным. Одним из главных козырей является компактное расположение олимпийских объектов – все они сосредоточены в радиусе 35 км.

В качестве же основных слабых мест заявки помимо экологических факторов названы финансовые риски, связанные с нестабильными ценами на нефть и вопросами формирования валютных курсов, необходимость вмешательства в естественную природную среду при строительстве в горных районах, отсутствие достаточного количества гостиничных комплексов для болельщиков и возможные трудности с выкупом у частных владельцев земель, на которых предполагается разместить ряд объектов Игр.

В свою очередь Пекин и Чжанцзякоу (где планируется проведение лыжно-биатлонных дисциплин) в своей концепции преследуют цель всячески популяризовать зимние виды спорта, что в конечном счете должно способствовать улучшению жизни и здоровья 300-миллионного населения северных регионов Китая.

Немаловажными плюсами заявки являются полная государственная поддержка, большое желание простых жителей КНР увидеть у себя Игры, финансовая и экономическая мощь государства и, разумеется, хороший организационный опыт.

Столица Поднебесной всячески стремится войти в историю как первый город, принявший у себя и летнюю и зимнюю Олимпиаду. Из 12 представленных спортивных объектов шесть уже полностью готовы, три планируется построить независимо от возможного проведения Игр, а еще три находятся в листе ожидания. К рискам относятся зависимость от искусственного снега, которым придется покрывать некоторые горные склоны, те же экологические факторы, а вот для решения транспортной проблемы (расстояние между Пекином и Чжанцзякоу составляет почти 300 км) китайские власти намерены к 2019 году проложить между двумя городами высокоскоростную железную дорогу, что сократит время в пути до 50–55 минут.

Предполагаемые финансовые расходы городов-кандидатов можно на данный момент назвать весьма скромными. Алматы заявил инвестиционный инфраструктурный бюджет в сумме $1,853 млрд, а дополнительные операционные затраты, которые будут покрываться выручкой от продажи билетов, спонсорских и туристических доходов, субсидий МОК, составят $1,752 млрд. Китайская же сторона оперирует цифрами в $1,511 млрд капитальных инвестиций и $1,558 млрд операционных расходов. Однако, какие издержки понесет столица будущих Игр в реальности, сказать сейчас невозможно. К слову, опубликованное недавно в ряде СМИ сообщение о предоставленных Казахстаном в качестве обеспечения заявки Алматы финансовых гарантиях на сумму $75 млрд в полной мере демонстрирует всю серьезность олимпийских устремлений нашей страны.

Остался впечатлен итогами брифинга в Лозанне и президент МОК Томас Бах, заявивший: «Отрадно, что оба города презентовали заявки, в которых учтены рекомендации Повестки-2020. Алматы и Пекин представили сбалансированные бюджеты, ясно дали понять, чего хотят добиться, их предложения учитывают планы долгосрочного развития города, региона, страны».

Наследие

Практически все современные Олимпиады в финансовом плане являлись убыточными, а главными ориентирами для их организаторов были спортивная привлекательность, возможность повышения имиджа города и государства на мировом пространстве, немалые социальные перспективы, прогресс в туристической, транспортной и экологической отраслях. Некоторые спортивные сооружения ожидала при этом довольно незавидная судьба. Например, корпуса Олимпийской деревни в Ванкувере, принявшем зимние ОИ-2010, или некоторые постройки Турина-2006 оказались законсервированными, а многие другие объекты были перепрофилированы под концертные площадки, деловые центры и т. п. Интересно, что в связи с этим ждет в постолимпийском будущем арены Алматы, если город все же коснется первым финишной ленточки 31 июля в Куала-Лумпуре?

Не менее важным является и вопрос о том, какие результаты способны показать в 2022 году казахстанские атлеты при нынешнем невысоком уровне развития зимнего спорта в стране. За годы независимости наши представители на Белых олимпиадах выиграли всего семь наград, лишь одна из которых оказалась золотой (в 1994 году в Лиллехаммере лыжник Владимир Смирнов стал первым в гонке на 50 км). Практически все хозяева Игр ставят перед своими спортсменами высокие цели по завоеванию медалей, с которыми те в целом справляются. На нашем же спортивном горизонте россыпи ярких атлетов, готовых исправно приносить стране медали в различных видах зимней олимпийской программы и быть кумирами для мальчишек и девчонок, пока особо не видно.

Алматы

Преимущества
•10 готовых и строящихся спортивных объектов
• Непродолжительное время в пути между зонами
• Хорошие снежные условия
• Близость олимпийских деревень
• Развитие экологичных методов строительства

 

Риски

• Частные земли в местах проведения соревнований
• Короткие сроки строительства бобслейной дороги усугубляют риски по сертификации и тестированию
• План улучшения воздуха потребует больших финансовых вложений
• Необходимо обеспечить защиту горной окружающей среды в соответствии с требованиями Национального парка

Пекин

Преимущества
• Улучшение инфраструктуры города
• Девять готовых и строящихся спортивных объектов
• Высокоскоростная ж/д магистраль в зонах
• Близость олимпийских деревень
• Развитие экологичных методов строительства
• Использование существующих объектов и жилья
• Опыт проведения  Олимпийских игр 2008 года

 

Риски
• Искусственный снег для всех горных объектов;
• Организация прыжков с трамплина в зоне Чжанцзякоу потребует переселения около 400 человек
• Масштаб проблем загрязненности воздуха имеет региональное значение
• Искусственный снег потребует забора воды из существующих резервуаров
• Объекты в Яньцине рядом с национальным заповедником Шонгшан

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить