Уберизация Народного банка

13012

Или почему всем стоит посмотреть, как банк работает со стартапами

Стартапы очень быстро врываются в нашу жизнь — мы заказываем такси через Uber, бронируем апартаменты на AirBnB, покупаем авиабилеты онлайн, оплачиваем счета с мобильных телефонов. До недавнего времени, пока его не купил Facebook, Whatsapp был стартапом, а теперь сотовые операторы по всему миру теряют из-за него миллиарды долларов. В таких динамично меняющихся условиях корпорации должны перестраиваться и вовлекать стартапы в свою деятельность. И самый лучший способ для этого — провести хакатон.

Хакатон — это комбинация двух слов — hack и marathon, получается хакерский марафон. Суть его проста — надо за 24-48 часов дойти от идеи до прототипа. Народный банк Казахстана на прошлой неделе провел свой второй хакатон, где приняли участие больше 90 человек. Как и первый Halyk Fintech, второй хакатон был совсем не рядовым.

Умут Шаяхметова
Умут Шаяхметова

- На первом хакатоне мы выбрали трех победителей, и все три проекта были реализованы на базе Народного банка, - отмечает Умут Шаяхметова, председатель правления Народного банка Казахстана.

- Один из принципов, которого мы последовательно придерживаемся – не практикуем вручение призов, материальных ценностей, но даем возможность реализовать идеи разработчиков на базе нашей банковской инфраструктуры, - добавляет Аслан Талпаков, заместитель председателя правления банка.

В банке считают, что от такого подхода выигрывают все: молодые разработчики получают опыт, наставничество, банк получает возможность протестировать и в оперативные сроки внедрить продукт или услугу, а местный рынок получает предпринимателей, которые, как мы надеемся, в перспективе, создадут новые рабочие места и новые продукты, а также стимулируют импортозамещение.

- Такие хакатоны действительно могут «раскачать» стартап-экосистему страны, помогая молодым казахстанским проектам получить traction и партнерство с крупными компаниями, - считает Рашид Дюсембаев, соорганизатор Halyk Fintech.

Так и произошло с первым хакатоном — среди победителей были команды студентов, которые смогли сделать новые решения для банка, а по итогам реализации создали новую ИТ-компанию и вывели ее на рынок страны.

Апробированный подход был продолжен и на Halyk Fintech II.

- В этот раз мы постарались охватить как можно больше вузов, проделать с участниками еще «домашнюю работу» в виде проведения краш-тестов и мастер-классов, чтобы на выходе получить более качественные проекты, - говорит г-н Талпаков.

Банк поставил перед разработчиками более амбициозные задачи, в результате на хакатоне были представлены функциональные прототипы и актуальные решения.

- Система позволит правильно распределять рабочие часы сотрудников, регулировать потоки клиентов, анализировать накопленную информацию и прогнозировать нагрузку, - говорит на презентации капитан команды Unitech Ильяс Калдыбай о проекте электронной очереди OneQ.

Они создали мобильное приложение, позволяющее клиентам банка онлайн видеть, в каком отделении банка сколько человек ждут своей очереди, куда они стоят: в кассу или к менеджеру, и по какой операции, а также, наверное, самое важное – пользователь сможет онлайн забронировать себе место в этой самой очереди в ближайшем отделении.

- При скоплении клиентов система инициирует открытие «быстрого окна», чтобы клиентам с «короткими» операциями не приходилось долго ждать, пока работники окончат «длинные» операции, например, выдачу кредита, - отмечает Ильяс, чей проект взял первое место на хакатоне и теперь будет внедрен в качестве пилота  в Народном банке.

Вторым победителем стала команда FinElement с мобильным приложением Halyk Agent. Это новая разработка – приложение, которое позволит находить агентов банка поблизости, которые при получении заявки от клиента, приезжают к нему и предоставляет определенные услуги, например, такие как подача заявки на кредит, на выпуск карточки и др. Упрощенно Halyk Agent выглядит так: клиент заходит в магазин и видит смартфон своей мечты. Но денег у него не хватает — нужна ссуда. Клиент отправляет заявку агенту, агент видит ее на своем телефоне, приезжает в то место, где находится клиент, идентифицирует его и заполняет необходимые документы, затем связывается с банком и в случае одобрения тут же оформляет кредит.

- Можно сравнить это с сервисом Uber, - поясняет Бахтияр Садабаев, капитан команды.

Как сделать звонки в  колл-центр более  результативными, придумала команда AceLight — перевести звонки в V-banking.  

Бакытжан Дос
Бакытжан Дос

Назвав нынешнюю молодежь идейной, грамотной и продвинутой, Умут Шаяхметова пообещала, что банк будет продолжать хакатоны и дальше. Председатель правления Народного банка отметила драйв и живую атмосферу мероприятия, «которой заряжаешься».

- Поработав с таким институтом как Халык, ребята получают свой первый трудовой опыт, опыт ведения бизнеса и умение продавать свои идеи. Глядя на них, я вижу, что у нашей страны огромный потенциал, огромные возможности. Они не просто сидят и просят им деньги, а работают над собой, своими идеями. Я считаю, их успехи должны стать примером для всей молодежи страны, - подчеркнула председатель правления банка.

Надо сказать, что хакатон Halyk Fintech привлекает все больше интереса со стороны молодых программистов и предпринимателей.

Арман Сулейменов
Арман Сулейменов

- Это возможность прямого взаимодействия с одним из крупнейших банков Казахстана, - объясняет интерес к хакатонам Народного банка Арман Сулейменов, создатель компании ZerotoOneLabs и инкубатора nFactorial.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить