Скорость миграции

6888

Как казахстанский рынок телекоммуникаций укрупняется на фоне кардинальной технической эволюции

Фото: © Depositphotos.com/art9858

Почта, телефон, телеграф, банк, игровая консоль, офис, врач, институт и многое другое – все это нынешний смартфон, который есть у каждого из нас. Сегодня он стал точкой доступа глобального общества к человеку и наоборот. Телекоммуникационная индустрия пытается справиться с задачами, которые возникают каждый день, – мир меняется буквально на глазах, новые решения находятся в синтезе, казалось бы, несовместимых ранее отраслей. Интернет, социальные сети, облачные технологии, центры обработки данных, финансы, интернет вещей и другое – это то, что ежедневно переплетается, рождая очередной новый сервис, а иногда и новый сегмент рынка. Основой всего является связь – голос и данные, которые становятся чище, быстрее, дешевле.

Отрасль связи в Казахстане остается одним из важнейших секторов экономики. По данным Комитета статистики, всего операторы заработали в 2015 году более 700 млрд тенге, 27 % из которых пришлось на услуги доступа в интернет.

«Услуги доступа в интернет являются одним из главных драйверов отрасли. С 2013-го по 2015 год доля доходов от их предоставления выросла в структуре отрасли с 21 до 27 %. Доля доходов от мобильных голосовых услуг, напротив, снизилась с 46 % в 2013 году до 37 % в 2015-м, – рассказывает руководитель исследовательско-аналитической группы J'son and Partners Consulting Кирилл Локтев. – Несмотря на положительную динамику отрасли в целом и сегмента услуг доступа в интернет в частности, наблюдается сокращение темпов роста, которое обуславливается влиянием как внутренних факторов, так и макроэкономических. С учетом изменений в мировой экономике рост ВВП Казахстана тоже показал замедление. Оно коснулось всех отраслей. В свою очередь, снижение темпов роста реальных доходов населения отразилось на потреблении услуг связи. По данным Комитета статистики, доля расходов домохозяйств на услуги связи в 2015 году снизилась на 21 %».

Рынок в движении

На рынке M&A (слияний и поглощений) в телекоммуникационной отрасли Казахстана среди наиболее значимых сделок за последнее время выделяется покупка бизнесменом Динмухаметом Идрисовым (№11 рейтинга богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan) 100 %-ной доли в уставном капитале ТОО «Алма-ТВ». «Сделка завершилась в мае 2014 года. ТОО «Алма-ТВ» на сегодняшний день является одним из крупнейших операторов Казахстана», – отмечает консультант J'son and Partners Consulting Роман Носов.

По его мнению, другой значимой сделкой на рынке стало слияние АО «Алтел» (АО «Казахтелеком) и ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (бренд Tele2) в марте 2016 года. Как объявлялось ранее, Tele2 и «Казахтелеком» будут владеть соответственно 51 и 49 % голосующих акций и 49 и 51 % обыкновенных акций в совместном предприятии. Tele2 сохранит контроль над управлением СП. В рамках сделки Tele2 выкупит 49 %-ную долю акций Asianet в ТОО «Мобайл Телеком Сервис» за $15 млн и эквивалентную 18 % экономического интереса в совместном предприятии. Таким образом, полностью разбавленный интерес Tele2 составит 31 %.

«Согласно стратегическим планам, объединенный оператор будет использовать преимущества двух компаний по эффективному ведению бизнеса, построению современных технологических сетей и обеспечит развертывание мультитехнологической сети 4G/3G/2G на территории республики в более короткие сроки, тем самым обеспечив доступность услуг мобильной связи и интернета конечным потребителям. СП на данный момент занимает около 23 % рынка и имеет более 6 млн абонентов», – говорит Носов.

Среди ожидаемых сделок выделяется анонсированное Telia Sonera намерение продать все активы в Евразийском регионе, в том числе долю в операторе сотовой связи Kcell. Согласно данным последнего, Telia Sonera планирует сосредоточиться на развитии бизнеса в Швеции и Европе из-за прогнозируемого ухудшения макроэкономической обстановки и усиления ценовой конкуренции в евразийском направлении. Это направление Telia Sonera сегодня включает в себя телекоммуникационные компании в Непале, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Грузии, Молдове и Таджикистане. Компания уже заявила, что процесс будет проходить поэтапно, от рынка к рынку, до полного выхода из региона.

Рост наполовину

Активность операторов на рынке M&A в Казахстане понятна – темпы роста объемов телекоммуникационных услуг впечатляют, в том числе e-commerce, где крутятся десятки миллиардов тенге. Отечественный рынок электронной коммерции находится в стадии активного развития и, по оценкам экспертов, в 2016-м вырастет на 40–50 %. Доля e-commerce в структуре розничной торговли страны пока лишь превышает 1 %, поэтому существуют большие перспективы для дальнейшего подъема. В среднем крупный казахстанский интернет-магазин реализует товаров на сумму более 10 млрд тенге в год.

«Но за стремительным переходом бизнеса в онлайн неизбежно следует и рост конкуренции среди ретейлеров. Поэтому, чтобы использовать богатые возможности онлайн-продаж, компании должны уметь решать проблемы, отпугивающие покупателей, которые рассчитывают на высокий уровень обслуживания в интернете», – отмечает глава представительства Riverbed Technology в России и СНГ Александр Стулов.

По его словам, администраторы интернет-магазинов имеют дело со сложной и нестандартной средой. Клиенты заходят в онлайн с разнообразных устройств и через различные веб-браузеры, приложения операционных систем. В Казахстане заметно выросло количество «мобильных покупателей», которые для выбора товаров и совершения покупок используют смартфоны и планшеты. Ввиду этого интернет-продавцам необходимо поддерживать несколько видов платформ, платежных систем и других компонентов, а серверы, как следствие, должны выдерживать нагрузку и обеспечивать высокую скорость подключения, иначе у пользователей могут возникнуть трудности при совершении онлайн-покупок. При этом сайты и вовсе рискуют не справиться и перестать работать. Все сбои следует предотвращать очень быстро, до того как клиенты потеряют терпение и в отчаянии перейдут к конкурентам.

«Онлайн-продавец ежедневно должен отслеживать, из каких мест и с каких устройств пользователи подключаются к его магазину, сколько времени у них занимает совершение покупки, стараясь улучшить производительность сайта и обеспечить необходимую скорость, простоту и удобство использования. Этого можно добиться с помощью внедрения комплексного мониторинга производительности ИТ-среды», – считает Стулов.

Банки также пытаются угнаться за клиентом, внедряя у себя финансовые технологии, делая ставку на комиссионные доходы. Быстрота, удобство, безопасность – сегодня решающие факторы при выборе, например, платежных систем. К слову, казахстанский ДБ Альфа-Банк запустил услугу мобильного check-out. Она позволяет проводить оплату товаров и услуг через мобильное приложение без ввода данных платежной карты. Для этого при первой оплате достаточно один раз привязать карту к приложению, и впоследствии расчет будет проводиться по факту оказания услуг.

«Рынок мобильной коммерции растет, и очень важно применять безопасную мобильную платежную платформу для привлечения новых клиентов и сохранения конкурентоспособности. Эта услуга достаточно новая для Казахстана и дает уникальную возможность для развития бизнеса. Теперь появился способ проводить безопасные и удобные онлайн-платежи через мобильное приложение, который в связи с популяризацией смартфонов и ускоряющимся ритмом жизни будет пользоваться большим спросом», – заявляет руководитель блока розничного бизнеса АО ДБ «Альфа-Банк» Константин Киселев.

Плати и смотри

Хорошие темпы развития, наряду с финтехом, показывает сегмент платного телевидения телекоммуникационного рынка Казахстана. По оценкам J'son and Partners Consulting, на конец 2015 года его услугами пользовалось 1,63 млн абонентов. Увеличение по отношению к 2014 году составило 7 %.

Самый быстрый рост абонентской базы показал сегмент спутникового ТВ (+19 %). Понимая его перспективы, на этот рынок вышел новый игрок – Caspio HD, который позиционирует себя как спутниковый оператор премиального спортивного и развлекательного контента в формате HD.

Количество подписчиков IP TV увеличилось на 13 %. В этом сегменте, как и прежде, основной игрок – «Казахтелеком». Компания в ближайшее время планирует развивать ОТТ-направление в рамках продукта iD TV Online, запустить приложение на Smart TV – телевизорах, а также функцию Multiscreen (просмотр контента на любом устройстве).

Общее количество подписчиков кабельного ТВ почти не выросло, что объясняется высоким уровнем текущего проникновения действующих операторов и наличием естественных границ роста – эта технология развита прежде всего в городах.

Продолжился процесс укрупнения игроков. В октябре 2015 года крупнейший кабельный оператор страны «Алма-ТВ» подписал соглашение с независимым провайдером ICON. В рамках этого партнерства «Алма-ТВ» получает возможность предоставлять абонентам ICON свои услуги платного ТВ и интернет.

«Наибольшие темпы роста покажет абонентская база платного спутникового ТВ, доля которой увеличится в 1,7 раза в период 2015–2020 годов. Доля кабельного ТВ к 2020 году снизится до 56 %, а доля IP TV в ближайшие четыре года будет стабильной, – делает прогноз директор департамента ТВ и контента J'son and Partners Consulting Дмитрий Колесов. – В 2015 году крупнейшие операторы платного телевидения повысили тарифы на 20–40 %. Причиной стала девальвация национальной валюты и, как следствие, подорожание контента иностранных телеканалов. Повышение цен было плавным, маскировалось перепакетированием и введением новых услуг. Но в итоге привело к росту выручки до 29,6 млрд тенге (на 43 % по отношению к 2014 году)».

Новая экономика хранения данных

Постоянный рост трафика в сетях и возрастающая потребность в вычислительных мощностях меняют рынок. В ближайшие пять лет объем мирового IP-трафика почти утроится, при этом темпы его прироста составят 22 %. Такие данные приводятся в отчете Cisco «Наглядный индекс развития сетевых технологий: полный прогноз на период 2015–2020 гг.».

К мировому интернет-сообществу присоединится более 1 млрд новых пользователей, их число за рассматриваемый период вырастет с 3 млрд до 4,1 млрд. Еще большее влияние на рост трафика окажут глобальные преобразования, связанные с цифровизацией, в основе которых лежит распространение персональных устройств и развитие межмашинных (machine-to-machine, M2M) коммуникаций. В ближайшие пять лет в мировых IP-сетях появится 10 млрд новых устройств и соединений, их число к 2020 году вырастет с 16,3 млрд (2015 год) до 26,3 млрд. К тому времени на каждого жителя Земли будет приходиться 3,4 устройства и соединения (в 2015-м этот показатель составил 2,2).

В настоящий момент телеком проходит через серьезный кризис роста, который заставляет пересмотреть подходы к построению практически всех слоев современного центра обработки данных (ЦОД). Новые революционные технологии кардинальным образом меняют наши представления о сетях, хранилищах и вообще архитектуре ЦОД. Еще два года назад было сложно представить, что твердотельная память будет дешевле обычных дисков и существенно плотнее их. Сейчас это реальность. Мало кто мог подумать, что web-scale-технологии, на которых основаны дата-центры Google, Amazon, Facebook, будут доступны рядовому заказчику в виде серийного устройства. Но и это уже стало реальностью.

«Отрасль хранения данных меняется очень быстрыми темпами. Например, еще в прошлом году технология многоярусного хранения была в числе главных обязательных требований к новому дисковому массиву. Но с выходом новой 3D NAND-памяти, которая произвела революцию в хранении данных и в наших представлениях о стоимости быстрой твердотельной памяти, ключевым стратегическим критерием выбора массива является именно поддержка такой памяти и наличие технологий по работе с ней. Плотность и стоимость 3D NAND-памяти ставит под вопрос необходимость большинства передовых технологий хранения, таких как кэширование и многоярусное хранение с использованием обычных механических дисков», – рассказывает менеджер по маркетингу корпоративных решений Dell в России, Казахстане и Центральной Азии Павел Борох.

С помощью новых носителей габариты систем хранения сокращаются в 3–4 раза, и этот показатель вырастет до 8–10 раз в ближайшие два года, а их производительность возрастает на порядок, и все это без увеличения стоимости хранения. «Dell стал первым производителем, который адаптировал этот носитель для enterprise-решений и предложил механизмы работы и защиты TLC SSD. Отрасль поддержала этот тренд, и сейчас доступность 3D NAND-памяти анонсирована даже в high-end-массивах, которые являются достаточно консервативным сегментом», – отмечает Борох.

Данные под колпаком

Там, где присутствуют большие объемы данных и новые решения, всегда возникают уязвимости, которыми пользуются злоумышленники. Каждая третья компания в Казахстане теряет важные данные из-за кибератак, и каждый корпоративный компьютер подвергается в среднем 13 атакам вредоносного программного обеспечения (ПО) за полгода. Такие данные «Лаборатория Касперского» получила на основе внутренней статистики об угрозах для бизнес-пользователей за первые шесть месяцев 2016 года. При этом в аналогичном периоде годом ранее этот показатель был почти в 3 раза меньше.

Рост количества киберугроз не проходит бесследно для бизнеса. Как показало исследование, проведенное «Лабораторией Касперского», 39 % казахстанских компаний потеряли в результате киберинцидентов доступ к критически важной для бизнеса информации.

Однако наибольшую угрозу представляют целевые атаки, которые могут выполняться злоумышленниками даже без использования вредоносного ПО. Их основное отличие от классических кибератак заключается в том, что они тщательно прорабатываются для каждой конкретной компании и проходят максимально незаметно для традиционных защитных средств. При этом целью атакующих, как правило, являются самые ценные и конфиденциальные данные предприятия. По итогам того же опроса, 11 % казахстанских компаний полагают, что на их IT-инфраструктуру была совершена целевая атака.

«Любой киберинцидент влечет за собой негативные последствия для бизнеса. Это и урон репутации, и потеря важных данных, и сбои бизнес-процессов, и простой производства. В случае же целевых атак компании могут стать жертвами промышленного кибершпионажа и таким образом потерять свои самые ценные активы – интеллектуальную собственность, новейшие разработки, информацию о контрактах. Кроме того, нам известны случаи, когда таргетированные атаки на индустриальные объекты приводили к физическому повреждению оборудования или нарушали нормальную жизнедеятельность региона, например, вызывали сбои в энергоснабжении города», – рассказывает главный антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Александр Гостев.

Для предотвращения утечки ценной для бизнеса информации и минимизации риска столкновения с киберугрозами каждой компании, независимо от ее размера и сферы деятельности, необходимо использовать комплексное защитное решение, которое обеспечивает безопасность всех узлов IT-инфраструктуры – от рабочих мест сотрудников и их мобильных устройств до серверов и дата-центров. «Кроме того, сегодня предприятиям необходимо отдельное решение, позволяющее своевременно распознавать сложные целевые атаки. Специально для этой цели «Лаборатория Касперского» разработала платформу Kaspersky Anti Targeted Attack Platform, которая помогает выявлять целевые атаки на инфраструктуру компании на начальных этапах и быстро предпринимать необходимые меры для противодействия злоумышленникам», – утверждает Гостев.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить