Им не страшен Uber.com

10688

Как разработчики сервисов по вызову такси делят клиентов

Фото: © Depositphotos.com/Chalabala

Uber.com, приложение для смартфонов, помогающее пассажирам найти водителей, готовых их доставить в нужное место по сходной цене, попало в опалу в нескольких европейских государствах: таксисты обвиняют американский сервис в недобросовестной конкуренции. В Казахстан компания еще не зашла, однако рынок этот не пустует: работают собственные и российские программы, которые агрегируют вызовы такси.
Чем они отличаются друг от друга и смогут ли конкурировать с Uber, если тот все же придет к нам?

Продать заказ

Разработками российской «Единой службы такси» пользуется 60% таксомоторных компаний Казахстана. Остальные 40% «сидят» на рации и софте других разработчиков. Такие данные приводит директор по региональному развитию этой компании Александр Коренько.

«Мы создали такой инструмент, как биржа заказов, который позволяет службам такси продавать и покупать их. Когда вы делаете заказ, его видит не один таксопарк, а 20 или 30 находящихся в системе. Допустим, вы привыкли пользоваться такси «Эконом», заказываете там машину. Если они в течение четырех минут не успевают взять заказ, он уходит другим таксопаркам, и какой-то доставит вас. В итоге «Эконом» не теряет клиента и даже зарабатывает на нем, продав заказ другому игроку за 10% от стоимости. Нам фирмы платят 1% от заказа», – рассказывает Коренько.

За шесть лет работы у ЕСТ в Казахстане появилось 250 таксопарков-партнеров в каждом областном центре и в обеих столицах. Заказы от клиентов поступают посредством телефонного звонка или через клиентское приложение для мобильных устройств, которое появилось четыре года назад. «Звонки еще превалируют, но приложение с каждым днем становится популярнее, – отмечает собеседник. – Если в прошлом году 90% заказов шло через звонок, то сегодня лишь 60%, остальное – через программу».

Коренько признается, что казахстанский рынок приносит ЕСТ, которая работает в 13 странах, больше всего денег (сумму, правда, не раскрывает). «В месяц по нашей глобальной системе проходит 43 млн 400 тыс. заказов, из них 8 млн 680 тыс. (почти 20%) – в Казахстане. В том числе 3 млн 472 тыс., или 40%, – посредством мобильного приложения», – приводит цифры собеседник.

Конкуренции со стороны таких агрегаторов, как Uber или inDriver, в ЕСТ не боятся. «Мы рассчитаны на другой контингент – тех, кто хочет получить хороший сервис и быть уверенным в безопасности. Клиенты знают, что наши водители проходят медосмотр, что у нас хранятся копии их документов», – объясняет Александр Коренько.

Потеснить inDriver

На некоторых площадках, таких как inDriver, может зарегистрироваться любой автолюбитель, желающий подзаработать извозом. «Если говорить о портрете пользователя приложения, это молодые, социально активные, продвинутые и мобильные люди. Они недовольны качеством сервиса в сфере пассажирских перевозок и установленными высокими ценами, хотят контролировать расходы, но не готовы отказываться от поездок или пользоваться услугами низкого качества. Это общие черты клиентов и в Казахстане, и в России», – отмечает пресс-секретарь интернет-агрегатора услуг пассажирских перевозок inDriver Надежда Алексеева.
InDriver, рожденный в России и вышедший в магазины мобильных приложений с лозунгом «Назначь цену сам», коренным образом изменил ситуацию на рынке перевозок: такси стали заказывать те, кто раньше передвигался на общественном транспорте или ловил машину «с бордюра».

После того как в декабре 2014 года этот сервис стал доступен в Казахстане, создателю проекта taxi.kz Тимуру Худайбергенову пришлось на время свернуть работу по раскрутке собственного приложения. «В 2010 году, после учебы и работы таксистом в России, я вернулся в Казахстан и открыл в Астане диспетчерскую службу. Сначала набирал частников, потом создал собственный таксопарк. В 2013 году понял, что будущее за приложениями, и выкупил домен taxi.kz», – вспоминает Худайбергенов.

Он запустил приложение taxi.kz в декабре прошлого года, за первые несколько дней количество заказов дошло до 500 в сутки, число скачиваний превысило 30 тыс. Но inDriver, где авторегистрация дает возможность любому стать таксистом за две-три минуты, изменила динамику, и taxi.kz свернули маркетинговые мероприятия, чтобы понаблюдать, как российского агрегатора оценит публика.

«В сентябре 2015 года мы стартуем с обновленным приложением, которое позволит нам составить конкуренцию inDriver и в годовой перспективе занять 20% рынка Казахстана. Но вы не подумайте, что мы копируем российское приложение, – преду­преждает собеседник. – У нас цена будет формироваться двумя способами. Во-первых, мы даем клиентам возможность самим установить ее. Кто откликается на это предложение, тот и везет пассажира. Во-вторых, клиент может выбрать таксопарк, подключенный к системе, но не указывать цену – таким образом он по умолчанию соглашается на тариф перевозчика».

Согласно планам Худайбергенова, приложение будет содержать рейтинг водителей. «У других программ как? Кто первым дозвонился, тот и везет, – объясняет он. – У нас вызов автоматизирован: вам не придется принимать уйму лишних звонков. Вам на смартфон будет приходить список водителей, готовых принять заказ, с фото их самих и автомобилей. Очередность в списке зависит от рейтинга таксиста. Так вы сможете выбрать перевозчика, опираясь на опыт других пользователей».

Казахстанский сервис будет бесплатным для пользователей. Но если таксист хочет больше зарабатывать, он сможет купить у taxi.kz специальную услугу, которая поможет ему получать больше заказов. «Мы будем делать упор на профессиональных таксистов, а также на многообразие игроков, готовых предоставлять уникальные услуги; это будут и частники, и таксофирмы», – рассказывает собеседник.

Худайбергенов не скрывает, что, жертвуя своим таксопарком, ставит во главу угла агрегатор. «Весь негатив, который пытаются создать таксопарки вокруг агрегаторов, в отечественных реалиях не обоснован, – считает он. – Сравните с западными странами: там рынок лицензируемый, люди учатся на таксистов, поэтому приложения и вызвали такой резонанс. В нашем случае рынок как был, так и остается диким».

Конкуренты, но не прямые

Максим Сарсенов, основатель группы компаний «Командир такси», «Эко такси», «515 такси», называет мобильные приложения «проблемой», но не считает их прямыми конкурентами таксопарков: «Они забирают какую-то долю клиентов, но лишь тех, кто «ловит» машины».

Между тем и у Сарсенова есть проекты, связанные с мобильными приложениями, например HeyTaxi. Директор HeyTaxi Камияр Санау поясняет, что таковой не является агрегатором или диспетчерской службой: «Мы представляем собой таксопарк с водителями на собственных автомобилях. Наше отличие от диспетчерских служб и агрегаторов состоит в том, что у нас идет строгий отбор водителей, проверяется страховка автомобиля, берутся копии всех документов – удостоверение личности, водительские права и техпаспорт, справка о несудимости и адресная справка. Затем водитель регистрируется в системе и получает уникальный номер. Мы можем видеть в реальном времени месторасположение шофера, историю его поездок. Раздача заказов автоматизирована, основана на информации о локации водителя и клиента. Берем процент от суммы заказа».
Другое отличие от конкурентов – возможность оплаты банковской картой, информацию о которой можно вводить в мобильный телефон. «Передача данных о карточке зашифрована и никогда не доходит до нашего сервера», – заверяет директор компании.

Фото: © Depositphotos.com/prykhodov

Uber мне, Uber!

Некоторые игроки высказывают мнение, что такие раскрученные сервисы, как российский «Яндекс.Такси» или американский Uber, не станут заходить на наш рынок, потому что не смогут предложить ничего уникального.
Однако пользователи уже готовы отказаться от «своих» ради американцев. «Я пользовался Uber за границей и решил: как только они зайдут в Казахстан, перей­ду на их приложение, потому что наши не могут предоставить сервис такого уровня», – говорит один из знакомых.

Uber для него привлекателен тем, что в систему не могут попасть водители на «убитых» машинах или те, кто не знает города. Программа сразу же выдает заказчику и водителю маршрут поездки, указывает точную сумму за проезд, которая автоматически списывается с банковской карточки первого. «Там исключены ситуации, когда начальная цена меняется, потому что таксист поехал по другому маршруту. Водитель Uber не будет клянчить у вас больше денег, рассказывая, как подорожали бензин и запчасти. Если вам не понравился таксист, вы можете ему поставить низшую оценку из пяти – и система заблокирует его, он к вам больше никогда не приедет», – указывает на достоинства сервиса собеседник.

Он считает, что Uber завоюет расположение пассажиров и автолюбителей «плюшками». «У них мощная программа по формированию лояльности, – поясняет собеседник. – Клиент, например, может зарабатывать бесплатные поездки, приглашая в систему знакомых. Скидки, которые предоставляются пассажирам, оплачиваются компанией, а не перекладываются на водителя, как это делается у нас».

В то же время официальный представитель Uber дал Forbes Kazakhstan лишь общую информацию о планах компании: «Амбиции Uber заключаются в том, чтобы быть везде – в любом прогрессивном городе, который нуждается в безопасных, надежных, эффективных перевозках. Алматы не является исключением. Мы всегда изучаем наши возможности, в том числе и в Казахстане». Вероятно, амбиции Uber в Алматы реализуются тогда, когда компания найдет здесь генерального менеджера и менеджера по операциям и логистике: в начале августа вакансии на эти должности были еще открыты.

«Яндекс.Такси» не спешит в Казахстан: в приоритете у компании крупные российские города. «Но если мы увидим потребность в нашем сервисе и благоприятные условия в других странах, будем их рассматривать», – говорит менеджер по взаимодействию с зарубежными СМИ компании «Яндекс» Владимир Исаев.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить