Компании, которые меняют сложившийся в мире порядок вещей

11860

Амбициозные предприниматели из развивающихся стран строят свой бизнес с такой скоростью, что уже живут в будущем

Фото: © Depositphotos.com/drserg

В последнее время развивающиеся рынки столкнулись с целым рядом проблем: снижение темпов экономического роста, геополитическая нестабильность, обвал финансовых котировок, падение цены на нефть. Однако, несмотря на негативные факторы, компании этих рынков продолжают развиваться и расширять свою деятельность за пределы своих стран.

10 лет назад консалтинговое агентство The Boston Consulting Group впервые опубликовало список компаний, бросающих вызов сложившемуся порядку вещей в мире. Тогда аналитики не могли себе представить масштаб глобальных изменений, которые произойдут в следующее десятилетие, и роль, уготованную молодым предприятиям в осуществлении этой трансформации.

Эксперты также недооценивали потенциал развивающихся рынков и значимость бизнеса, который на них зарождался. Сегодня стало совершенно ясно: предприятия из развивающихся стран, подобно локомотиву, на всех парах мчатся в будущее, и все опасности им нипочем.

Это подтверждает статистика. Согласно данным BCG, крупнейшие компании развивающихся стран в 2009–2014  в среднем росли в 3 раза быстрее, чем успешные западные корпорации. Если в 2005 их средний доход составил $15 млрд, то к 2016 вырос до $43 млрд. Взять, к примеру, Huawei, прибыль которой за год выросла на 37 % и составила $61 млрд в 2015.

В самых разных секторах бизнеса – от выпуска домашней утвари и производства строительных материалов до разработки проектов в сфере недвижимости – компании из развивающихся стран заняли более 40% глобального рынка. Три крупнейших производителя кондиционеров в мире – Gree, Midea и Haier – основаны в Китае.

Аналитики предупреждают, что достигнутый успех не гарантирует компаниям устойчивости развития в будущем. Ни растущий средний класс, ни увеличение общих доходов населения в развивающихся странах не ограждают бизнес от макроэкономических рисков. Не стоит предпринимателям уповать на покупательскую способность европейцев и американцев или помощь иностранных инвесторов. Рассчитывать нужно только на собственные силы.

Благо сил этих предостаточно. За прошедшие 10 лет молодые и дерзкие фирмы научились выживать в самых разных, зачастую враждебных условиях. Они продолжают развиваться и поныне, накапливая опыт, умения и навыки. Все это уверило экспертов BCG в том, что большинство этих бизнесов будут процветать, несмотря ни на какие угрозы.

Строители нового мира

Чем же занимаются компании, бросающие вызов миру и входящие в список BCG? Их можно разделить на несколько категорий по сфере деятельности. Некоторые осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых (их успех, кажется, постепенно идет на убыль), кто-то работает в сфере фармацевтики.

Наибольший интерес для исследователей, однако, представляют три области бизнеса, глобальную важность и актуальность которых трудно переоценить: производство сырья, обслуживание потребителей и цифровые технологии. Именно в них работают многие перспективные и амбициозные предприятия.

Например, бразильский Braskem – крупнейший производитель термопластиковой резины на американском континенте. Компания производит полипропилен, полиэтилен, поливинилхлорид и основные нефтехимические продукты. На глобальный рынок Braskem вышел в 2010, купив и поглотив Sunoco Chemical. В 2011 бразильцы приобрели бизнес по выпуску полипропилена, принадлежавший корпорации Dow.

Или филиппинский конгломерат Ayala, основанный более 180 лет назад и занимающийся диверсифицированным бизнесом, который включает в себя недвижимость, финансовые услуги, телекоммуникации, изготовление электроники, продажу автомобилей. В последнее время группа занялась производством энергии, развитием транспортной инфраструктуры и образования. Работает она в основном в Юго-Восточной Азии.

Китайская Dalian Wanda тоже занимается разнообразным бизнесом. Корпорация сумела стать рекордсменом в трех категориях: это крупнейший владелец сети фешенебельных гостиниц и кинотеатров, а также крупнейший девелопер коммерческой недвижимости. Совсем недавно Dalian Wanda объявила о покупке мажоритарного пакета акций голливудской студии Legendary Entertainment. К 2020 она планирует войти в пятерку гигантов бизнеса развлекательной индустрии.

Есть в списке BCG и авиакомпания Pegasus Airlines из Турции. Это крупнейший лоукостер страны, доходы которого за прошлый год выросли на 13%. Теперь доля Pegasus Airlines на местном рынке составляет 28%, а в глобальном разрезе – 10%.

Рынок мобильной связи представлен малайзийской Axiata, число абонентов которой в 10 азиатских странах составляет 290 млн человек. Не так давно этот провайдер приобрел контрольный пакет акций непальской NCell. В отличие от большинства операторов в развивающихся странах, которые в последние годы с трудом сохраняют свою прибыльность, Axiata зарабатывает все больше. Ее средняя прибыльность за 2013–2015  составила 38%.

Многие компании списка BCG работают в одной из самых перспективных с точки зрения ведения бизнеса стран – Индии. Tech Mahindra, например, в числе прочего занимается телекоммуникациями. Это единственная индийская компания, играющая важную роль на глобальном рынке сетевой инфраструктуры, объемы которого оцениваются в $43 млрд. Чтобы достичь такого положения, Tech Mahindra заключила множество стратегических сделок и соглашений о партнерстве.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить