50 крупнейших интернет-компаний Казахстана

   Рейтинги и ренкинги
24490

15 игроков казахстанского рынка e-commerce, вошедших в рейтинг Forbes Kazakhstan, вышли за миллиард тенге

фото: © Depositphotos.com/dikaya_miau
Суммарно валовая выручка топ-50 в 2013 году составила $459 688 583

Уникальный сектор

Электронная коммерция в Казахстане становится одним из наиболее быстрорастущих секторов экономики. Хотя его вклад в ВВП страны еще ничтожно мал, тем не менее темп роста свидетельствует о том, что сектор переживает настоящий бум. 

По итогам 2013 рост платежей по карточкам в e-commerce составил 296%, а оборот средств всего сегмента, по некоторым данным, достиг рекордных $600 млн.

При этом ежегодный рост рынка – 80–90%, что обеспечивается разными факторами. Но самым главным, как и в любой стране, является проникновение интернета. Спрос на онлайн-услуги начинает активно расти, когда уровень проникновения достигает порогового значения 20–25%. Казахстан этого показателя уже достиг (более 60% по итогам 2013, более 70% на сегодняшний день), а в мегаполисах эта отметка значительно перекрыта.

Немаловажное влияние на развитие отрасли оказывает количество платежных карт у населения, которое все чаще использует их для оплаты товаров и услуг в интернете. Так, по данным Национального банка РК, в 2013 доля покупок посредством платежных карт от общего количества безналичных платежей составила 23,5%. Интернет-платежи в 2013 составили 14,6 млн транзакций на сумму 265,4 млрд тенге, увеличившись по сравнению с 2012 на 94,7% (7,1 млн транзакций) по количеству и на 81,5% (119,2 млрд тенге) по общей сумме. Платежи посредством мобильных телефонов составили в 2013 627,2 тыс. транзакций на сумму 1,3 млрд тенге, повысившись по сравнению с 2012 годом на 12,6% (70,4 тыс. транзакций) по количеству и на 18,5% (203,0 млн тенге) по сумме.

Такая статистика свидетельствует о том, что население постепенно начинает доверять сектору, оценив удобство и безопасность покупок через интернет. К тому же сами интернет-магазины стали оказывать свои услуги более качественно, что видно по постоянно расширяющемуся ассортименту товаров и услуг, увеличивающемуся охвату территории, выходу офлайновых игроков в онлайн, появлению различных способов оплаты, удобных для клиентов, сокращению сроков доставки товара и многому другому.

Тем не менее казахстанской е-коммерции еще есть куда расти и что решать. Одним из ключевых остается вопрос метрики, методологии и инструментов оценки рынка, который пока непрозрачен.

Для составления рейтинга крупнейших интернет-компаний Казахстана мы разработали методологию, в которой прописали четкое определение электронной торговли, приняли классификацию ее подсекторов, выработали методы финансовых и операционных показателей каждого подсектора. По нашему мнению, внедрение базовых объективных параметров для сравнительной оценки компаний и их деятельности нужно самим участникам, чтобы понимать реальную ситуацию, а также чтобы сделать рынок более прозрачным.

Несмотря на свою закрытость, рынок сделал определенный шаг в сторону транспарентности. Оценочных данных в рейтинге стало в разы меньше, поскольку впервые он делался силами профессионального союза крупнейших игроков рынка e-commerce. Именно благодаря усилиям АКИБ были получены данные от большинства компаний и проведена экспертная оценка «закрытых» игроков. 

В большинстве своем в рейтинге опубликованы показатели, предоставленные самими интернет-компаниями, которых было опрошено более 100. Полученные данные позволили нам определить 50 наиболее крупных игроков казахстанской е-коммерции, с валовым оборотом не менее $700 тыс., самых быстрорастущих, увидеть тенденции на рынке и т. д. Суммарно валовая выручка топ-50 в 2013 составила $459 688 583. Лидером стал платежный шлюз Казкоммерцбанка eрay, чей валовой оборот составил $98,6 млн

Основные тенденции, которые выявил рейтинг

Рынок e-commerce показывает значительный рост. Причем это одинаково справедливо и для бизнеса, и для госсектора.

Рынок Казахстана становится очень интересен иностранным игрокам, которые со своими отработанными моделями легко занимают свободные ниши – в топ-50 лидеров Казнета четыре компании со штаб-квартирами в Москве и две из Киева.

Рынок растет очень неравномерно географически: львиная доля компаний в топ-50 – из Алматы, шесть – из Астаны (в основном госсектор), далее идут Москва с четырьмя проектами, Караганда и Киев – по два, Кокшетау, Усть-Каменогорск и Шымкент – по одному. Причем кокшетауский Blizzard и усть-каменогорский «Меломан» таковыми можно считать уже чисто исторически – все они перебрались в Алматы. По сути, можно говорить о двух сложившихся естественным путем центрах e-commerce в Казахстане – Алматы и Караганде.

 Радует, что в рейтинге помимо больших игроков, пришедших из офлайна, есть большое количество успешных стартапов, запущенных исключительно под онлайн. И, что еще более важно, они растут на порядок быстрее рынка.

 Рейтинг охватывает всех заметных игроков рынка, в этот раз в нем нет белых пятен – впервые свои обороты открыли интернет-агентства, веб-студии и крупнейшие казахстанские порталы, зарабатывающие на интернет-рекламе.

Одна из главных целей, которую мы ставили этим рейтингом, – выведение из тени интернет-бизнеса. Бизнеса, который построен на мозгах. Бизнеса, который не зарабатывает на полезных ископаемых и не знает, что такое гостендеры. Это уникальный сектор экономики для Казахстана, который растет в разы быстрее, чем вся остальная ее часть. 

РЕЙТИНГ

Методология

Ввиду специфики сегментов рынка e-commerce была использована следующая классификация подотраслей: интернет-магазины, интернет-сервисы, электронные платежи, цифровые медиа, маркетинг и инфраструктура.

Для рейтинга использовались пять параметров в абсолютных цифрах: валовая выручка, количество клиентов (зарегистрированных, активных), количество сотрудников в штате, количество транзакций, средний чек и маржинальность за период в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря 2013 года). А также рост этих показателей по сравнению с предыдущим периодом (2012 годом) в процентах. Монетарные данные рассчитывались в долларах США по среднегодовому курсу Национального банка РК за 2013 год – 152,184 тенге. Поправка на инфляцию не производилась.

Ранжирование основного рейтинга осуществлялось по валовой выручке. Остальные показатели не влияли на место в рейтинге и несли лишь информационную функцию. 

Данные собирались непосредственно у участников рейтинга. Им предлагалось не только раскрыть собственные бизнес-показатели, но и дать оценку компаниям-конкурентам (360 degree view). Компании, не предоставившие сведения о себе, были опубликованы в рейтинге по средневзвешенным данным, предоставленным конкурентами.

Над рейтингом работали: 

Forbes Kazakhstan:  Марите Любинайте, Ульяна Салапаева, Айжан Сулейменова, Данияр Куаншалиев, Татьяна Трубачева, Анна Ли

KazNetEvents: Анна Осипова, Зинаида Пак, Зарина Юнусзода, Виктория Торгунакова 

Processing.kz: Екатерина Бойко 

АКИБ: Константин Горожанкин, Манарбек Абенов 

PwC: Ёдгор Гафуров

Рейтинг см. здесь.

Все материалы по теме «Рейтинги и ренкинги» вы можете посмотреть по этой ссылке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube