Как заключать строительные контракты, чтобы не лопнул бизнес

Последние несколько лет в Казахстане открываются предприятия, которые участвуют в проектах, включенных в различные инвестиционные программы. Реализация этих проектов предусмотрена, в основном, в специальных экономических зонах (СЭЗ), индустриальных зонах, а также в рамках государственно-частного партнерства и инвестиционных контрактов

Фото: © Depositphotos.com/stockasso

Поскольку это период индустриализации, 

рисунки соответственные, никаких цветочков,

всё тракторы да комбайны.

Или трубы заводские. 

(Ф. Раневская)

К сожалению, нередко приходится наблюдать, что вскоре после открытия некоторые предприятия «замораживают» свою детальность, а то и вовсе закрываются. Одна из главных причин этого, которая многократно озвучивается - административные барьеры, создаваемые при при оказании государственных услуг. Но кроме громоздких и длительных процедур согласования всевозможных вопросов с государственными органами (связанные с ними риски необходимо учитывать при планировании инвестиционных проектов), существуют не менее веские причины, кроющиеся в неправильной организации бизнес-процессов субъектами предпринимательства.

У кого-то не решены вопросы с землей, подачей воды, электричества, топлива. Кого-то подводят проектные компании, поставщики оборудования и материалов. Кто-то не продумывает вопросы финансирования, в том числе упускает возможности использования различных преференций (налоговые и таможенные льготы, натурные гранты, субсидии). А кто-то теряет весьма значительные суммы, неумело распределив риски и ответственность в цепочке контрактов, заключаемых в целях реализации инвестиционных проектов.

Очень важно на ранней стадии проекта выработать стратегию заключения контрактов (определить виды контрактов и подрядчиков, установить последовательность заключения и взаимосвязи контрактов) для управления рисками и завершения инвестиционного проекта вовремя и качественно. И самое главное, как достичь коммерчески выгодных финансовых показателей - оптимизации расходов и экономии?

Для правильного структурирования контрактов необходимо иметь четкую схему матрицы рисков (Risk Matrix), в которой учитывается множество аспектов, в том числе включающих ключевые коммерческие условия (Key Commercial Issues):

· локация и вид строительного объекта (гражданское/промышленное строительство в том числе с использованием сложных технологий);

· тип строительства («greenfield», «brownfield», реконструкция, расширение, модернизация);

· источник и условия финансирования (проектное финансирование, банковский заем, собственные средства инвестора); 

· вид инвестиционного режима (преференции);

· налоговая оптимизация и риски;

· таможенные платежи;

· место выполнения отдельных видов работ (в стране выполнения работ или за рубежом - on-shore/off-shore);

· структура управления проектами (собственными силами заказчика или путем привлечения компании по управлению проектами. Кстати, от этого фактора может зависеть выбор формы контракта, например: EPC или EPCM, FIDIC, CT, ICE, NEC, IMechE, ECC, ICC др);

· характеристики контрагентов;

· распределение ответственности и рисков между заказчиком, подрядчиками, поставщиками, клиентами (будущими) и иными контрагентами;

· логистика;

· гарантии и страхование и др.

Сложно переоценить важность своевременного и комплексного анализа всех этих факторов. Например, вследствие неправильной контрактной стратегии один из подрядчиков, привлеченных к реализации проектов на территории СЭЗ в Казахстане, был неправомерно освобожден от уплаты таможенных пошлин и НДС, в связи с чем столкнулся с необходимостью их уплаты на этапе реализации в виде непредусмотренных затрат. При этом имелась возможность в контракте заложить иной механизм, позволявший в конечном счете получить освобождение от налогов без существенных рисков для сторон. Некорректно распределенные риски, ответственность, а также механизм реализации схемы по освобождению от налогов и пошлин привели к доначислению.

ЕРС- и ЕРСm-контракты

В отечественной правовой практике тема строительных контрактов затрагивалась неоднократно, в том числе в связи с применением западных типовых форм строительных контрактов, преимущественно так называемых ЕРС-контрактов.

ЕРС-контракт (в переводе - договор на проектирование, поставку и строительство), несмотря на свою сложную природу, служит общей для всех договоров цели – распределению рисков и ответственности между сторонами. В зависимости от смещения баланса в одну или в другую сторону применяются разные варианты контрактов: в случае переноса рисков преимущественно на сторону подрядчика применяется EPC-контракт (Lump Sum Turnkey, договор проектирования, поставки и строительства «под ключ» по фиксированной стоимости) и наоборот, в случае переноса рисков в том числе на заказчика может применяться EPCm-контракт (договор проектирования и оказания услуг по управлению поставками и строительством).

В зависимости от того, как много рисков готов принять на себя заказчик, зависит и выбранная форма контракта и, соответственно, стоимость, так как в практике западных строительных подрядчиков любой риск оценивается и включается в стоимость их предложения. Именно по этой причине второе дыхание обрели EPCm-контракты, как более «экономные» варианты реализации контрактной стратегии.

Помимо выбора формы самого контракта практикуется также его структурирование путем разделения контрактов на «оншорные» и «оффшорные» части в расчете на получение определенных налоговых и таможенных преимуществ. Как правило, в таких случаях, часть работ по проектированию и поставкам осуществляется за рубежом («офшорная» часть), а часть внутри страны вместе с объемом работ по строительству («оншорная» часть). Такое структурирование необходимо осуществлять, исходя из налоговых и таможенных аспектов всего проекта, в связи с чем необходимо получение квалифицированной налоговой и таможенной консультации.

Распределенные между сторонами риски вместе с разделенными «оффшорными» и «оншорными» частями контракта необходимо в итоге собрать воедино так, чтобы в конечном итоге заказчик, насколько это возможно, обеспечил наличие single point of responsibility – солидарной ответственности всех участников сделки в лице одной из назначенных подрядчиком организаций.

Несмотря на определенную сложность, работа по подготовке и структурированию таких контрактов может с лихвой оправдать затраченное время и ресурсы в виде конкретных сумм, на которые может произойти снижение общих капитальных или операционных затрат по проекту, что в конечном счете влияет на стоимость заемного капитала и сроки возврата инвестиций по проекту, его инвестиционную привлекательность.

Таким образом, грамотный юридический менеджмент, способный выработать разумную контрактную стратегию, сможет провести инвесторов через все перипетии таких сделок и обеспечить реализацию в соответствии с требованиями проекта и самого заказчика.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторах

Мира Досова, служба юридических услуг PwC

Сакен Токенов, служба юридических услуг PwC

 

Статистика

2946
просмотров
0
комментариев
 
 

Оставить комментарий

Для того, чтобы оставлять комментарии,
Вам необходимо войти на сайт.

  • Войти, с помощью
Если Вы еще не зарегистрированы,
пройдите процедуру регистрации.
Как зарегистрироваться, используя
аккаунт в соцсети, читайте здесь.

Комментариев нет

Будьте первым, кто оставит комментарий к этой статье.