Пересмотр техосмотра

25333

В Казахстане начали действовать новые правила техосмотра. Профучастники опасаются: мера приведет к увеличению стоимости процедуры и появлению еще одного класса мошенников на авторынке

Архивы пресс-служб

В январе 2011 года был принят закон, согласно которому технический осмотр (ТО) автомобилей в Казахстане с нового года осуществляется только частными центрами. Так, с этой целью уже до апреля в республике будет открыто свыше 90 точек ТО с 214 мобильными передвижными линиями техосмотра для выезда в регионы и отдаленную местность.

При этом реестр и контроль над деятельностью центров закреплен за Министерством транспорта и коммуникаций (МТК РК). За МВД же (в лице комитета дорожной полиции), ранее курировавшим этот вопрос, сегодня осталась лишь функция проверки на дорогах своевременности прохождения техосмотра.

«Это серьезная антикоррупционная мера государства. Избежать коррупционных нарушений центры смогут за счет исключения человеческого фактора, в частности теперь проверка основных параметров (тормозная система, рулевое управление, световые приборы, выхлоп) осуществляется на автоматизированном оборудовании. Результаты такого осмотра отражаются в диагностической карте, которая передается в онлайн-режиме в базу данных министерства. Кроме того, обязательна фото- и видеофиксация автомобиля, что позволяет исключить фиктивность процедуры, когда свидетельство выдавали без проверки машины», – поясняет заместитель председателя комитета транспортного контроля МТК РК Асет Асавбаев.

Стоимость техосмотра
(в тенговом эквиваленте):

в России

 – от 2,5 до 5 тысяч тенге

в Польше

 – 7,5 тысячи тенге

в Чехии

 – 11 тысяч тенге

во Франции

 – 13 тысяч тенге

в Германии

 – 20 тысяч тенге

 

По его словам, ответственность за качество оказываемых услуг несут сами центры. Так, за выдачу свидетельств неисправному транспорту, за срыв графика проведения и другие нарушения они будут привлекаться к административной ответственности – к штрафу в размере от 20 до 50 МРП. При повторном нарушении точки ТО исключаются из реестра на полгода.

Кроме того, по данным собеседника, из-за передачи техосмотра в частный сектор теперь его стоимость не регулируется государством.

Вмешиваться в ценовую политику имеет право только Агентство по защите конкуренции и только в случае необоснованного завышения цен и сговора предпринимателей. «Если раньше стоимость техосмотра в дорожной полиции составляла
1 тыс. тенге (госпошлина за выдачу свидетельства 756 тенге и внесение информации в базу данных “Технадзор” 245 тенге), то сейчас цена ТО – от 1,8 тыс. тенге для легковых автомобилей и от 3 тыс. тенге для грузовых. Стоимость включает расходы на амортизацию оборудования, оплату труда сотрудников, налоги и текущие платежи», – подсчитывает Асавбаев. При этом он надеется, что стоимость будет снижаться за счет развития конкуренции, учитывая, что количество центров не ограничивается.

Цена вопроса

За исключением коррупционного фактора ТО ничего нового, кроме подорожания услуги, процедура не несет, уверен заместитель директора Центра актуальных исследований «Альтернатива» Николай Ворфоламеев.

«Необходимо понимать, что исключить коррупционный фактор на 100% не получится при любых условиях и контроле. Ведь частный ТО это прежде всего бизнес, а в бизнесе, как известно, все решают денежные средства. Не исключается и тот факт, что родственники и просто знакомые владельцев частных ТО будут проходить осмотр, так сказать, на льготных условиях, заплатив лишь нужную сумму без процента владельцу ТО. При этом на многие нарушения будут закрываться глаза. А если это допустить, то появятся и так называемые “помогайки-посредники”, которые за определенную плату сделают все, чтобы автомобиль прошел осмотр. Остается пока неясным вопрос и о базе данных на автомобили. При старых правилах автомобиль хозяина “пробивали” по базе данных ГАИ на выявление таких факторов, как арест автомашины полицией или банком, наличие неоплаченных штрафов, уточняли, не находится ли машина в угоне. Сейчас пока у частных ТО такой базы данных нет, насколько мне известно. И получат ли они эти данные, тоже неясно. Но если доступ к такой базе получит бизнесмен, то надо понимать, что данная информация может стать и лишним поводом для заработка», – предупреждает он.

В свою очередь заявление о том, что новая цена ТО составляет 1,8 тыс. тенге, подверг критике председатель общественного объединения «Общество содействия автомобилистам» (ОСА) Руслан Лазута.

 «Это говорит о том, что чиновники, принимающие такое решение, понятия не имеют о процедуре и стоимости ТО. Сегодня цена прохождения техосмотра в центрах – от 3 до 5 тыс. тенге, при этом если не удалось пройти с первого раза, то в течение 10 дней надо постараться устранить указанную неисправность и попробовать еще раз пройти, заплатив 700 тенге. Не пройдешь на этот раз – придется всю процедуру проходить заново и платить как в первый раз», – рассказывает он.

В мире

В 13 штатах США обязательный техосмотр отсутствует.

В Японии, где он обязателен, занимаются им не только частные фирмы, но и государственное транспортное управление.

В Японии, Германии, Южной Корее техосмотр не требуется для автомобилей до трехлетнего возраста, а во Франции и Испании – до четырех лет.

Зато во Франции и Испании автомобили старше 10 лет должны проходить ТО ежегодно, а в Японии, Германии и Корее – по-прежнему раз в два года. Свои особые правила в Великобритании: здесь ТО производится каждые 10 тыс. миль (16 тыс. км).

Вызывает сомнение у главы ОСА качество проводимого техосмотра после передачи его в частные руки. «О каком надлежащем прохождении ТО может идти речь, если только в Карагандинской области зарегистрировано 249 тыс. автомобилей, а пунктов ТО – пять! Как будут проходить техосмотр водители? Будут записываться за два месяца? Занимать очередь с ночи?! Посчитаем затраты времени на одно авто – минут 30. Значит, в час – две автомашины, в сутки при бесперебойной работе – 48, в месяц – около 1440. И это, подчеркиваю, при прохождении ТО авто с первого раза, при бесперебойной и круглосуточной работе СТО, а штрафы за отсутствие талона никто не отменял. В общем, очередное непродуманное решение властей. В целом считаю, что перед тем, как вводить в действие это постановление, которое затронуло огромную часть нашего населения, необходимо сначала основательно подготовиться, все просчитать», – сетует Лазута.

Интересы сторон

Немаловажен вопрос интересов самих частных центров технического осмотра, считает генеральный директор AllurAuto Андрей Лаврентьев.

«Непонятен пока момент оплаты налогов, распространяемых на эту деятельность. Частный бизнес не будет работать, если это не будет приносить доход. Только при условии двух “если” частным предпринимателям будет интересен этот бизнес: в случае, если тарифы будут адекватными с точки зрения коммерческой привлекательности и если Министерством транспорта и коммуникаций на установленных территориях будет правильно определено количество станций для прохождения ТО. В целом же мы не придумали ничего нового. В развитых странах нетипичные функции органов дорожной полиции давно переданы в частный бизнес. Но сам частный бизнес, оказывающий такого рода услуги, естественно, строго лицензируемый и контролируемый со стороны государственных ведомств», – считает он.

К положительным аспектам профучастники относят запрет на совмещение деятельности по техосмотру с техобслуживанием и ремонтом транспортных средств. Норма предусмотрена для исключения конфликта интересов, так как в случае совмещения владелец центра будет заинтересован в выявлении неисправностей для дальнейшего ремонта за определенную плату. «А это опять уход от рациональной идеи прохождения реального ТО и перекос в сторону создания мелких сервисов под крышей этих станций для получения наживы. Не вижу смысла создавать ТО на базе старых станций. Это должны быть новые, укомплектованные соответствующим оборудованием станции. Нововведение будет эффективным и при соответствующей работе страховых компаний. Надлежащий “присмотр” со стороны страховых компаний через три-четыре года сможет гарантировать наличие безопасного автопарка в Казахстане хотя бы на 75–80%», – говорит Лаврентьев.

На доработку

Выведение технического осмотра в частный сектор – это прогрессивная мера, принятая в десятках развитых стран, но одновременно это решение было продиктовано техническими возможностями дорожной полиции. Нет никакой необходимости в содержании громоздкой инфраструктуры ТО по всей стране на балансе госучреждения, будь то дорожная полиция или Министерство транспорта и коммуникаций, считает президент
АО «АЗИЯ АВТО» Ержан Мандиев. «Это чрезмерная нагрузка на госбюджет и кадровый состав дорожной полиции. Наконец, частный автоцентр прямо заинтересован в доведении тестируемого автомобиля до удовлетворительного техсостояния. Первый опыт частного технического осмотра это подтверждает: по данным МТК РК, за первую половину января треть автомобилей не смогли с первой попытки пройти “сито” техосмотра. По итогам прошлого года число таких неисправных автотранспортных средств не превысило 7%. Иными словами, заслон на пути небезопасного транспорта благодаря мотивации “частников” ужесточен», – говорит он.

В то же время Мандиев предполагает, что уже в ближайшее время утвержденный сегодня механизм прохождения техосмотра претерпит некоторые изменения в деталях. Возможно, в части требований к техническому оснащению техцентров, в вопросах ответственности за состояние автомобиля, выпущенного специализированным центром техосмотра.

Архивы пресс-служб

«Но принципиально либерализация техосмотра – это решение, которому нет альтернативы. Стоит лишь отдельно подчеркнуть, что в условиях новой практики на Минтранспорта ложится отдельная миссия по контролю деятельности центров техосмотра – не только в части оценки традиционных параметров состояния автомобиля, но и тех требований, что предъявляет техрегламент к безопасности авто. Этот документ будет действовать на территории трех стран ЕЭП и предписывает технические стандарты, на которые в Казахстане при выдаче талона техосмотра нередко смотрели “сквозь пальцы”. К примеру, направление светового пучка фар и другие технические особенности, характерные для автомобилей японского, американского происхождения, не отвечают евростандартам. Именно на основе европейских требований построен техрегламент, вводимый в действие в Казахстане, России и Беларуси», – говорит он.

Для сравнения: новый порядок проведения технического осмотра в РФ предполагает постепенный, в течение двух лет, переход к независимым коммерческим компаниям и предпринимателям, которые должны быть аккредитованы в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Таким образом, в переходный период (2012–2014 годы) наряду с частными центрами будут действовать и привычные станции ТО, работавшие ранее (аккредитацию они получают автоматически). 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить