Как вывести $1,5 млрд из базарной «тени» Алматы

15838

На рынке продуктового ретейла оживление после нескольких лет затишья – торговая сеть Magnum нашла себе стратегического инвестора в лице структур Кенеса Ракишева. Сделка уже заключена, о чем Forbes Kazakhstan уведомили обе стороны

фото: Андрей Лунин

Известно, что Кенес Ракишев приобретает неконтрольную долю в ТОО «Magnum Cash&Carry». От дальнейших комментариев касательно деталей сделки стороны воздерживаются, ссылаясь на условия контракта. Несмотря на это, представители и Magnum, и Ракишева охотно рассказывают о перспективах сотрудничества в деле развития торговой сети. Первые при этом отмечают, что вырученные от продажи доли средства будут пущены на строительство новых магазинов и уменьшение обязательств перед кредиторами.

Magnum затягивает в сети

Сеть Magnum состоит из торговых точек двух форматов: гипермаркетов Magnum Cash&Carry – под них строятся специальные помещения на собственных землях – и магазинов Magnum Attack, которые размещаются на арендованных площадях. Приоритетом для компании является возведение собственных заведений, но дополнительную рыночную долю Magnum получает за счет торговых точек на арендованных площадях, без дополнительных серьезных инвестиций.

Формат Magnum Cash&Carry уникален для стран СНГ, потому что сочетает в себе элементы гипермаркета, магазина Cash&Carry и дискаунтера. Заведения схожего формата есть в России – это питерская «Лента».

В настоящее время сеть Magnum состоит из девяти магазинов общей площадью 73 тыс. кв. м (торговая – 

38 тыс. кв. м), из которых семь располагаются в Алматы, по одному – в Астане и Караганде. Первый торговый центр был открыт в южной столице 14 сентября 2007 года. Ежедневно через заведения сети проходят около 46 тыс. человек, которых обслуживают более 4,5 тыс. сотрудников. Поток покупателей постоянно растет – примерно на треть ежегодно. Средний чек составляет $33,2 (по курсу 152,2 тенге за доллар). Выручка – несколько сотен миллионов долларов.

Помимо собственно магазинов компания имеет свое производство продуктов – мяса, замороженных полуфабрикатов, готовых вторых блюд, салатов, выпечки и кулинарных изделий. Ежемесячный объем составляет более 600 тонн готовой продукции, или $4 млн в денежном эквиваленте.

Рынок движется к порядку

«Ситуация на рынке ретейла Казахстана благоприятная для развития, – считает генеральный директор ТОО «Magnum Cash&Carry» Александр Гарбер. – Пространства для роста сетей еще очень много. Казахстан отстает от той же России по развитию ретейла на семь-восемь лет. В свою очередь Россия отстает от Европы на такой же срок».

Гарбер отмечает, что рынок продуктового ретейла Казахстана находится на стадии активного роста с попутным уменьшением доли неорганизованной торговли (рынков и базаров). В настоящее время организованная и неорганизованная торговля (например, в Алматы) делят между собой рынок примерно поровну. По прогнозам собеседника, к 2020 году доля базаров в общем объеме торговли сократится до 12%. Согласно данным Forbes Kazakhstan, годовой оборот рынка организованной торговли в южной столице составляет более $1,5 млрд и примерно такая же цифра приходится на «базарный» оборот.

Разумеется, расти Magnum придется в режиме острой конкуренции, которая будет возрастать с каждым годом. Нынешняя расстановка сил на главном рынке продуктового ретейла страны – Алматы – выглядит следующим образом. Прямыми и косвенными конкурентами Magnum здесь являются сети Small с долей рынка 18,5% (результаты исследования ТОО «Прогресс»), «Рамстор Гипер» (12%), гипермаркеты A-Store (9%), сети  Green (7,5%), Metro (6,5%), «Арзан» (6,5%). Согласно тому же исследованию, Magnum занимает более трети рынка продуктового ретейла мегаполиса.

«Несмотря на то что в Казахстане много магазинов, этого явно недостаточно, мы отстаем от других стран по такому показателю, как наличие торговых площадей на одного жителя. К примеру, в Лондоне на 1 тыс. человек приходится 850 кв. м торговых площадей, в Москве – 332 «квадрата», а в Алматы – всего 270. С одной стороны, это плохо для потребителя, с другой – позитивный момент для компании, так как нам есть куда расти», – делится планами Александр.

В нынешнем году руководство Magnum планирует начать строительство еще двух магазинов формата Magnum Cash&Carry в Астане и Алматы и одного заведения формата Magnum Attack в Шымкенте. «В среднесрочной перспективе мы намерены открывать по два-три комплекса в год, акцентируя внимание на двух столицах, – заявляет Гарбер. – По нашим данным, около 48% покупательской способности республики приходится именно на эти города, поэтому для нас стратегически важно закрепиться здесь на лидирующих позициях. Ведь в регионах покупательская способность ниже, соответственно, растут риски».

Называть объемы инвестиций в расширение сети собеседник не стал, но уточнил, что стоимость строительства одного магазина с оборудованием, без учета стоимости земли, составляет примерно 3 млрд тенге ($16,4 млн).

Стратегией развития Magnum занимается совместно с американской компанией Daymon Worldwide, которая работает с известными сетями Европы и США. Сейчас готовится комплексный план работы на будущее, куда входит разработка многих параметров сети, начиная с финансового плана и заканчивая системой мотивации сотрудников.

Казахстанский рынок продуктового ретейла, как мы уже сказали, движется в сторону все большей самоорганизации: торговые сети стараются отформатироваться, стать более понятными для покупателя. Владельцы присматриваются к новым сетевым форматам, например к магазинам «у дома», или «шаговой доступности». В этих небольших сетевых торговых точках обычно имеется усеченный ассортимент самых популярных позиций, но их плюс заключается в том, что они присутствуют чуть ли не в каждом квартале города. Такие форматы очень популярны за рубежом, в том числе в России.

«Мы считаем, что это в целом перспективное направление, но для себя в ближайшем будущем мы не видим необходимости втягиваться в данный формат. В настоящее время у нас недостаточно сил, чтобы управлять сразу несколькими форматами магазинов. Хотя я не исключаю, что в будущем заведения «у дома» появятся в торговой сети Magnum», – говорит Гарбер.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить