Подрыв доверия

12119

Ухудшение прогноза S&P по суверенному рейтингу Казахстана открыло вопрос о возможном снижении самого рейтинга страны в течение ближайших двух лет. Подобная вероятность оценивается как 1 к 3

Не секрет, что февральское неожиданное решение о девальвации национальной валюты вызвало негативную реакцию в обществе. Ведь покупательская способность каждого казахстанца стала меньше. И нужно было идти к начальству – «бить челом» о повышении зарплаты, хотя бы для частичного восстановления статус-кво. Поскольку никто не сомневался: вслед за девальвацией поднимутся цены на все товары и услуги. Ситуация уже знакомая.

Изменения произошли и на макроуровне, оказав влияние на международную оценку экономики Казахстана, доказательством чему служит снижение в начале лета агентством Standard & Poor’s (S&P) прогноза по суверенному рейтингу Казахстана со «Стабильного» на «Негативный».

«Снижение прогноза по рейтингу еще не снижение самого рейтинга, но звоночек», – считает Максим Кабанов, топ-менеджер российской инвестиционной группы «АТОН».

Справедливости ради стоит отметить, что на данный момент другие агентства «большой тройки» никак не отреагировали на события в казахстанской экономике. Впрочем, Moody’s вообще не меняло рейтинг Казахстана с 2006 года, то есть уже восемь лет. Это объяснимо: текущий рейтинг Moodys’s «Ваа2» ниже на одну ступень, чем «ВВВ+» от S&P, если сравнивать их шкалу буквенных обозначений. Аналитики из Fitch Ratings проявляли большую активность – так, в 2008 году они снизили оценку до «ВВВ-», а затем дважды последовательно повышали – до «ВВВ» и нынешнего «ВВВ+» в 2011 и 2012 годах соответственно.

Ухудшение предсказуемости монетарной политики и эффективности механизма денежной трансмиссии, а также риски, негативно влияющие на прогноз агентства по росту ВВП на душу населения, были названы основными причинами изменения прогноза S&P. Цитируем: «Неожиданная девальвация и последовавший за ней рост долларизации (депозитов – с 37 до 46% и кредитов – с 30 до 35%) и временный отток депозитов из трех банков негативно повлияли на доверие к проводимой монетарной политике».

«Именно подрыв доверия к предсказуемости монетарной политики государства сыграл здесь ключевую роль, а доверие восстанавливается намного сложнее, чем теряется», – делится с Forbes Kazakhstan своим экспертным мнением Екатерина Трофимова, бывший директор группы рейтингов финансовых институтов парижского офиса S&P, а ныне возглавляющая в рамках своей работы в Газпромбанке крупнейшего рейтингового консультанта в СНГ.

Именно подрыв доверия к предсказуемости монетарной политики государства сыграл здесь ключевую роль, а доверие восстанавливать сложно

Процесс национализации 11 крупнейших частных пенсионных фондов вынудил около года практически бездействовать одну из наиболее активных ранее групп инвесторов с совокупным размером активов в более чем $20 млрд. Создание ЕНПФ завершилось, но его инвестиционная стратегия до сих пор нуждается в доработке. И это, несомненно, окажет негативное влияние в первую очередь на конкуренцию на рынке, учитывая внушительный размер активов, что уже послужило причиной уменьшения объема торгов на внутреннем рынке ценных бумаг. Так, в 2013 году объем торгов только на рынках ГЦБ и акций сократился на 11,5 и 44% соответственно в долларовом выражении в сравнении с 2012 годом. А за первое полугодие 2014 года в сравнении с аналогичным периодом 2013 года объем торгов упал на рынках ГЦБ, акций, корпоративных долговых ЦБ, ЦБ инвестиционных фондов, облигаций МФО (международных финансовых организаций) и фьючерсов в долларовом выражении от 13,4 до 99,4%. Между тем S&P рассматривает улучшение функционирования рынка капитала как одно из оснований для пересмотра прогноза на «Стабильный».

Дальше – меньше?

Теперь не исключается и возможность снижения рейтинга страны в течение ближайших двух лет. Подобная вероятность оценивается как 1 к 3. 

В качестве одного из возможных факторов для пересмотра рейтинга в сторону понижения называется ограничение эффективности монетарной политики. Правда, аналитики уточняют, что это произойдет в случае, если наступит необходимость значительных интервенций НБ РК на валютном рынке. Последнее, по мнению S&P, может случиться отчасти из-за влияния национализации пенсионных фондов на рынок капитала, отчасти из-за жесткой политики обменного курса.

Аналитики агентства полагают, что жесткое управление обменным курсом, подразумевающее узкий коридор колебаний к доллару США, без четкой коммуникации о принимаемых решениях с инвесторами, игроками на рынке и простыми гражданами в отношении курса и процентных ставок ослабляет механизм денежной трансмиссии.

По вопросу политики обменного курса Кабанов заявляет, что Казахстану стоило бы перейти от фиксированного курса нацвалюты к плавающему, как в России. Это позволило бы, считает он, не накапливать «девальвационный эффект» и не осуществлять одномоментные резкие ослабления тенге. Данное мнение не лишено смысла, с учетом уже подписанного договора о Едином экономическом пространстве. Однако, прежде чем перенимать опыт России, необходимо оценить возможные риски и потенциальные возможности от перехода к плавающему курсу. Кроме того, являясь членом МВФ, Казахстан может запросить у этой организации техническую поддержку в данном вопросе.

Вторым фактором для возможного пересмотра рейтинга Казахстана в сторону понижения называют ухудшение перспективы роста уровня ВВП на душу населения, иными словами, и прироста экономики в целом. Причиной тому стала остановка работы на Кашагане, так как агентство прогнозировало экономический рост страны, главным образом опираясь на увеличение нефтедобычи. 

С этим согласен Кабанов, называющий снижение прогноза по росту экономики РК до 4,5% в 2014 году первопричиной ухудшения и прогноза по рейтингу. Он также добавляет: «Стагнация цен на основной экспорт, отсутствие роста экспорта и, соответственно, увеличения потока валюты в страну, замедление экономик основных соседей, России и Китая, – после таких событий для осторожного S&P тяжело быть оптимистичным».

Никаких других проектов, способных внести столь же ощутимый вклад в рост ВВП, просто нет. Ожидаемый уровень увеличения нефтедобычи на первом этапе эксплуатации месторождения – 20%. А уровень добычи нефти в Казахстане в 2013 году составил 1,64 млн баррелей в день, согласно оценке U.S. Energy Information Administration (EIA), являющегося статистическим и аналитическим агентством в составе Министерства энергетики США.

Пока без паники

К вопросу о последствиях пересмотра прогноза по рейтингу эксперты относятся достаточно спокойно. Они считают, что инвестиционная привлекательность Казахстана не пострадает, так как снижение прогноза – это пока не снижение рейтинга. Вместе с тем утверждать что-либо с полной уверенностью нельзя.

Так, инвестиционный управляющий группы «Верный Капитал» Данияр Жусупов отмечает: «Возможно, это отразится на пересмотре лимитов на казахстанские ценные бумаги в инвестиционных портфелях крупных институциональных инвесторов».

Механизм денежной трансмиссии 

Это схема влияния на экономику путем изменения количества предложения денег.  Он показывает, каким образом изменение ситуации на денежном рынке влияет на изменение ситуации на рынке товаров и услуг (реальном рынке).

Трофимова высказывает несколько иную точку зрения: «Мировые инвесторы сегодня в целом смотрят осторожно на развивающиеся рынки. Они используют избирательный подход к вложениям в развивающиеся страны, так называемый cherry picking». Она также заметила, что «для того, чтобы интерес к инвестициям в Казахстан сохранялся не только в фазе активного экономического роста, важно установить эффективную коммуникацию с инвестиционным сообществом, в том числе с рейтинговыми агентствами».

В качестве некоего заключения Forbes Kazakhstan попросил экспертов поделиться своим мнением о том, какие шаги стоит предпринять Казахстану в краткосрочной перспективе для недопущения дальнейшего снижения рейтинга страны. 

«Как показывает практика, государственным органам зачастую сложно эффективно взаимодействовать с рейтинговыми агентствами самостоятельно. Поэтому мы нередко видим в качестве ограничивающих факторов развития рейтинга страны факторы управления и прозрачности политики. Проблема институтов финансового регулирования многих государств на постсоветском пространстве заключается не в качестве баланса, а в эффективности выстраивания отношений с инвесторами и рейтинговыми агентствами. И проблема эта становится все более острой по мере роста рейтинга, так как для наиболее высоких рейтинговых категорий («А-» и выше) последовательность, прозрачность и предсказуемость финансовой политики имеют намного больший вес. И если с количественными факторами в рейтинговой оценке в краткосрочной перспективе сделать что-то сложно, то с качественными можно работать намного эффективнее, например, за счет привлечения рейтингового консультанта на государственном уровне», – говорит Трофимова, кстати, единственная отважившаяся высказаться по этому вопросу.

А многие эксперты, работающие в нашей стране, и вовсе отказались что-либо нам комментировать. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить