Второе дыхание

Как «Одноклассники» перерождаются в конкурентном мире социальных сетей

Фото: Grizzly Photolab

Согласно данным исследований агентства Brand Analytics, в Казахстане насчитывается более 3 млн пользователей социальных сетей, которые в месяц обмениваются 45 млн сообщений. Число пользователей интернета неуклонно растет, а с его развитием меняются и социальные сети. О том, как это происходит, на примере «Одноклассников» Forbes Kazakhstan рассказал Арсен Исрапилов, директор по маркетингу и развитию бизнеса этой компании.

Исрапилов пришел в «Одноклассники» в мае 2012 года на позицию менеджера по развитию международного бизнеса. В прошлом Арсен налаживал работу сети сотовой связи «Дагтелеком GSM», участвовал в проектах компании Netcracker Technologies в Австралии, Норвегии и Новой Зеландии, руководил внедрением систем биллинга Sitronics Telecom Solutions для одного из индийских операторов мобильной связи.

Приобретенный опыт пригодился Исрапилову на новой должности, особенно учитывая тот факт, что последние несколько лет для «Одноклассников» были непростыми. Это признает сам менеджер: «Скажу откровенно – за последние несколько лет с точки зрения маркетинга и PR мы допустили несколько ошибок, которые сказались на имидже проекта и отношении к нему. В первую очередь – со стороны рынка и партнеров». При этом собеседник Forbes Kazakhstan утверждает, что популярность «Одноклассников» не угасла, о чем убедительно говорят цифры: по итогам 2015 года социальная сеть показала 30 %-ный рост мобильной аудитории и видеопросмотров.

Козыри «ОК»

Основная часть пользователей «Одноклассников» живет в постсоветских странах. Причем в Узбекистане, Кыргыз­стане, Таджикистане, Молдове, Грузии, Армении и Азербайджане эта социальная сеть на первом месте по популярности. В остальных государствах региона «Одноклассники» если и не на первом месте, то, по словам Исрапилова, всегда входят в число лидеров.

Интернет и сопутствующие технологии достигли развивающихся стран гораздо быстрее, чем прежние технические новшества. Индонезия смогла в полной мере воспользоваться преимуществами паровых судов лишь спустя 160 лет после их изобретения; на то, чтобы электричество пришло в Кению, понадобилось 60 лет, а вот Вьетнаму на внедрение компьютеров – всего 15 лет.

Есть у «ОК» и адепты в других частях земного шара. «У нас довольно большая аудитория в Германии, Турции, США и странах Прибалтики, – делится Исрапилов. – Эти рынки для нас очень интересны, и не исключено, что в ближайшее время у нас в этих странах будут новости».

Топ-менеджер уверен: «Одноклассникам» есть чем крыть конкурентов из других социальных сетей. «В «ОК» очень сильная команда, – утверждает он. – И в части технологий мы лидеры». В качестве примера собеседник приводит тот факт, что за прошедший год социальная сеть стала первой в России и странах СНГ по видеопросмотрам (согласно данным comScore за июнь 2016 года).

Достичь таких показателей «Одноклассникам» позволили инвестиции в технологическое развитие видеоплатформы: создание собственного плеера, ускорение старта просмотра видеороликов в 6 раз. Кроме того, специалисты компании реализовали возможность адаптивного стриминга видео в зависимости от качества соединения у пользователя, запустили приложение OKLive и автостарт видео для мобильных устройств.

Переосмысление опыта

Ядро аудитории «Одноклассников» – молодые люди в возрасте от 25 до 35 лет. При этом возрастной диапазон достаточно широк: в числе пользователей – как подростки, так и пожилые люди.

Исрапилов говорит, что с точки зрения дальнейшего развития команду «ОК» интересуют люди из самых разных социально-демографических групп, однако акцент они все же делают на молодых людей.

Учитывая прошлые достижения и ошибки, год назад сотрудники «Одноклассников» поставили перед собой задачу кардинально изменить положение дел в компании. Особое внимание решено было обратить на имидж и коммуникации с партнерами. Изначально команда планировала осуществить задуманное в России, чуть позже пришло осознание: перемены важны и в других странах, где социальная сеть популярна и востребована. «Наша команда активно и смело занимается решением этой задачи, влияя на популяризацию проекта. Это заметно в России, а скоро станет заметным и в других странах», – отмечает Исрапилов.

В сервисе обмена фотографиями Instagram в 2012 году, когда Facebook купил его за $1 млрд, было всего 13 сотрудников. В том же году в Facebook работало 5000 человек, тогда как в компании Kodak в 1990-е годы, на пике производства ею фотопленки, – 145 тыс. человек. Однако рыночная стоимость Facebook в несколько раз превосходит рыночную стоимость Kodak в те годы.

Сейчас компания активно занимается развитием сервисных направлений. По мнению Исрапилова, это необходимо, поскольку социальные сети перестали быть лишь сайтами для поиска друзей и превратились в многофункциональные платформы. В «Одноклассниках» не отстают от тенденций и стараются помочь пользователю найти решение всех житейских проблем в несколько щелчков мышью.

Одна из насущных проблем, решение которой предлагают «Одноклассники», это переводы денег. Для компании это новый виток развития. Исрапилов признается: сервис был в первую очередь создан для повышения лояльности пользователей. Аудитория «ОК», к слову, готова платить за дополнительные услуги и продукты (у этой сети в сравнении с конкурентами самые «платящие» пользователи). Отчасти поэтому, пожалуй, услуга переводов денег сразу стала весьма востребованной. «Мы планируем и дальше развивать этот сервис, – рассказывает наш собеседник. – В этом году будет большой запуск на основе этой функции».

Другой новый продукт, которым гордятся в «Одноклассниках», это мессенджер. Он был запущен совсем недавно, и уже во время пилотного запуска стало понятно: компания движется в правильном направлении. Об этом красноречиво свидетельствовала статистика: пользователи, установившие мессенджер, стали отправлять в 3–4 раза больше сообщений.

Эти новшества – только начало. «Мы находимся в постоянном развитии. Приходится двигаться так же быстро, как меняется обстановка, – такова особенность нашего рынка. В среднем «апдейты» происходят дважды в неделю. Одновременно в работе может находиться несколько (а порой и десятки) экспериментов. На этот год мы планируем много новых запусков, в том числе и запусков, которые касаются непосредственно стран СНГ и дальнего зарубежья», – делится Исрапилов.

Особенности монетизации

В профессиональных кругах «Одноклассники» известны тем, что зарабатывают на интегрированных в социальную сеть сервисах, так называемых IVAS (Integrated Value Added Services). В их число входят такие услуги, как «оценки» другим пользователям, подарки, стикеры, управление режимом «невидимки» и прочее.

Структуру доходов «ОК» часто называют «восточной» или «азиатской». Все дело в том, что подобная структура характерна преимущественно для южнокорейских и китайских социальных сетей. В нашей же части света социальные сети в основном зарабатывают на рекламе. В «Одноклассниках» реклама не на первом месте по уровню доходности, но уверенно лидирует по динамике развития. Существенный доход также приносят различные игры.

При этом способы монетизации отличаются от страны к стране. Различия Исрапилов объясняет особенностями социально-экономического развития и потребления на том или ином рынке. Если, к примеру, в России и многих других странах в последние годы бурно развивается видеореклама, то в Узбекистане этого не происходит. Все дело в том, что узбекские пользователи предпочитают заходить в интернет, используя мобильные устройства. В РФ процент мобильных пользователей составляет около 60 % от общего числа зарегистрированных в «Одноклассниках», а в Узбекистане эта цифра давно перевалила за 70 %. Таких примеров много, утверждает наш собеседник, и все они накладывают отпечаток на монетизацию.

Новый рывок

Казахстан в структуре аудитории «ОК» занимает четвертое место после России, Украины и Беларуси. У социальной сети 2,3 млн уникальных пользователей в месяц из Казахстана, число которых продолжает увеличиваться.

«Пространство (для роста. – Прим. ред.) есть, и мы более активно заявляем о себе в Казахстане по сравнению с предыдущими годами, – продолжает Исрапилов. – Сейчас планово уделяем большое внимание работе с партнерами, СМИ, с рынком маркетинга и рекламы. Нам есть куда развиваться и есть что принести на этот рынок, в том числе с помощью партнеров. К примеру, вместе с Kcell мы планируем запускать ряд продуктов специально для пользователей «Одноклассников». В результате появится ряд льготных тарифов для абонентов».

Несмотря на то что «Одноклассники» занимают в нашей стране второе место по численности интернет-аудитории, менеджмент компании это положение не вполне устраивает. Исрапилов готов внести свою лепту в перемены. «Сегодня мы большую часть времени посвящаем тем рынками, на которых присутствуем уже продолжительное время. В Казахстане мы давно не новички. Безусловно, мы также изучаем и те страны, в которых у нас уже есть аудитория и в которых мы можем проверить те или иные гипотезы. Там, где возможен старт с какой-то базы», – говорит топ-менеджер, отвечая на вопрос Forbes Kazakhstan о возможном расширении деятельности «ОК» на новые рынки.

Контент и сервисы

Исрапилов считает, что социальные сети сегодня конкурируют не столько за пользователей, сколько за их время. При этом ключевым сервисом стал контент, в распространении которого социальные сети так преуспели. Следующим этапом развития наш собеседник видит развитие прочих услуг. «Социальные сети постепенно превращаются в сложные сервисные платформы с контентом и услугами. Пользователь, который заходит в «Одноклассники», может посмотреть фотографии и видео друзей и при этом пополнить транспортную карту. Мне кажется, через три-пять лет мы все еще будем социальной сетью, но идеологически это будет социальная сервисная платформа», – делится своим видением будущего Исрапилов.

Что до характера контента, которым делятся пользователи, то самым популярным был и остается развлекательный. Именно ему в «Одноклассниках» уделяют особое внимание. «В течение последнего года мы полностью пересмотрели свою работу с партнерами в медиа­сфере и выводим ее на новый уровень. Мы наладили сотрудничество с многими медиаресурсами, которые присутствуют в «ОК». Мы ведем проекты, интересные обеим сторонам: нам – с точки зрения контента, им – с точки зрения охвата очень большой аудитории».

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе

 

Статистика

1285
просмотра
0
комментариев
 
 

Оставить комментарий

Для того, чтобы оставлять комментарии,
Вам необходимо войти на сайт.

  • Войти, с помощью
Если Вы еще не зарегистрированы,
пройдите процедуру регистрации.
Как зарегистрироваться, используя
аккаунт в соцсети, читайте здесь.

Комментариев нет

Будьте первым, кто оставит комментарий к этой статье.