Продвигающие агашек

Что россияне сделают с новорожденным рынком SMM-услуг в Казахстане?



Из 16,6 млн казахстанцев 11 млн не пользуются Интернетом. Из пользующихся 1,7 млн никогда не заходят в социальные сети и еще столько же бывают там изредка*. Оставшиеся 2 млн с небольшим – завсегдатаи соцсетей и блог-платформ – ресурс для казахстанского рынка social media marketing (SMM), услуг по продвижению продуктов в интернет-сообществах. Этот рынок совсем юн. «SMM в Казахстане, в принципе, появился в этом году», – считает директор агентства AdNet Михаил Вареницын. Но на этот рынок уже положили глаз зарубежные игроки.

Количество пользователей соцсетей в РК стремительно растет. У Facebook за полгода аудитория в РК выросла на 18,2% – до уровня 340 тыс. человек (данные socialbakers.com). Это сравнимо с населением Павлодара. Неудивительно, что мировые, а затем и местные бренды двинули в соцсети.

Продвигают их как блогеры-одиночки, так и интернет-агентства. Опрошенные Forbes участники рынка (шесть компаний) чаще всего включали в число лидеров агентства DASM-Interactive (подразделение DAS Marketing.kz), AdNet («5 этаж»), iBecSystems. Гендиректор iBEC Systems Вадим Лю включил в число лидеров агентство 4DClick (входит в 4Design) и лично блогера Андрея Съедина.

По оценке Вареницына, «вменяемые деньги делят между собой крупные медийные игроки: AdNet и DASM-Interactive (около 30% рынка), а еще – One Two Three Agency и Apex Interactive». Весь объем рынка Вареницын оценил примерно в $300 тыс. в год, а глава 4DClick.kz Артем Смыслов – в 5–10% от общего рынка интернет-рекламы (объем последнего – $7–7,5 млн, по общим оценкам игроков). Но все надеются на рост: Вадим Лю говорит, что только iBEC Systems запланировал на следующий год продажи по SMM-услугам в $200 тыс., исходя из текущей ситуации.

Такой рост характерен для незрелых рынков. SMM не исключение. «Не во всех агентствах есть профессиональные маркетологи, потому что каждый блогер стал считать себя SMM-щиком», – говорит Артем Смыслов и надеется, что эта тенденция «пойдет на убыль».  «На рынке есть популярные блогеры, яркие ребята и команды, которые могут «поднять» интересный отдельный проект. Но когда к ним приходишь и говоришь: ребята, у меня такие-то бизнес-задачи, разработайте комплексное стратегическое решение. Многие утверждают, что готовы это сделать, но на деле то, что они показывают, на стратегию, в принципе, не тянет. В этом главная проблема рынка», – считает руководитель службы корпоративных коммуникаций «Tele2 Казахстан» Сергей Андрияшкин.

Дело не только в самих SMM-щиках, но и в запросах клиентов. «Но мы ни разу не сталкивались с теми ожиданиями конверсии (монетизации. – Прим. ред.), которое видели у европейских заказчиков. Для наших, как правило, важнее визуальная часть. Есть хорошие комментарии – супер! Отлично! Для европейцев самый главный показатель – прибыль», – говорит директор  KAZNET media Данияр Сугралинов.

«Конкуренции на рынке практически нет», – подытоживает креативный директор Apex Руслан Турганов.По его словам, если агентство может обосновать клиенту выгоду от работы в соцсетях и умеет замерять эффективность – можно смело идти с контрактом.

Скоро с контрактами к клиентам пойдут не только казахстанские SMM-специалисты. В 4DClick.kz рассказали, что заключили соглашение о партнерстве с москвичом Владом Титовым (vovlekay.ru), которого иногда называют «гуру социальных сетей». «Цель – транснациональные рекламные кампании на территории СНГ», – поясняет Артем Смыслов.

Это не единственный варяг на рынке. Астанинское агентство KAZNET media сообщило Forbes о заключении договора о стратегическом партнерстве с российским GreenPR. За спиной последнего (по данным GreenPR) более 600 успешных SMM-кампаний и 3 млн человек, вступивших в созданные им сообщества. Таким багажом не может похвастаться ни один игрок в РК.

Еще в марте 2011 года партнеры на паритетных началах создали «GreenPR Казахстан». «Больше всего мне понравилось в GreenPR то, что они не разглашают свои кейсы. В этой работе важно сохранять их в секрете. Люди, которые выступают повсюду со своими кейсами, большого доверия не вызывают. И раскрытые агенты – это уже не агенты», – объясняет Сугралинов выбор партнера.

Казахстанский рынок привлек GreenPR темпами роста и наличием местных и зарубежных игроков, заинтересованных в продвижении в соцсетях. Директор компании Дамир Халилов согласен с тем, что рынок на сегодняшний день находится в стадии формирования. «Есть ряд молодых быстро развивающихся агентств, в которых работают интересные специалисты, например 4DСlick, Good!, – говорит Халилов, утверждая при этом, что “GreenPR конкурировать ни с кем не собирается”. Однако отмечает: – В наших планах занять не менее 55% казахстанского рынка. Причем не только за счет компаний, которые уже ведут SMM-деятельность, но и за счет активного развития рынка и популяризации SMM». По его словам, у компании уже есть клиенты в РК. «Финансовые структуры, ТВ-проекты, интернет-проекты, компании сектора FMCG, также сейчас ведем переговоры с одним из мобильных операторов», – говорит он.

GreenPR надеется получить долю на рынке – и отдает партнеру свой опыт. Дамир Халилов обещает лично приехать в декабре в Казахстан, чтобы провести обучение и выстроить бизнес-процессы.  Еще казахстанцы рассчитывают с помощью GreenPR выйти на международный уровень. «Интернет – это система без границ. Если агенты, аккаунт-менеджеры владеют английским языком – это фактически работа на весь мир», – поясняет Сугралинов. По его словам, KAZNET media уже работало с европейскими компаниями на казахстанском рынке, а теперь появляются новые возможности: у GreenPR есть офис в Лос-Анджелесе, ведутся переговоры с партнерами из Катара. Официальная презентация «GreenPR Казахстан» должна пройти до конца 2011 года.

Приход россиян поначалу вызвал волнение среди местных игроков. По рынку поползли слухи, что известное агентство интернет-решений Good! якобы из-за бесперспективности сократило свой SMM-отдел во главе с одним из самых «раскрученных» в стране SMM-специалистов Жанной Прашкевич. Впрочем, сама Прашкевич объяснила, что отдел никто не сокращал – просто она сменила свой статус на внештатного эксперта при Good!, а сама команда даже расширяется. Да и остальные игроки, оценив ситуацию, без паники отнеслись к приходу россиян. «Способны ли они захватить лидерство? Разве может кто-то, кроме нас, казахов, лучше находить общий язык с “агашками”? Так что занять серьезные позиции – да, захватить лидерство – вряд ли», – выразил общее мнение Вадим Лю. Зато, может быть, выведут наших игроков на транснациональный уровень. 

Популярность соцсетей среди казахстанских пользователей, %*

 

 

 

*Подсчитано на основании данных internetworldstats.com с учетом соцопросов Института политических решений (ИПР, Алматы) и статданных популярных соцсетей.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторах

Думан Капасов

Юрий Дорохов, директор PR-агентства Insight Media

 

Статистика

18969
просмотров
4
комментария
 
 

Оставить комментарий

Для того, чтобы оставлять комментарии,
Вам необходимо войти на сайт.

  • Войти, с помощью
Если Вы еще не зарегистрированы,
пройдите процедуру регистрации.
Как зарегистрироваться, используя
аккаунт в соцсети, читайте здесь.

4 комментария

esen.shalkar.89

«Казахстан только вперед ! ... 20 лет много чего сделали ... еще успеем »

24 января 2012 в 19:54
erketai93

«Я хотела чтобы развивалась собственная Казахстанская соц сеть среди казахстанцев и давала много полезного »

20 апреля 2012 в 01:14
kk_baurzhan

«Бауыржан. Неразвитость интернет рынка Казахстана связано прежде всего недальновидностью политики Казахтелекома. Высокий уровень коррупционных схем в национальной компании, в том числе закупка дешевых и порой устаревших оборудовании не даёт как раз таки полноценно населению Казахстана пользоваться интернетом. В свою очередь они (Казахтелеком) могут сказать что население недостаточно активное, однако даже в отдаленных поселках население пользуется спутниковыми "тарелками". Этот пример лишний раз подтверждает, что население готово! Только готовы ли местные исполнительные органы и сам Казахтелеком, чтобы население было "продвинутым"? Ведь тогда придется отчитываться, почему при высоких заработных платах работников национального оператора и другие административные расходы местного исполнительного органа бесконечно увеличиваются, а блага население до сих пор не получает? и т.д.»

20 сентября 2012 в 18:44
Feuerdrachen

«"Мой мир", "Одноклассники" - знаю массу людей, которые там зарегистрировались, но по 2-3 года даже не посещают свои странички. Так что эти цифры не отражают реального кол-ва пользователей.»

23 октября 2012 в 09:19