Как меняются рынок e-commerce и предпочтения казахстанцев

27557

Рынок электронной коммерции Казах­стана вырос в первом полугодии 2016 почти на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2015

Фото: © Depositphotos.com/ifeelstock

К такому выводу пришли специалисты Satu.kz, одной из самых крупных торговых площадок в Казнете, подбив итоги своей работы. За это время покупатели потратили на маркетплейсе 9,5 млрд тенге против 5,6 млрд в прошлом году.

Так как Satu.kz имеет внушительные размеры (на площадке представлено более 6 млн 200 тыс. товаров и услуг от почти 185 тыс. компаний), данный интернет-супермаркет вполне можно считать барометром, который в целом показывает ситуацию с e-commerce в стране.

Этот тренд роста совпадает с тем, что происходит в странах СНГ и на мировом рынке e-commerce. Так, в I полугодии 2016 объем e-commerce Украины увеличился в два раза (по оценке маркетплейса Prom.ua), России – на 22% (по оценке Tiu.ru), Белоруссии – на 18% (по оценке Deal.by).

Еще один растущий показатель – средний чек. За год он увеличился на 31% и составил порядка 27 тыс. тенге. Резкий скачок произошел в сентябре-октябре 2015 после девальвации национальной валюты, когда все продавцы вынуждены были поднять цены. Причем среди стран СНГ, в которых представлены проекты группы компаний EVO (куда входит и Satu.kz), столь внушительный рост среднего чека зафиксирован только в Казахстане. Для сравнения: средний чек на Украине и в России за год вырос на 6%, а в Белоруссии уменьшился на 5%.

По наблюдениям Satu.kz, развитие рынка обусловлено также ростом количества заказов. Так, на казахстанской площадке предприниматели продали товаров на треть больше, чем годом ранее.

- Положительная динамика говорит в первую очередь о том, что продавцам и покупателям удается преодолеть взаимный барьер недоверия, – отмечает директор по маркетингу EVO Алексей Филановский. Ведь основное отличие онлайн-продаж от сделок офлайн состоит в том, что эти стороны физически не взаимодействуют. В традиционном магазине покупатель видит товар, а продавец – покупателя. В таких условиях все очевидно и сделка совершается без проблем. Совсем другое дело онлайн-маркеты. Покупатель и продавец часто разделены сотнями километров, и взаимное недоверие нередко становится главным препятствием для сделки.

Рейтинг продавца на маркетплейсах, количество совершенных им сделок, число положительных отзывов об обслуживании помогают устранению данного барьера.

- Это резко повышает количество сделок для магазина. Надо набрать хотя бы 50 положительных отзывов, тогда покупатели перестанут смотреть и начнут покупать, – говорит Филановский.

По его словам, помимо усилий самого магазина большое значение имеет доверие к категории. Например, раньше в интернете покупали преимущественно бытовую технику и электронику.

- Но сравнительно недавно жители Казахстана начали активно приобретать там и одежду. Пользователи поняли, что этот способ вполне надежен, а сама одежда оказывается гораздо доступнее по цене. Это вызвало настоящий бум покупок в данной категории. Мы ожидаем, что такой же взрыв потребительского спроса произойдет еще в нескольких группах товаров, – делает прогноз эксперт.

На Украине число заказов на аналогичной торговой площадке увеличилось на 70%, в Белоруссии – на 25%, в России – на 18%.

В I полугодии 2016, по данным Satu.kz, казахстанцы не изменили своим предпочтениям: чаще всего онлайн покупались смартфоны. Также всегда востребованы часы, одежда для похудения, обувь, товары для творчества и, довольно неожиданно, бытовые инкубаторы.

Как и россияне, казахстанцы нередко приобретают в интернете кеды, кроссовки и смартфоны. В то же время предпочтения местных пользователей разительно отличаются, например, от украинских, где семь из 10 наиболее востребованных товаров – предметы гардероба. И совсем не похожи на белорусские, где в топе – санки, снегокаты, велосипеды, теплицы и рассада.

Предпринимателям, которые только планируют начать свой бизнес в интернете и не знают, как правильно выбрать нишу, будет интересно узнать, что заказы сегодня сконцентрированы в категориях «товары для красоты и здоровья», «товары для дома и сада», «техника и электроника».

За место под солнцем новичкам придется побороться. Еще полтора года назад более половины всех интернет-предпринимателей, зарегистрированных на Satu.kz, имели возраст менее года (сейчас это 11% от общего числа зарегистрированных компаний). Сегодня ситуация поменялась. Подавляющее большинство компаний работают в сети несколько лет (27% – от года до двух лет; 28% – от двух до трех лет; 34% – от трех лет и более). Они понимают рынок электронной коммерции, знают, какой сервис хотят получить их клиенты, стараются его обеспечить на высоком уровне.

А вот гендерный баланс среди предпринимателей пока особо не изменился – женщин стало всего на 1% больше. Сейчас на сайте можно идентифицировать 264 бизнесвумен (36% от общего числа) и 485 бизнесменов (64% от общего числа). (Здесь следует отметить, что большую часть компаний, которые торгуют на Satu.kz, невозможно разделить по половому признаку, поскольку это юридические лица.)

Такое же «гендерное неравенство» сохраняется на Украине, в России и Белоруссии. Меньше всего предпринимательниц в вотчине Лукашенко – всего 21%.

В Казнете существует и географический дисбаланс: больше всего интернет-предпринимателей, торгующих на Satu.kz, из Алматы – свыше 85 тыс. В самом крупном мегаполисе страны сконцентрировано и максимальное количество покупателей – более трети. На втором месте – Астана, которая существенно уступает Алматы по числу зарегистрированных компаний – чуть более 18 тыс. Этим Казахстан отличается от других стран СНГ, где деловая активность бьет ключом именно в столицах.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить