Как накликать в дом еду

10924

Казахстанский рынок по доставке еды в 2014 был оценён примерно в $15,5 млн, ему предвещают «сытное» будущее – ежегодный рост на 50% в течение 5 лет. Вместе с этим сегментом неизбежно будет расти рынок сервисов, которые агрегируют заявки на доставку еды

Фото: © Depositphotos.com/kaczor58

Сейчас агрегаторы занимают лишь 10% от всего рынка доставки. Но скоро их «распробуют» потребители. Если раньше заявки можно было делать только по телефону в отдельных заведениях, то теперь есть возможность выбрать блюда разных ресторанов на одной интернет-площадке и, сделав пару кликов, заказать еду.

Компании идут на запах еды

Наиболее заметными агрегаторами в зоне Казнета являются два игрока: международный сервис Foodpanda, представленный в 40 странах, и компания Chocofood, входящая в крупнейший казахстанский интернет-холдинг Chocofamily.

Павел Ем, директор по развитию бизнеса Foodpanda в Казахстане, говорит, что стратегия сервиса заключается в том, чтобы выходить на рынки развивающихся стран. На Казахстан Foodpanda обратила внимание по следующим причинам. Во-первых, неохваченность сегмента другими крупными игроками. Во-вторых, большое количество ресторанов и растущая популяция городов. В-третьих, хорошее проникновение интернета, что обеспечило рост электронной торговли в целом и, в частности, положительно сказалось на развитии Foodpanda в Казахстане, которая сотрудничает уже почти с 300 ресторанами.

Директор Chocofood Николай Щербак называет выход на рынок агрегаторов логичным, так как у холдинга был отшлифован процесс работы с множеством партнеров, имелись базы данных. В 2013 было принято решение выкупить за $50 тыс. готовый сайт у компании yem.ru, создававшей подобный сервис в Москве.

«Мы адаптировали ресурс под Казахстан, набрали команду и начали поиск ресторанов-партнёров. В этом вопросе у нас не возникало никаких проблем, поскольку у Chocolife (купонатор в составе Chocofamily. – F) уже была база данных ресторанов в Алматы и других городах. Рестораны начали охотно с нами сотрудничать, сейчас в партнерах 160 заведений», – поясняет Николай.

Тяготы доставки

При работе с ресторанами ребята из Chocofood столкнулись с тем, что не все партнёры готовы реагировать на критику клиентов и улучшать сервис. «Есть рестораны, для которых доставлять блюда в течение двух часов является нормой», – говорит Щербак. Отчасти нерасторопность объясняется тем, что не все рестораны имеют разветвленную сеть. К примеру, в США знаменитая пиццерия Domino’s Pizza доставляет заказ в течение 15 минут благодаря тому, что открывает точки через каждые 3 км.

Казахстанский рынок по доставке еды в 2014 году был оценен примерно в $15,5 млн, ему предвещают «сытное» будущее – ежегодный рост на 50% в течение пяти лет

Еще одно объяснение – казахстанские рестораны не используют «умную систему» выполнения заказов. Зачастую происходит так: курьер везёт заказ в Медеуский район Алматы, возвращается в ресторан, забирает следующий заказ, который доставляет в тот же Медеуский район. Кроме того, ощущается неразвитость инфраструктуры для доставки товаров в целом. Допустим, в Москве доставщики активно используют метро, в Алматы же подземка еще не охватила весь город.

Foodpanda тоже сталкивается с проблемами доставки (в отличие от конкурентов, этот сервис не только агрегирует заказы, но и доставляет), так как большинство заказов приходится на часы пик, когда Алматы стоит в пробках. Если поначалу они пытались «разделить тяготы» с одной из таксофирм, то потом отказались от партнёрства в сфере доставки и наняли больше курьеров. Теперь каждый из 10 курьеров обслуживает закреплённые за ними сегменты мегаполиса.

Кто платит агрегаторам

Размещение информации для партнеров и клиентов на сервисах бесплатно. Компании зарабатывают за счёт того, что ресторан выплачивает им процент с каждого заказа. По словам Щербака, Chocofood берет свою комиссию – в среднем до 20% – только за завершенные заказы. Завершенность сейчас составляет 86%, это 150–200 заказов в день. Оборот Chocofood в 2014 достиг $425 тыс., прибыль – $56 тыс., рост в первой половине 2015 по отношению к аналогичному периоду 2014 – в 5 раз. В Foodpanda отказались раскрывать данные, сообщив лишь, что средний чек составляет 4–4,5 тыс. тенге. Аналогичную цифру назвали в Chocofood.

Игроки предъявляют партнерам определенные требования, которые в основном касаются качества блюд и сервиса. «Мы учитываем отзывы клиентов на сайте, форумах, в соцсетях, иногда мы выступаем в роли «тайного покупателя», собираем определённую информацию о ресторанах и только потом заключаем с ними договор», – рассказывает Павел Ем.

В число партнеров агрегаторов не входят рестораны, которые в принципе не рассматривают доставку блюд из-за особенности их приготовления или политики ресторана. В основном это заведения, работающие в премиальном сегменте. Однако, по словам Ема, у владельцев заведений есть стимул работать с агрегаторами. По оценке Foodpanda, такое сотрудничество помогает рестораторам увеличить прибыль на 20–30%.

Представители компаний в один голос заявляют: рынок доставки еды в Казахстане до конца не сформирован, поэтому есть перспективы для развития. Chocofood предстоит запустить мобильную версию и услугу по онлайн-оплате заказов. Для своих клиентов Foodpanda эти возможности уже предоставляет благодаря соответствующей помощи головного офиса. В планах обеих компаний – заходить в новые города и запускать параллельно новые сервисы.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить