Торговцы временем

18784

Новый формат кафе – антикафе – стал интересной бизнес-моделью с коротким сроком окупаемости для предпринимателей Астаны и Караганды

Летом 2012 года в Астане и Караганде открылись кафе нового формата – антикафе Just a moment и «Абажур». Они успешно фунционируют и по сей день, несмотря на первоначальный скепсис со стороны рестораторов и обывателей. На сегодняшний день обороты антикафе составляют около $20 тыс. в месяц. То есть уже сейчас можно сказать, что формат антикафе показал себя как любопытная бизнес-модель, которая при стечении определенных факторов позволяет вернуть вложенные средства в короткие сроки.

Формат антикафе, или, как его еще называют, «третье место», «свободное пространство», был придуман два года назад в Москве журналистом и писателем Иваном Митиным. Первое московское заведение с альтернативной системой оплаты открылось в 2010 году и называлось «Дом на дереве», где каждый мог выпить чая и просидеть весь день с книжкой, а в качестве вознаграждения оставить сумму, которую не жалко. Этих денег хватало на аренду помещения – на большее организаторы и не рассчитывали. Однако уже к началу 2011 года проект решили превратить в бизнес. Место назвали «Циферблат» – минута проведения в нем равнялась 1 рублю. Концепция заведения заключается в том, что посетители платят за время, проведенное в нем, а не за еду и услуги. В антикафе можно воспользоваться интернетом, почитать книгу, поиграть с друзьями в настольные игры и многое другое. Чай, кофе, печенье – бесплатно и в неограниченном количестве, также можно приносить еду с собой.

Буквально в течение одного года в России и на Украине открылось еще около  30 подобных мест – с разными названиями, нюансами, но с единой описанной бизнес-моделью. По словам российского бизнес-портала Hopes & Fears, концепция антикафе довольно быстро вызвала ажиотаж среди людей, готовых вложить деньги в бизнес, но не располагающих при этом большими средствами.

Эксперименты с моделью оплаты пробовали и пробуют рестораторы всего мира. Так, в венском кафе Deewan посетитель может заказать сколько угодно блюд из меню и заплатить за них по своему усмотрению, а в лондонском кафе Sew Over It вдобавок к неограниченному количеству капкейков, чая и кофе можно научиться шить, оплачивая 5 фунтов за проведенный час. В заведении Ogori Cafe в городе Касива каждый гость получает то, что заказывал предыдущий, а то, что он заказывает сам, подносят следующему за ним посетителю. В берлинском винном баре Frarosa посетитель платит 2 евро за вход, в которые уже включен первый бокал. Дальше можно выпивать сколько душе угодно, а конечную сумму гость определяет сам. В США даже есть ресторан, где вы платите штраф, если не доели поданное вам блюдо.

Казахстанский опыт

Перспектива открытия кафе, где не надо думать о кухне, что, пожалуй, является основной головной болью рестораторов, звучит соблазнительно. Нет еды, значит, не нужно тратиться на поваров, официантов, оборудование, склады для хранения и многое другое. На первый взгляд, все, что нужно, это помещение, мебель, пара администраторов, кофемашина, чай, печенье, настольные игры, приставки, книги, интернет и прочие вещи, которые скрасят пребывание гостей так, что они забудут о времени, а это как раз то, что и нужно создателям.

«Вначале я с опаской отнесся к такому формату: какое это кафе без еды и спиртного? А потом проникся и решил, что Караганде действительно нужно такое место», – рассказывает Станислав Маликов, директор кафе-клуба «Абажур». Антикафе, открывшееся в Караганде 30 июля прошлого года под его началом, является первым подобным заведением в Казахстане. Однако слово «антикафе» он предпочитает не употреблять, считая его несколько агрессивным. Заведение именует себя кафе-клубом, но скоро будет переименовано в тайм-клуб, что более соответствует заданному формату.

В свою очередь Дильда Батрашева, директор столичного антикафе Just a moment, признается, что вообще не знала о существовании формата антикафе – она просто хотела открыть место, где семейные пары, их дети, молодые люди да и все интересующиеся смогут собраться и просто пообщаться – свободно, без стеснения и оттенка гламура. 29 августа антикафе Just a moment открыло свои двери жителям столицы.

Если говорить об инвестициях, то их количество варьируется. Так, открытие антикафе в Астане обошлось в $130 тыс. – в эту сумму также входит аренда помещения за первые три месяца и его ремонт, покупка мебели и оплата труда работников кафе. В намного меньшую сумму обошлось открытие тайм-клуба «Абажур» его создателям – в $86 тыс., и это неудивительно. Так, площадь «Абажура» составляет 180 кв. м, тогда как площадь столичного антикафе – 230 кв. м. Также надо учитывать разницу цен в Астане и Караганде – цена отличается даже на чай и печенье.

Создатели антикафе признаются, что еще не окупили вложенные средства, но планируют, что уже через год после открытия смогут сделать это.

Почем время?

Стоимость часа в «Абажуре» составляет 500 тенге, со второго часа расчет идет за минуту – 8 тенге. Еще неделю назад стоимость составляла 5 тенге в минуту за второй и последующие часы, но создатели повысили оплату, для того чтобы расширить программу событий и проводить их на постоянной основе. Какой-либо бонусной системы в тайм-кафе нет, создатели считают цены оправданными. 

В Just a moment еще до нового года стоимость составляла 1200 тенге в час, после цену сократили вдвое. Аренда отдельной уютной комнаты, где можно справить день рождения, попеть в караоке, посмотреть фильмы или устроить банкет, составляет 8000 тенге в час, аренда кинозала – 6000 тенге. Здесь учет времени ведется по биль­ярдной системе – компьютеризированная система с карточками для каждого посетителя. Кроме того, есть именные карты, на которых накапливаются бонусы. Подобная система учета времени обошлась создателям в 600–700 тыс. тенге, также надо учесть расходы на ежемесячную поддержку.

Самая внушительная часть расходов, по словам директора столичного антикафе Just a moment, – аренда помещения, а также фонд заработной платы. В штате антикафе состоят семь человек: три администратора работают посменно, два кухонных работника, аниматор, бухгалтер и маркетолог. На частные мероприятия предоставляются услуги официантов за отдельную плату. В «Абажуре» такое же количество людей в штате, кроме того, есть официанты, которые помогают гостям разобраться в настольных играх, пользоваться кофемашиной и прочее. «Сердцем нашего заведения является аниматор. Аниматор в антикафе – это практически то же самое, что шеф-повар в ресторане», – говорит Маликов. 

В чем преимущество такого формата? Плюсом является то, что, по сути, не надо тратиться на рекламу – в случае с антикафе «сарафанное радио» срабатывает куда лучше ярких билбордов. Тем более что трудно объяснить такой формат, используя традиционный канал коммуникации. «Больше половины гостей приходят к нам по отзывам друзей и знакомых; своими рассказами они передают атмосферу нашего места, что и является нашей изюминкой», – рассказывает Дильда Батрашева и добавляет, что 90% посетителей, заразившись этой атмосферой, приходят во второй раз. 

Фото: Алексей Баранов
Настольные игры – непременный элемент любого антикафе. В кафе-клубе «Абажур» множество игр на различный вкус, одна из них – «твистер»: динамичная, скорее напольная игра, для всей компании

Правильно объяснить людям формат и было самым трудным моментом, особенно поначалу, признается директор кафе-клуба «Абажур». «По моим подсчетам, в среднем уходило три минуты на каждого посетителя, чтобы донести концепцию заведения», – говорит она. Сегодня создатели «Абажура» рассказывают о себе лишь в одной социальной сети – «Вконтакте», что во многом говорит об их целевой аудитории. Поначалу ими был создан сайт, но его признали неэффективным и высокозатратным, поэтому в скором времени он был закрыт. А вот в Just a moment поступили иначе: как только открылось антикафе, уже были созданы аккаунты во всех соцсетях, а также сайт.

Чем богаты…

Что же касается главной составляющей антикафе – сферы развлечений, то в тайм-клубе «Абажур» функционирует клуб английского языка, проводятся спид-дейтинг, турниры, встречи молодежных организаций, лекции спикеров. «Мы даже ходили в акимат с просьбой оказать поддержку социальным проектам, но получили отказ, хотя и не надеялись особо», – говорит Станислав Маликов. 

Программа мероприятий в Just a moment еще более насыщенная: каждый четверг проходит заседание киноклуба «Антипопкорн», проводятся поэтические вечера, клуб казахского языка, турниры по Mortal Combat, встречи клуба «Что? Где? Когда?» и многое другое. «Мы открыты для всех предложений и даем возможность молодым людям выставить свои работы, организовывать встречи, показывать свои таланты. Я и не думала, что у нас в городе столько креативной амбициозной молодежи! – поясняет Дильда. – Благодаря им наше антикафе и разивается. Этой энергией заряжаются все пришедшие люди, многие говорят мне, что именно здесь к ним приходят какие-то идеи, нестандартные мысли и решения».

Целевая аудитория антикафе сильно разнится в зависимости от города. В тайм-клубе «Абажур» 80% посетителей – это молодые люди в возрасте от 16 до 23 лет. В столице аудиторию антикафе около 50% представляют подростки и молодые люди, 10% – дети до семи-восьми лет и 40% – взрослые. И это только в количественном соотношении – процент взрослого населения в приносимых оборотах гораздо выше. Батрашева признается, что большую часть доходов приносят закрытые мероприятия – в антикафе даже проводили «тусаукесер» и «кудалык».

Между тем открывать подобного формата кафе в других городах Казахстана создатели «Абажура» и Just a moment не собираются. В частности, Дильда Батрашева убеждена в том, что невозможно управлять бизнесом дистанционно. Поэтому в ее планах расширить штат, добавить зону коворкинга, а также устроить своего рода продленку для детей. Станислав Маликов соглашается и отмечает, что их главная цель – дальнейшее развитие ивент-менеджмента, а не создание новых точек, так как, по его мнению, обкатка одного подобного заведения занимает как минимум год.

Архив пресс-службы
В антикафе Just a moment несколько зон – одна из них представляет собой кинозал, рассчитанный на 15 мест. Каждый четверг здесь проходит встреча киноклуба «Анти-попкорн»

Стоит отметить, что в России все создатели «третьих мест» сходятся во мнении, что мода на подобные вещи скоротечна. Однако предприниматели Казахстана считают, что у антикафе есть будущее, и весьма хорошее. «Такой формат еще долго будет интересен людям – те же студенты были, есть и будут», – говорит Станислав Маликов. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить