Тоев ковчег

9552

80% доходов отечественного шоу-бизнеса генерируется той-бизнесом

Казахстанский шоу-бизнес на сегодняшний день в большей степени представляет собой той-бизнес. Согласно данным Euro Event Agency, рынок отечественного шоу-бизнеса оценивается в $10 млн, и 80% доходов генерируется именно той-бизнесом. Оставшиеся 20% распределяются равномерно между «корпоративами» и концертами. По сведениям экспертов, наши артисты, за редким исключением, не собрают полные концертные залы: заполняемость в среднем составляет около 30–50%, соответственно, дохода с концертов у большинства нет. Интересно, что с продажи альбомов доморощенные звезды также ничего не зарабатывают, а выпускают их в большей степени для имиджа и представительских целей. В среднем до 80% доходов артиста составляют корпоративные вечера, свадьбы, дни рождения и другие праздники. Так, стоимость развлекательной части стандартной казахской свадьбы в Алматы составляют примерно $10 тыс.

В отечественном шоу-бизнесе существуют понятия «казахстанский шоу-бизнес», «казахский шоу-бизнес» и «той-бизнес». Причем «казахский» и «той» во многом перекликаются друг с другом – разница лишь в том, что одни звезды востребованы только на свадьбах и днях рождения, а другие, кроме этого, ездят с концертными программами и гастролями по Казахстану. Естественно, той-бизнес на 90% принадлежит казахоязычной эстраде, творчество представителей которой популярно среди определенной аудитории. Причем казахоязычные певцы зарабатывают в среднем больше, чем русскоязычные: гонорар первых составляет около $4–6 тыс., у вторых он находится в пределах $3–5 тыс. Картина немного меняется в период новогодних «корпоративов», когда более востребованными становятся русскоязычные исполнители. Впрочем, по информации Euro Event Agency, сейчас и этот показатель постепенно меняется в пользу увеличения востребованности казахоязычных. Если говорить в процентах, то рынок новогодних «корпоративов» на 60% принадлежит русскоязычным певцам и на 40% – казахоязычным.

В связи с тем что той-бизнес составляет львиную долю доходов артистов, все больше русскоязычных музыкантов, композиторов, певцов стараются писать песни, выступать и снимать клипы на казахском языке, чтобы подходить по формату для наиболее «хлебного» направления отечественного шоу-бизнеса. В то же время у молодых исполнителей такое стремление появляется не только ввиду желания заработать, но и в силу популяризации казахского языка в целом. По замечанию экспертов, такой тренд происходит еще и из того, что выступающим на русском языке артистам приходится прикладывать больше усилий, чтобы завоевать внимание слушателей и выделиться среди отечественных и зарубежных звезд. Для этого им нужно больше инвестировать в ротацию песен на ТВ и радио: в среднем эти расходы варьируют от $20 тыс. до $30 тыс. в месяц. Кроме того, нужно снимать более качественные клипы, соответствующие западным стандартам. В среднем снять такой клип в Казахстане стоит примерно $20 тыс., но некоторые артисты предпочитают делать это на Украине, где цена увеличивается вдвое – примерно до $30–50 тыс. Помимо операционных расходов, русскоязычным исполнителям необходимо иметь хорошую шоу-программу, подтанцовку, приглашать именитых хореографов и уделять много внимания своему внешнему виду, имиджу. Тогда как для казахоязычных артистов важной составляющей успеха в индустрии той-бизнеса являются лишь хорошие тексты песен и мелодичная музыка, которые могут обеспечить статус завсегдатая свадеб и других праздников.

Чтобы закрепиться в списке звезд, без которых не обходится ни одна свадьба, нужно пройти нелегкий путь. По словам экспертов, существует стандартная модель, по которой работают отечественные звезды: сначала артист находит продюсера, договаривается о сотрудничестве и доли того в гонорарах (в среднем это до 80% доходов исполнителя), покупает песни у композитора (в среднем одна стоит $3–4 тыс.), затем снимает клип.

Конечно, кроме счастливчиков – звезд тоев и «корпоративов» – есть и такие, которых пока редко приглашают выступать на праздниках, в основном они существуют за счет спонсорских денег. Подобная схема работает примерно следующим образом: «агашка» вкладывает деньги в раскрутку новой звезды, ее песни ротируются по радио, телевидению, сам артист участвует в музыкальных премиях, но при этом не имеет по-настоящему народной любви, без которой путь в той-бизнес закрыт. Причем если в 90-е «агашка» вкладывал деньги безвозмездно, то сейчас, как правило, находится в доле с продюсером конечной прибыли звезды. 

Кроме отечественных артистов на тоях выступают и иностранные. Оценивая рынок казахстанского шоу-бизнеса в $10 млн, следует отметить, что в эту сумму также входит букинг зарубежных звезд. По словам Алексея Пучкова, генерального директора международного концертного агентства Eurostar, в год только его компанией проводится до 60 концертов российской и зарубежной эстрады. По приглашению Пучкова Казахстан посетили такие мировые звезды, как Николь Шерзингер, Сиара, Kanye West. Гонорары таких знаменитостей могут составлять от $150 тыс. до $5 млн в зависимости от бюджета мероприятия. Что касается российских исполнителей, то сумма доходит до $100 тыс. за выступление. Корпоративные мероприятия являются наиболее выгодными для букинг-сервиса, комиссионные агентства составляют 10%.

Учитывая такую специфику оте­чественного рынка, мы решили составить своеобразный хит-парад 20 наиболее востребованных звезд казахстанского шоу-бизнеса по версии Forbes Kazakhstan и телеканала MuzzOne. В список кандидатов изначально вошли около 60 наших звезд из самых различных сфер деятельности: спортсмены, певцы, актеры, продюсеры. Их ранжирование основывалось на совокупной оценке двух ключевых показателей: годовом доходе в период с 1 октября 2012-го по 1 октября 2013 года и количеству запросов в поисковых системах «Яндекс», Google, Mail.ru за тот же отрезок времени. Суть методологии заключается в том, что мы составили из претендентов два списка, расставив их по этим параметрам.

Каждый участник получил баллы согласно занятым местам, а затем был высчитан средний балл, исходя из которого были присвоены итоговые места. 

Рейтинг

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить