Андрей Лаврентьев: Авторынок РК оправится от кризиса не раньше 2016

13581

Для отечественной автомобильной промышленности 2015 год начался с серьезных испытаний, вызванных девальвацией рубля и, как следствие, низкими ценами на машины в России. Государство пошло на беспрецедентные меры, направленные на стабилизацию ситуации. О том, как в дальнейшем будет развиваться авторынок страны, Forbes Kazakhstan рассказал президент группы автомобильных компаний AllurGroup Андрей Лаврентьев

Фото: Андрей Лунин
Андрей Лаврентьев.

F: За последние несколько месяцев в Казахстан было ввезено более 60 тыс. автомобилей, притом что обычно уровень ежемесячных продаж в стране держался на отметке в 14–15 тыс. Не произошло ли перенасыщение рынка?

– Безусловно, рынок перенасыщен. Объем продаж у казахстанских компаний упал в среднем на 40%. Мы все знаем, что это связано с девальвацией рубля. Сейчас стоимость автомобилей в России уже увеличилась, на многие бренды даже до 40%. Мы со своей стороны пошли на снижение цен, что тоже стимулировало спрос. Но нужно понимать, что при годовом объеме официального казахстанского рынка в среднем 200 тыс. автомобилей ввезенные 60 тыс. машин создали для отечественных авторетейлеров и производителей существенные сложности.

F: За счет чего казахстанский автопром будет восстанавливать свои позиции на внутреннем рынке?

– В прошлом году объем автомобилей, произведенных в Казахстане, составил 22% от общего числа проданных. Потенциал для роста у нас огромный, даже внутри своего официального рынка. В этом году, чтобы сохранить прошлогодний объем продаж, доля казахстанских автомобилей может увеличиться до 25%.
Рост возможен. В первую очередь благодаря тому, что нас поддерживает государство. В феврале был разработан проект по стимулированию спроса на отечественные автомобили, в рамках которого было выделено 20 млрд тенге.

F: Хватит ли этих средств для реабилитации автомобильного рынка?

– Мы рассматриваем это как первый этап на пути к стабилизации ситуации. Если говорить о том, на сколько автомобилей хватит этих денег, то в среднем это 36% от всех машин, произведенных в Казахстане, то есть около 6 тыс. авто при средней стоимости $16 000.

Мы ценим то, что правительство отмечает эффект, который оказывает автопром на экономику Казахстана. Стимулирование спроса на отечественные автомобили – распространенная практика во многих странах. Такие действия – не спасение автомобильной промышленности, а инвестиции в ее развитие и увеличение локализации. Стратегическая позиция Министерства национальной экономики, по сути, стала отправной точкой в процессе принятия решения по льготному кредитованию, и мы благодарны за это.

Благодаря выделению 20 млрд тенге на поддержание спроса в конечном итоге выиграют потребители. Потому что фактически купить автомобиль местного производства можно будет в кредит с эффективной процентной ставкой до 7,5% годовых при условии, что его стоимость не превышает 5,6 млн тенге. Причем с учетом всех страховых платежей. Это принципиальная деталь, поскольку средние расходы заемщика по каско составляют порядка 3% в год. Потребители крайне заинтересованы в таком выгодном кредитовании: в рамках нашей компании в кредит покупается 35–40% автомобилей. А на данный момент самый дешевый автокредит имеет ставку 18% годовых.

Такие меры не только стимулируют спрос, но и демонстрируют заинтересованность государства в развитии несырьевого сектора экономики. Также не могу не отметить новую идею президента страны «Қазақстанда жасалған», заключающуюся в популяризации товаров отечественного производства, которая коснулась и автомобильного рынка. Потому что правительство понимает: мы доказали экономическими индикаторами, что каждый вложенный в автомобильную промышленность доллар дает 4 дополнительных доллара мультипликативного эффекта, на каждого занятого на автопроизводстве человека приходится 10 рабочих мест в других сферах – автокомпоненты, логистика, сервис, банки, страхование и т. д.

F: Значит ли это, что отечественный автопром не справится без помощи со стороны государства?

– Автопром не просит помощи для того, чтобы выжить или сделать товар конкурентоспособным. Вопрос не в этом. Мы каждый день работаем над тем, чтобы наша продукция была конкурентоспособной, выполняем все обязательства перед правительством, по локализации в том числе. И чем больше мы увеличиваем казахстанское содержание, тем быстрее более доступным станет автомобиль для потребителя. Поддержка со стороны государства нам нужна, чтобы не снизить тот темп развития индустрии, который мы задали в первую пятилетку ГПФИИР, чтобы увеличить объем производства. Автомобильная промышленность – это долгосрочный проект и масштабная отрасль, которая требует огромных финансовых вложений. Поэтому в этот сложный период мы выполняем все требования, поставленные перед нами: обучаем больше персонала, увеличиваем уровень локализации производства, развиваем отрасль автокомпонентов и рассчитываем на необходимую поддержку со стороны государства, которая позволит увеличить наши внутренние ресурсы.

F: В моменты кризисов обычно остро встают социальные вопросы: люди боятся сокращений, остановки производства. Как обстоят дела на заводах AllurGroup?

– Мы с акиматом подписали Меморандум о стабилизации производственных процессов и обеспечении трудовых прав и гарантий работников, занятых на производстве. Даже при возможном снижении объемов производства гарантируем сохранность рабочих мест, и те работники, которые в этом году, возможно, в меньшей степени будут загружены в производственном процессе, не потеряют свои места, а будут переквалифицированы либо на выполнение других работ внутри предприятия, либо на обучение. В прошлом году уже было переучено 355 человек на самом заводе, а 65 прошли обучение по различным программам за рубежом. Таким образом, нам удастся использовать период недозагрузки, перераспределить кадры и в 2016 году, после стабилизации, быть во всеоружии и готовности к рывку в рамках конкурентного рынка ЕАЭС.

F: Сколько времени понадобится, чтобы реабилитировать рынок?

– Год. До конца 2015 рынок будет нестабилен и турбулентен. Как оптовый, так и розничный. Наши контрагенты (заводы-производители) должны быть готовы к снижению закупок автомобилей и машинокомплектов и относиться к этому как к временному явлению, с пониманием. Что касается розничного рынка, то любое кризисное явление вызывает снижение потребительского спроса. Тем не менее, меры по повышению спроса (в первую очередь снижение цен и проведение акций в официальных автосалонах) на автомобильном рынке уже приносят результаты. Продажи официальных дилеров в феврале по сравнению с январем выросли на 18%.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить