Почему Всемирный банк сильно ошибся в своих прогнозах по Казахстану

15621

На эту тему рассуждает известный экономист, представитель Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев

Фото: © Depositphotos.com/pressmaster

Даже Всемирный банк может сильно ошибаться в своих прогнозах. Напомню, в прошлом году, 26 октября, главный экономист по Европе и Центральной Азии Ганс Тиммер презентовал официальный прогноз Всемирного банка, согласно которому Казахстан достиг дна кризиса уже в 2015 и ожидает восстановления роста ВВП в 2016. Банк прогнозировал в 2015 1,5% роста, в 2016 - 2,1% и в 2017 - 3,3%.

По факту в 2015 реальный рост ВВП составил 1,2%, в первом полугодии 2016 - 0,1%, нынешний прогноз на 2016 - 0,5-0,6%.

Как видим, прогнозы Всемирного банка разошлись с реальностью.

Причём основным поводом для оптимизма Всемирного банка был предполагаемый ими рост цен на нефть с $50 за баррель в среднем в 2015 до $58 в 2017, а также реализация программы «Нурлы Жол», то есть наращивание госрасходов.

У нас, похоже, разворачивается интересная и здоровая дискуссия о роли госрасходов для экономического роста с уважаемым мной Жарасом Ахметовым. Жаке выступает за наращивание госрасходов для стимулирования экономики, справедливо делая оговорку на существующую их неэффективность. 22 ноября вышла его очередная небезынтересная статья по этому поводу.

Мы же в Центре прикладных исследований «Талап» называем этот феномен «казахстанским кейнсианством», имея в виду, что только за последние 5 лет (2011-2016) наши расходы выросли на 69%, или на 3,5 трлн тенге, значительно опередив темпы роста экономики за этот период, при этом не дав никаких предпосылок для устойчивости экономики и ее диверсификации.

Этот феномен мы объясняем объективно слабыми институтами, которые не дают возможности контролировать эффективность госрасходов. В итоге наращивание расходов не даёт инклюзивного и устойчивого роста экономики, раздувает квазигоссектор, наносит катастрофический ущерб конкуренции, искажая рыночные сигналы.

Искажений много: госзакупки, на которые оттягивается очень много предпринимательской активности и которые провоцируют коррупцию; нацкомпании, которые оттягивают у частного сектора лучшие кадры: банки, которые охотятся за депозитами госкомпаний, и многое другое.

И это не говоря о том, что мы просто не можем уже себе позволить текущий уровень госрасходов - в бюджете 2016 практически 50% доходов - это трансферты с Нацфонда. Более того, поддержка госрасходов на текущем уровне оборачивается инициативами по наращиванию налоговой нагрузки на МСБ или увеличению государственного долга. Ни то, ни другое делать категорически нельзя.

Россия, к примеру, уже сделала для себя очевидные выводы по поводу влияния госрасходов на экономический рост и перешла к мерам бюджетной консолидации. Совсем недавно министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что «источником ускорения роста экстенсивный рост государственных расходов не является».

Низкие показатели экономического роста в Казахстане также свидетельствуют о том, что бюджетное стимулирование не работает. Однако это не должно быть поводом для падения наших экономических амбиций.

К примеру, проект стратегического плана развития до 2025 предусматривает среднегодовые темпы роста ВВП на уровне 3% (при этом в 2016-2020 средний ежегодный прирост ВВП планируется в размере 2%). В свою очередь, для вхождения Казахстана в 30 развитых стран мира ежегодный рост ВВП должен составлять 4-5%.

В нашем понимании настало время сместить акценты на «инклюзивный» рост экономики, определяемый тем же Всемирным банком как «высокий и устойчивый, широко распространенный по всем секторам экономики, вовлекающий значительную часть трудовой силы и характеризующийся равенством возможностей в доступе к рынку и ресурсам».

Подобный рост нельзя получить статистически, через ручное управление и точечное закачивание денег Национального фонда в проекты. Он требует горизонтальных мер и массового раскрытия человеческого потенциала через проведение институциональных реформ.

Для этого на повестку должны быть вынесены вопросы поиска новых драйверов роста, прежде всего, связанных с развитием МСБ и привлечением иностранных инвестиций.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить