Почему нефть дешевеет, тенге укрепляется, а бензин дорожает

19132

Дать объяснение этому парадоксу Forbes.kz попросил известных экономистов Ораза Жандосова и Петра Своика

Фото: fiscalliteracy.com

Повышение предельно допустимых розничных цен на бензин марки, о котором сообщило вечером в четверг, 21 августа, Министерство национальной экономики, можно считать неожиданным и ожидаемым одновременно. С одной стороны, автомобилисты со стажем по опыту прежних лет прекрасно знают: как только на АЗС по всей стране исчез бензин, надо готовиться к подорожанию. С другой, объективных рыночных факторов для этого, казалось бы, нет. Во-первых, цены на нефть на мировых торговых площадках стабильно снижаются (так, фьючерсные контракты на нефть марки Brent со сроком экспирации в октябре торговались в среду в диапазоне $101,05 – 102,30 за баррель). Причем аналитики считают, что эта тенденция в ближайшее время сохранится. Во-вторых, тенге укрепляется по отношению к доллару. Средневзвешенная цена доллара, по результатам торгов на Казахстанской фондовой бирже, еще месяц назад составляла 183,2 тенге, а с начала августа стабильно держится на отметке 182 тенге. И, наконец, еще один аргумент, который был призван успокоить паникеров. 30 июля министр нефти и газа Узакбай Карабалин (сейчас он занимает пост первого вице-министра энергетики) заявил, что цены на ходовые марки ГСМ останутся на прежнем уровне «как минимум до сентября».

Ораз Жандосов.

Директор центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов обещание чиновника вспомнил со смехом: «Ну, не утерпели, не дождались 10 дней». Остальные факторы, по его мнению, в расчет брать не стоит.

- Есть 2 варианта: или регулировать цены, или их отпускать. Если бы цены на бензин регулировал рынок, его стоимость колебалась бы вместе с ценами на нефть. Но в Казахстане – искусственное ценообразование на ГСМ, поэтому сложно что-то объяснить. Рынок здесь не работает; что государству в голову придет, то оно и делает, - заключил Ораз Жандосов.

Прогнозировать, как долго продержится эта цена на горючее, экономист не стал – действия властей, полагает он, не поддаются логике.

- Если смотреть на мировую цену на нефть, то у нас цена на бензин дешевле рыночной. А то, что цены приблизились к российским (в РФ литр АИ-92 стоит около 29 рублей, или 145 тенге. - F), кажется логичным, потому что граница открыта, и если цены будут разные, то неизбежен дефицит, - отметил Жандосов.

Петр Своик

Аналогичного мнения придерживается и экономист Петр Своик: казахстанский рынок ГСМ вынужден зависеть от российского.

- Если в одном месте товар дороже, а в другом дешевле, варианта два: или «подтянуть» по стоимости, или терпеть дефицит, - объяснил Своик. - Это обусловлено и открытыми в рамках ТС границами, и высокой долей российского бензина этой марки на казахстанском рынке.

К слову, еще в начале 2014 Узакбай Карабалин заявил, что казахстанские НПЗ, по планам, произведут за год 2 млн 885 тыс. тонн бензина, а недостающие 1 млн. 69 тыс. тонн поставит Казахстану Россия.

- Это повышение было неизбежным, - подчеркнул Петр Своик. – Правительство, как и в случае с инфляцией после девальвации, нерыночными мерами пыталось держать цены на прежнем уровне, но это не помогло.

Экономист обратил внимание на еще одну важную деталь, о которой «забывают» чиновники, сравнивая казахстанские цены с российскими.

- Надо иметь в виду, что у нас с Россией принципиально разные системы налогообложения нефти: в стоимость бензина в РФ заложены налоги (по данным экспертов, налоги составляют приблизительно 50% стоимости бензина – F). Получается, что Россия таким образом собирает поступления в бюджет, а в Казахстане просто навар больше.

Говоря о вероятности дальнейшего повышения цен на ГСМ, Петр Своик заметил, что «любая цена, которая будет отличаться от российской, будет промежуточной».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить