Почему казахстанские аэропорты напоминают иностранцам базары

27448

Несколько воздушных гаваней Казахстана останутся убыточными на протяжении десятилетий. Почему это происходит и какое развитие получит бизнес аэропортов стране в ближайшие годы, в интервью Forbes.kz рассказал генеральный директор ТОО «Airport Management Group» Клод Бадан

Фото: sardiniadriver.com

Швейцарский вклад

FМсье Бадан, ТОО «Airport Management Group» (AMG) было создано при компании «Казахстан Темир Жолы» для управления 11 государственными аэропортами Казахстана. На сайте КТЖ указано, что ваша компания работает с участием стратегического партнера – Zurich Airport International AG (ZAI). Как аэропорт Цюриха влияет на деятельность AMG?

Генеральный директор ТОО «Airport Management Group» Клод Бадан.

- AMG и ZAI заключили контракт, и теперь наши партнеры оказывают поддержку в обучении персонала как AMG, так и наших аэропортов. Наша компания начала работать в апреле 2014, и с того момента мы в первую очередь сфокусировались на вопросах авиационной безопасности. К нам в режиме нон-стоп приезжают специалисты по безопасности и развитию из ZAl. Также от них мы получаем консультации в вопросах производства, авиационной безопасности, работы с кадрами, финансов, коммерческой неавиационной деятельности (рестораны, магазины duty free, парковки), авиационного маркетинга и привлечения авиакомпаний.

Также мы регулярно отправляем наших специалистов на тренинги в аэропорт Цюриха.

FКомпания AMG была создана, чтобы зарабатывать деньги?

- Основная цель работы AMG – повышение уровня безопасности в казахстанских аэропортах до стандартов ИКАО (Международной организации гражданской авиации.F). Еще одна цель - улучшение качества обслуживания пассажиров. Мы не получаем доходов от управления аэропортами.

Кто-то теряет, кто-то находит

FПравительство намерено передать AMG 11 воздушных гаваней страны. Процесс передачи еще не завершён. Расскажите, пожалуйста, о пассажиропотоке, доходах и убытках аэропортов, которые уже вошли в состав группы.

- В 2014 аэропорт Астаны обслужил 3 млн пассажиров, заработал 1,717 млрд тенге чистой прибыли. Аэропорт Шымкента при пассажиропотоке в 440 тыс. пассажиров ушел в плюс на 110 млн тенге. Воздушной гаванью Костаная воспользовались 120 тыс. человек, которые принесли 2,6 млн тенге прибыли. Аэропорт Кызылорды обслужил 167 тыс. пассажиров, убыток предприятия составил 432 млн тенге. В Кокшетау было зарегистрировано 17 тыс. пассажиров, убыток аэропорта этого города - 162 млн тенге. Воздушная гавань Петропавловска обслужила 17 тыс. пассажиров, ее убыток - 70 млн тенге.

Это - данные по 6 государственным аэропортам, потому что пока только они переданы нам в управление. В ближайшие недели в AMG также перейдут аэропорты Актобе, Атырау и Павлодара. А воздушные гавани Семея и Усть-Каменогорска – до 2018.

FУ каких аэропортов есть шанс выйти из состояния убыточности?

- Существует правило: чтобы доходы аэропорта могли покрывать его операционные расходы, пассажиропоток в нем должен быть не менее 200 тыс. пассажиров в год. Как видите, аэропорты, которые в 2014 были в убытке, обслужили значительно меньше пассажиров.

Сегодня доходы 7 аэропортов не в состоянии покрыть эксплуатационные расходы, потому что там недостаточный пассажиропоток. По нашим прогнозам, до 2030 три из них – аэропорты Петропавловска, Кокшетау и Семея - так и останутся убыточными. Поэтому мы активно работаем над тем, чтобы добиться субсидирования этих аэропортов государством. Закрывать их нельзя – они социально значимые, связывают города с центрами государства, жители этих городов участвуют в активной экономической жизни страны.

Южный поток

FМногие аэропорты страны находятся в плачевном состоянии, держатся еще на советской инфраструктуре. Намерена ли ваша компания заняться их реконструкцией и расширением?

- В Кызылорде планируется строительство нового терминала, взлетно-посадочная полоса (ВПП) там новая. В Петропавловске мы начали реконструкцию ВПП, в следующем году займемся реконструкцией терминала. В Костанае в следующем году мы обновим и удлиним ВПП.

В Шымкенте будет строиться новый терминал. Там, кстати, планируется создать первый в Казахстане интермодальный транспортный хаб, по образцу многих аэропортов Европы. Хаб будет объединять в себе аэропорт, железнодорожный и автобусный вокзалы. В будущем на его основе планируется создать крупный логистический центр.

F22 июля 2015 прекратил работу аэропорт Петропавловска из-за нарушений в сфере безопасности. Авиационные власти страны не впервые ограничивают деятельность этой воздушной гавани: там постоянно то приходят, то уходят авиакомпании. Что не так с этим аэропортом?

- Решение о приостановлении деятельности аэропорта принял Комитета гражданской авиации. Состояние ВПП воздушной гавани позволяло обслуживать только турбовинтовые воздушные суда. Петропавловский аэропорт находится в плачевном состоянии, он - полный банкрот. Зарплаты сотрудников Петропавловского и Кокшетауского аэропортов выплачиваются из бюджета AMG.  

Мы уже начали реконструкцию аэропорта Петропавловска.

FСколько планируется инвестировать в реконструкцию аэропортов группы AMG?

- До 2030 планируется инвестировать €1 млрд на развитие 11 аэропортов. До 2020 планируем освоить половину этой суммы. Эти деньги нужны на строительство терминалов, реконструкцию аэродромов, обеспечение их техникой и спецмашинами.

Со столичным шиком

FСпециально к ЭКСПО-2017 начато строительство нового терминала в аэропорту Астаны. На какой стадии сейчас эта работа?

- Строительство продолжается. Уже заложен фундамент нового терминала, ведется реконструкция ВПП. Работа по возведению терминала будет закончена в 2017.

Полная стоимость этого проекта, включая реконструкцию ВПП, - 61 млрд тенге. Из них 29 млрд выделяется из государственного бюджета, 14 млрд – из фонда КТЖ, 18 млрд будут взяты в кредит. Получение части займа - 8,5 млрд тенге - уже оговорено с ЕБРР.

Сегодня пропускная способность аэропорта Астаны – 3,5 млн пассажиров в год, новый терминал позволит удвоить этот показатель.

F20 июля 2015 министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев заявил, что в Астане и Алматы будут созданы международные авиахабы. Как вы считаете, логично ли создавать два крупных авиационных центра, расположенных друг от друга на расстоянии всего 1 тыс. км, в одной стране с низкой долей населения?

- Эта тема затронута в плане президента «100 конкретных шагов». Мы сейчас отрабатываем этот стратегический вопрос с КТЖ. После чего и будет определено, где будет хаб - в Алматы, Астане или в обоих городах. Пока конкретного решения нет.

Кто откупорит небо

FРаботая с небольшими региональными аэропортами, испытываете ли вы проблемы в связи с дефицитом авиационных кадров на местах?

- Я не переживаю о дефиците специалистов. У нас - отличный персонал. Всё, что нам необходимо сейчас, – обучить сотрудников западному стилю работы по стандартам ИКАО.

FВ Казахстане не действует принцип «открытого неба», который позволяет любым зарубежным авиакомпаниям летать без согласований и ограничений. Как вы считаете, помогло бы внедрение «открытого неба» больше зарабатывать аэропортам?

- Мы работаем над проектом внедрения «открытого неба» в аэропортах Астаны и Кокшетау. Но в этом вопросе нужно двигаться осторожно. Конечно, это позволит привлечь новые авиакомпании и повысит пассажиропоток.

FВы не опасаетесь, что казахстанские перевозчики будут сопротивляться этому?

- Конечно, будут, в том числе и Air Astana. Но это нормально. Потому мы и должны двигаться в этом направлении постепенно и осмотрительно, чтобы не навредить нашим перевозчикам.

F«Открытое небо» в Астане будет запущено к ЭКСПО-2017?

- Это решение за президентом.

FРассчитываете ли вы на рост пассажиропотока в региональных аэропортах в связи с началом полетов Qazaq Air?

- С началом работы этой авиакомпании ожидается переход к ней части пассажиров SCAT, Bek Air и Air Astana. А увеличение числа пассажиров благодаря ещё одной авиакомпании будет зависеть только от её тарифной политики и качества обслуживания. Я думаю, что определенный рост пассажиропотока будет, потому что Qazaq Air нацелена соединять между собой регионы. Сейчас же основной пассажиропоток проходит между аэропортами Астаны и Алматы.

Груз ответственности

FГеографическое положение Казахстана считается удачным для транзита грузовых рейсов из Европы и США в Азию. Почему наши аэропорты плохо используют этот потенциал?

- Для привлечения грузовых перевозчиков у нас должен быть хороший местный карго-рынок. А он у нас сегодня не очень развит. Но сейчас, в соответствии с планом президента «100 конкретных шагов», мы тесно сотрудничаем с КТЖ, чтобы создать транспортную мультимодальную систему перевозки грузов из Китая в Европу: железнодорожным транспортом из КНР до Казахстана и дальше по воздуху - в Старый Свет. Если этот план будет успешно реализован, мы сможем повысить объем грузовых перевозок. Аэропорты, которые будут задействованы в системе, еще не определены – мы пока работаем над разработкой стратегии.

FОдной из причин отсутствия в Казахстане низкобюджетных авиаперевозчиков считается нехватка альтернативных, «дешевых» аэропортов. Как вы считаете, действительно ли эта проблема тормозит появление лоукостеров?

- Система низкобюджетных авиакомпаний строится в первую очередь на перевозке большого количества пассажиров. Для того, чтобы была возможность снизить цены, нужен очень большой пассажиропоток. Сегодня в Казахстане его нет. И низкобюджетным авиакомпаниям было бы очень сложно выжить на казахстанском рынке.

Базар, а не duty free

FМсье Бадан, вы работали в авиационных системах Болгарии, Алжира, Финляндии и Саудовской Аравии. На ваш взгляд, что отличает авиационную отрасль Казахстана? Какие у нас есть сильные и слабые стороны?

- С моей точки зрения, основное отличие казахстанской авиации – здесь еще не всё соответствует стандартам ИКАО. Сильная сторона – это хороший рост пассажиропотока, в среднем ежегодно на 10%. А, например, в аэропорту Астаны с начала 2015 число обслуженных пассажиров увеличилось на 14%.

Ещё одна особенность казахстанской авиации – это низкие доходы аэропортов от неавиационной коммерческой деятельности. Большинству аэропортов мира она приносит значительную часть прибыли. Например, аэропорт Цюриха 50% доходов имеет именно от неавиационной коммерции. В казахстанских же аэропортах эти доходы не занимают даже 5%, здесь организация неавиационной коммерции немного напоминает базар. Мы пытаемся это изменить и привлечь в страну международные бренды. В прошлом году аэропорт Астаны уже увеличил доходы от неавиационной деятельности с 5% до 9% от общего объёма выручки. Кстати, проектируя новый терминал столичной воздушной гавани, мы увеличили пространство для магазинов и ресторанов.

Также мы консультируемся со Swiss Port – мировым лидером в вопросах предоставления услуг пассажирам, и с Gate Gourmet - мировым лидером в вопросах бортового питания. В том числе благодаря сотрудничеству с такими авторитетами, уверен: качество обслуживания в казахстанских аэропортах будет однозначно улучшено.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить