Коррупция на радость конкурентам

7588

Экономист Тимур Исаев: Главной проблемой развития бизнеса в Казахстане остается государство

Иллюстрация: mfc61.ru

Казахстан не смог подняться в рейтинге глобальной конкурентоспособности, хотя и улучшил ряд показателей. Ни отличная макроэкономика, ни эффективный рынок труда не помогли перекрыть коррупцию и бюрократию, которые признаны главными врагами конкурентоспособности

Бег на месте

В рейтинге глобальной конкурентоспособности, который рассчитывает Всемирный экономический форум, Казахстан остался на 50 месте. Большинство экспертов оценили это как некий застой и отсутствие прогресса. Хотя на самом деле в такой гибкой, плавающей системе, какой является индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), застой в принципе невозможен, поскольку здесь одновременно движутся все. И даже для того, чтобы просто стоять на месте, нужно бежать.

Другое дело, что некоторым странам удалось бежать настолько быстро, что они поднялись. Среди таких выделяются азиатские государства. Например, Япония перебралась с 9 на 6 место, ОАЭ – с 19 на 12, Малайзия – с 24 на 20, Китай – с 29 на 28, Таиланд – с 37 на 31 (и это несмотря на острый политический кризис), Филиппины  - с 59 на 52.

Среди постсоветских стран, не считая Прибалтики, наиболее впечатляющие успехи демонстрирует Азербайджан, который поднялся еще на одну ступеньку – до 38 места. Таким образом, эта страна, которая имеет схожую с нами структуру экономики и не обладает какими-либо очевидными исходными преимуществами, оторвалась от Казахстана уже на 12 мест. Похоже, что нашему правительству пора браться за изучение не сингапурского или финского, а азербайджанского опыта.

Россия подпрыгнула сразу на девять позиций, с 63 до 53 места, а Украина на восемь – с 84 до 76. Но этот парадокс объясняется тем, что многие параметры индекса были рассчитаны еще до эскалации украинского конфликта, что признается в отчете ВЭФ. Если бы он полностью составлялся сейчас, то картина, безусловно, была бы иной. Что впрочем, относится не только к России с Украиной.

Потенциальные кандидаты на вступление в Таможенный союз показали разную динамику. Кыргызстан подскочил со 121 до 108 места, тогда как Армения скатилась с 79 до 85 позиции.

Как бы то ни было, по динамике Казахстан отстал от многих стран континента. Утешает лишь то, что мы не повторили пример неудачников рейтинга. Но утешение это весьма слабое. Ведь анализ показывает, что отсутствие роста связано не столько с тем, что другие страны эффективно устраняли свои слабые места, сколько с тем, что мы не можем разобраться с собственными застарелыми проблемами.

Нет денег, но есть коррупция

Самое примечательное, что среди факторов, сдерживающих ведение бизнеса в нашей стране, самые серьезные связаны с государством. Так, на первом месте – коррупция, на третьем – неэффективные государственные процедуры, на четвертом – налоговое регулирование. Иными словами, главной проблемой бизнеса остается государство. Отличие от прошлого года в том, что коррупция поменялась местами с неэффективными государственными процедурами.

Если же говорить о конкурентоспособности страны в целом, то самое слабое звено – это развитие финансовых рынков, по уровню которого Казахстан пребывает на 98 месте из 144 государств. При этом по показателю доверия и уверенности мы занимаем позорное 118 место. И это несмотря на то, что во время финансового кризиса не было допущено банкротств банков, им была оказана (и продолжает оказываться) щедрая государственная поддержка.

Очевидно, что массированная госпомощь на фоне крайне непрозрачных схем ее распределения и непрозрачной структуры собственности не повышает доверие к банкам, а только подрывает. При этом функциональные параметры также ухудшаются. Например, по показателю доступности финансовых услуг Казахстан скатился на 5 позиций, с 60 на 65 место. И это притом, что государство выделяет огромные средства на различные программы кредитования и субсидирования процентных ставок. Никакая помощь государства и вовлечение квазигосударственного сектора не может компенсировать изъяны банковской системы, которая не в состоянии обеспечивать экономику кредитными ресурсами на нормальных условиях.

При существующей финансовой системе, которая находится на уровне слаборазвитых стран, претендовать на развитие успешной диверсифицированной экономики наивно. Государственная поддержка обширна, но она может подпитывать кредитование либо крупных госпроектов, либо массовых текущих программ, вроде «Дорожной карты бизнеса», которые не развивают экономику, а просто поддерживают деловую активность и рабочие места. В то же время кредитование производственных инновационных проектов, которые и составляют сердцевину конкурентоспособной экономики, существующей финансовой системе не по зубам.

Что примечательно, государство фактически не занимается целенаправленно этой проблемой. Оно озабочено уровнем плохих кредитов и намерено снижать его за счет той же господдержки, но не делает ничего для того, чтобы устранять причины их появления.

Отторжение технологий

Второй по значению уязвимостью Казахстана, по мнению ВЭФ, является социальный индикатор – здравоохранение и начальное образование. Для нас, измеряющих все деньгами, тоннами и километрами, это может выглядеть несколько странно. Но на самом деле развитие человеческого капитала крайне важно, поскольку  оно определяет так называемую устойчивую конкурентоспособность. Ведь экономическая конъюнктура – штука переменчивая, тогда как система здравоохранения и образования закладывает направления на долгие годы вперед.

Наша власть в последнее время вроде начала говорить о человеческом капитале, но мы, увы, все еще пребываем на 98 (!) месте в мире. Например, по показателю туберкулеза Казахстан находится на 102 позиции, по младенческой смертности – на 81, по продолжительности жизни - на 99, по охвату начальным образованием – на 116.

Общая ситуация с высшим образованием обстоит лучше, но здесь очень плохая динамика. С почетного 29 места Казахстан упал на 42.

На уровне слаборазвитых государств оценил ВЭФ и развитие бизнес-процессов в нашей стране (91 место). Мы находимся во второй сотне государств по разветвленности цепочки добавленной стоимости (какая тут цепочка – выкачал нефть и продал), качеству и количеству местных поставок (а зачем они нужны, если проще все купить за нефтяную выручку).

Развитие инноваций примерно в таком же состоянии, хотя здесь отмечены некоторые улучшения. Качество научно-исследовательских институтов поднялось на 99 позицию со 102, расходы компаний на исследования – на 68 с 72, доступность инженеров и ученых – на 83 с 98, способность к инновациям – на 69 с 74. Зато уровень взаимодействия между компаниями и университетами в сфере исследований упал с 79 места на 88.

Резко просели мы по индикаторам технологической готовности. Такой показатель, как прямые иностранные инвестиции и трансферт технологий, скатился с 93 места на 107, доступность последних технологий - с 88 на 93, восприятие новых технологий на уровне компаний – с 78 до 90. Таким образом, адаптация новых технологий стала еще хуже. И это знаковый и очень настораживающий фактор, который показывают истинную готовность (точнее, неготовность) ко второй пятилетке индустриально-инновационной программы, в которой акцент будет сделан как раз на технологической составляющей. Насколько правильно будет вкладывать значительные средства в конкретные проекты, покупая оборудование и технологии, если экономика не готова с ними работать?

Ложка инфляции в бочке макроэкономического меда

Среди прочих ключевых уязвимостей традиционно находилась инфраструктура. Но в этом году ее общее качество улучшилось на 2 позиции, с 64 до 62. Качество дорог улучшилось на 4 позиции, но все равно занимает позорное 113 место.

Также наше извечно слабое место – эффективность товарных рынков. Эффективность антимонопольной политики ухудшилась на 3 позиции (а теперь, когда самостоятельного антимонопольного ведомства больше нет, вести политику станет еще сложнее).  Что самое поразительное, несмотря на декларируемое радикальное упрощение условий для предпринимательства, по такому показателю, как количество процедур для открытия бизнеса, мы упали сразу на 10 пунктов, с 47 на 57 место. По распространенности торговых барьеров положение ухудшилось с 48 до 63 места, по бремени таможенных процедур – с 75 до 77 места.

Макроэкономические условия – это традиционный «конек» Казахстана, который всегда вытягивал наш общий индекс в рейтинге ВЭФ. В этот раз мы оказались на достойной 27 позиции. При этом по показателю сбалансированности госбюджета мы перешли с 13 места на 9 (!), по государственному долгу – с 14 на 11, по кредитному рейтингу страны – с 53 на 48.  Но ложкой дегтя стала инфляция, индикатор которой до неприличия плох - 107 место в мире. Это добавляет лишний штрих к картине провального состояния денежно-финансовой сферы.

«Лучом в темном царстве», помимо макроэкономики, является эффективность рынка труда. Этот показатель у Казахстана самый высокий – 15 позиция в мире. Правда, в этой сфере слабыми остаются два важных показателя: профессиональный менеджмент (76 место) и способность удерживать таланты (71 место). Зато у нас на высоком уровне доля женщин в трудовых ресурсах, простота процедур найма и увольнения работников, гибкость определения заработной платы, соотношение оплаты труда и производительности, размер выплат при сокращении штата.

Правда, данный показатель является довольно двусмысленным. Простота увольнения, низкие зарплаты и выходные пособия – все это плюсы для бизнеса, которые, с его точки зрения и определяют эффективность рынка труда. Но вот с точки зрения самих наемных работников,  речь идет о низком уровне защищенности их трудовых прав и слабости профсоюзов.

Государство как слабое звено

Но ни чрезвычайно гибкий рынок труда, ни здоровые макроэкономические условия, ни подвижки в инновациях не помогли Казахстану подняться в рейтинге конкурентоспособности. Что примечательно, оценки ВЭФ совпадают с видением власти. Авторы отчета в качестве основных изъянов назвали коррупцию, неэффективность госаппарата и сложность доступа к финансовым ресурсам. Наша власть сейчас работает как раз по всем этим направлениям.

Для борьбы с коррупцией разрабатывается специальная стратегия, создано новое агентство. Для улучшения госаппарата стартовала очередная реформа, направленная на формирование компактного правительства, децентрализацию и упрощение контрольно-надзорной системы. Наконец, для упрощения доступа к кредитам государство выделяет серьезные средства из Национального фонда, распределяя их при помощи различных программ.

Все этим меры выполнялись и раньше. Почему же индекс конкурентоспособности не растет? Очевидно, что дело не в видении проблем, а в конкретной работе по их устранению.

Государство слишком увлеклось активным вмешательством в содержательную часть экономики, пытаясь управлять ею в ручном режиме, определяя отраслевые приоритеты, вплоть до ассортимента продукции, которую нужно выпускать. Среди высокопоставленных чиновников в последнее время стало модно говорить с бизнесом в менторском тоне, поучая его уму-разуму.

Между тем, конкурентоспособность подрывают два ключевых фактора, которые не зависят от бизнеса – плохое госуправление и неработающая финансовая система. Государству следует сосредоточить все свои ресурсы именно на этом, создавая условия для бизнеса, а не играя на его поле.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить