Почему соблюдение законов помогает росту ВВП
Об этом рассуждает эксперт Forbes.kz, президент Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков
Как известно, недавно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев впервые в истории страны определил "100 конкретных шагов" для реализации пяти институциональных реформ. Это:
- формирование современного государственного аппарата;
- обеспечение верховенства закона;
- индустриализация и экономический рост;
- нация единого будущего;
- транспарентное и подотчетное государство.
На мой взгляд, «100 конкретных шагов» – это план нации по вхождению в тридцатку развитых государств. Учитывая, что, согласно Конституции, Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, Институт экономической политики предварительно проанализировал важное направление институциональных реформ - обеспечение верховенства закона.
Совершают ли ошибки казахстанские министры?
Директор Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков проанализиро... →
Когда закон верховодит
Изучив 19 шагов из ста, предусмотренных разделом «Обеспечение верховенства закона», можно сделать следующий вывод: 10 шагов касаются деятельности судебных органов, 4 – правоохранительных органов и полиции, 2 – пенитенциарных учреждений, 1 –прокуратуры, 1 – судебных исполнителей, 1 – общественных советов.
Под верховенством закона следует понимать, что органы государственной власти не проводят дискриминационную политику по отношению к тем или иным участникам экономической и политической деятельности. Для установления зависимости экономического роста от верховенства закона мы изучили данные 195 стран мира по двум индикаторам – уровень экономического развития и индекс верховенства закона. Вопреки распространенным представлениям, между ними обнаруживается положительная связь. Уровень экономического развития находится в зависимости от уровня верховенства закона.
Если учесть, что на темпы экономического роста влияют и другие факторы, то вклад верховенства закона в достижение желаемых темпов экономического роста может составить до 30%, остальные 70% - это качество экономической политики правительства и внешнеэкономическая конъюнктура. С другой стороны, если в стране показатель верховенства закона ухудшается, это приводит к тому, что в стране будут наблюдаться экономические потери.
Другими словами, чем выше показатель верховенства закона в стране, тем выше уровень социально-экономического развития. Более того, на темпы экономического роста благотворно влияет не только индустриализация страны (это предусмотрено институциональными реформами Казахстана), но и главенство закона.
В группе «несвободных»
По данным международной организации Freedom House, 195 стран мира делятся на три основные группы – «свободные», «частично свободные» и «несвободные». При ранжировании указанных групп базовым критерием явилось верховенство закона. К сожалению, Казахстан все еще продолжает оставаться в группе «несвободных» стран мира, в том числе из-за ухудшения показателя верховенства закона. Также в этой группе находятся Азербайджан, Белоруссия, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Чтобы ответить на вопрос, при каких показателях верховенства закона можно достичь желаемого уровня экономического развития, необходимо обратить внимание на рисунок 1. Показатели 148 стран мира были сгруппированы в зависимости от уровня экономического развития. В эту группу не вошли страны, ВВП на душу населения которых составляет менее $1300. Индекс верховенства закона предусматривает ранжирование стран по шкале от 1 до 16 баллов.
Итак, в первую группу (37 государств) попали страны с наименьшим значением ВВП на душу населения – $1300-$4000. В странах данной группы верховенство закона оказалось минимальным – в среднем 6,8 балла.
Вторую группу (37 государств) образовали страны, в которых уровень экономического развития колеблется в пределах $4000-$8000. Индекс верховенства закона в этой группе оказался выше, чем в первой группе - в среднем 7,1 балла.
В третьей группе (37 государств), где величина ВВП на душу населения достигает от $8000 до $20000, соответствующий индекс был еще выше - в среднем 9,8 балла.
В странах четвертой группы (37 государств), где ВВП на душу населения свыше $20000, индекс верховенства закона составил максимальных 12,8 балла.
Таким образом, страны с наименьшими значениями этого индекса, имеют самые низкие темпы экономического роста. С увеличением значения индекса верховенства закона темпы экономического роста повышаются. Низкое значение индекса верховенства закона свидетельствует о том, что в той или иной стране экономические субъекты подвергаются дискриминации. Высокое значение индекса верховенства закона означает, что политические и экономические субъекты обладают равными правами на практике. Учитывая, что индекс Казахстана составляет всего 4 балла, правительству следует как минимум удвоить существующий показатель – с 4 до 8 баллов.
Прожиточный минимум не соответствует уровню ВВП на душу населения в РК
К такому выводу пришёл директор Института экономической политики Каирбек Ар... →
Международный опыт: условия верховенства закона
Изучение международного опыта показывает, что это понятие воспринимается в двух направлениях: первое – равенство всех перед законом; второе – отсутствие злоупотреблений со стороны должностных лиц государства. По оценке зарубежных авторов (North, Wallis, Weingast), для установления верховенства закона в стране следует соблюдать три важных условия.
Во-первых, верховенство закона среди элит и высшего эшелона государственной власти. Так или иначе, различные формы элитарных привилегий трансформируются в права элиты.
Во-вторых, наличие постоянно действующих организаций и политических институтов государства. К числу политических институтов относятся открытые и свободные выборы, подконтрольность исполнительной власти законодательной, разделение властей. Они необходимы для того, чтобы поддержать верховенство закона в длительной перспективе. Их отсутствие либо слабость приведут к тому, что будущие должностные лица государства могут пренебрегать правилами, законами и институтами.
В-третьих, консолидированный контроль над вооруженными силами и силовыми структурами государства. Отсутствие этого вида контроля позволяет тем, кто имеет доступ к этим ресурсам, захватывать то, что они хотят, при первой возможности. До тех пор, пока остается возможным такое вмешательство, верховенство закона не может соблюдаться.
ВВП РК и размер активов ФНБ «Самрук-Казына»: сравнение уместно
Директор Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков выдвинул сво... →
Какие выводы может сделать Казахстан?
1. Мировой опыт показывает: реформы по обеспечению верховенства закона не должны ограничиваться лишь совершенствованием деятельности судебных и правоохранительных органов республики. Она должны охватывать весь спектр государственной власти – законодательной и исполнительной.
2. Чтобы не оказаться в ловушке «недоразвития», в стране нужны конституционные и демократические реформы.
3. На темпы экономического роста благотворно влияет не только индустриализация страны, но и главенство закона. Так, уровень экономического развития находится в зависимости от уровня (индекса) верховенства закона. Для того, чтобы обеспечить экономический рост в дальнейшем, следует принять кардинальные меры по повышению индекса верховенства закона.
4. В случае реального повышения индекса верховенства закона, вклад данного фактора в ежегодный прирост ВВП может достичь до 30%.
5. Потенциальные и более значительные темпы экономического роста Казахстан недополучает, в том числе из-за низкого (критического) состояния верховенства закона.