Почему соблюдение законов помогает росту ВВП

23073

Об этом рассуждает эксперт Forbes.kz, президент Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков

Фото: © Depositphotos.com/kentoh

Как известно, недавно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев впервые в истории страны определил "100 конкретных шагов" для реализации пяти институциональных реформ. Это:

- формирование современного государственного аппарата;

- обеспечение верховенства закона;

- индустриализация и экономический рост;

- нация единого будущего;

- транспарентное и подотчетное государство.

На мой взгляд, «100 конкретных шагов» – это план нации по вхождению в тридцатку развитых государств. Учитывая, что, согласно Конституции, Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, Институт экономической политики предварительно проанализировал важное направление институциональных реформ - обеспечение верховенства закона.

Когда закон верховодит

Изучив 19 шагов из ста, предусмотренных разделом «Обеспечение верховенства закона», можно сделать следующий вывод: 10 шагов касаются деятельности судебных органов, 4 – правоохранительных органов и полиции, 2 – пенитенциарных учреждений, 1 –прокуратуры, 1 – судебных исполнителей, 1 – общественных советов.

Под верховенством закона следует понимать, что органы государственной власти не проводят дискриминационную политику по отношению к тем или иным участникам экономической и политической деятельности. Для установления зависимости экономического роста от верховенства закона мы изучили данные 195 стран мира по двум индикаторам – уровень экономического развития и индекс верховенства закона. Вопреки распространенным представлениям, между ними обнаруживается положительная связь. Уровень экономического развития находится в зависимости от уровня верховенства закона.

Если учесть, что на темпы экономического роста влияют и другие факторы, то вклад верховенства закона в достижение желаемых темпов экономического роста может составить до 30%, остальные 70% - это качество экономической политики правительства и внешнеэкономическая конъюнктура. С другой стороны, если в стране показатель верховенства закона ухудшается, это приводит к тому, что в стране будут наблюдаться экономические потери.

Другими словами, чем выше показатель верховенства закона в стране, тем выше уровень социально-экономического развития. Более того, на темпы экономического роста благотворно влияет не только индустриализация страны (это предусмотрено институциональными реформами Казахстана), но и главенство закона.

В группе «несвободных»

По данным международной организации Freedom House, 195 стран мира делятся на три основные группы – «свободные», «частично свободные» и «несвободные». При ранжировании указанных групп базовым критерием явилось верховенство закона. К сожалению, Казахстан все еще продолжает оставаться в группе «несвободных» стран мира, в том числе из-за ухудшения показателя верховенства закона. Также в этой группе находятся Азербайджан, Белоруссия, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Чтобы ответить на вопрос, при каких показателях верховенства закона можно достичь желаемого уровня экономического развития, необходимо обратить внимание на рисунок 1. Показатели 148 стран мира были сгруппированы в зависимости от уровня экономического развития. В эту группу не вошли страны, ВВП на душу населения которых составляет менее $1300. Индекс верховенства закона предусматривает ранжирование стран по шкале от 1 до 16 баллов.

Итак, в первую группу (37 государств) попали страны с наименьшим значением ВВП на душу населения – $1300-$4000. В странах данной группы верховенство закона оказалось минимальным – в среднем 6,8 балла.

Вторую группу (37 государств) образовали страны, в которых уровень экономического развития колеблется в пределах $4000-$8000. Индекс верховенства закона в этой группе оказался выше, чем в первой группе - в среднем 7,1 балла.

В третьей группе (37 государств), где величина ВВП на душу населения достигает от $8000 до $20000, соответствующий индекс был еще выше - в среднем 9,8 балла.

В странах четвертой группы (37 государств), где ВВП на душу населения свыше $20000, индекс верховенства закона составил максимальных 12,8 балла.

Таким образом, страны с наименьшими значениями этого индекса, имеют самые низкие темпы экономического роста. С увеличением значения индекса верховенства закона темпы экономического роста повышаются. Низкое значение индекса верховенства закона свидетельствует о том, что в той или иной стране экономические субъекты подвергаются дискриминации. Высокое значение индекса верховенства закона означает, что политические и экономические субъекты обладают равными правами на практике. Учитывая, что индекс Казахстана составляет всего 4 балла, правительству следует как минимум удвоить существующий показатель – с 4 до 8 баллов.

Международный опыт: условия верховенства закона

Изучение международного опыта показывает, что это понятие воспринимается в двух направлениях: первое – равенство всех перед законом; второе – отсутствие злоупотреблений со стороны должностных лиц государства. По оценке зарубежных авторов (North, Wallis, Weingast), для установления верховенства закона в стране следует соблюдать три важных условия.

Во-первых, верховенство закона среди элит и высшего эшелона государственной власти. Так или иначе, различные формы элитарных привилегий трансформируются в права элиты. 

Во-вторых, наличие постоянно действующих организаций и политических институтов государства. К числу политических институтов относятся открытые и свободные выборы, подконтрольность исполнительной власти законодательной, разделение властей. Они необходимы для того, чтобы поддержать верховенство закона в длительной перспективе. Их отсутствие либо слабость приведут к тому, что будущие должностные лица государства могут пренебрегать правилами, законами и институтами.

В-третьих, консолидированный контроль над вооруженными силами и силовыми структурами государства. Отсутствие этого вида контроля позволяет тем, кто имеет доступ к этим ресурсам, захватывать то, что они хотят, при первой возможности. До тех пор, пока остается возможным такое вмешательство, верховенство закона не может соблюдаться.

Какие выводы может сделать Казахстан?

1. Мировой опыт показывает: реформы по обеспечению верховенства закона не должны ограничиваться лишь совершенствованием деятельности судебных и правоохранительных органов республики. Она должны охватывать весь спектр государственной власти – законодательной и исполнительной.

2. Чтобы не оказаться в ловушке «недоразвития», в стране нужны конституционные и демократические реформы.

3. На темпы экономического роста благотворно влияет не только индустриализация страны, но и главенство закона. Так, уровень экономического развития находится в зависимости от уровня (индекса) верховенства закона. Для того, чтобы обеспечить экономический рост в дальнейшем, следует принять кардинальные меры по повышению индекса верховенства закона.

4. В случае реального повышения индекса верховенства закона, вклад данного фактора в ежегодный прирост ВВП может достичь до 30%.

5. Потенциальные и более значительные темпы экономического роста Казахстан недополучает, в том числе из-за низкого (критического) состояния верховенства закона.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить