Станет ли Школьник ловить за хвост электрического журавля?

10065

Экономист Пётр Своик: "Владимир Сергеевич Школьник - слишком опытный руководитель, чтобы испытывать реформаторские иллюзии"

Внимательный читатель помнит, как мы с самого начала говорили о бесполезности Министерства регионального развития и необходимости учреждения Министерства энергетики.

Минэнерго, наконец, воссоздали. Попробуем теперь порассуждать, какие задачи стоят перед этим ведомством во главе с Владимиром Школьником.

Для начала оттолкнемся от статистики: доля электроэнергетики в общем объеме промышленного производства составила 6,3% в 2013 – это очень немало. А по строке «производство, передача и распределение электроэнергии» за первое полугодие этого года набежало уже 451,9 млрд тенге, то есть годовой рынок этого товара-услуги стоит порядка $5 млрд. Но еще больший вес электроэнергетика имеет с точки зрения удельной стоимости и значимости ее продукта в различных отраслях экономики и социального бытования.

У нас электричество легче

Так вот, для поднятия настроения покажем, что не во всем мы проигрываем той же России, и по электроэнергетике в начинающемся со следующего года ЕАЭС Казахстан имеет заметную фору:

Знатоки географии легко поймут, по какому принципу сопоставлены регионы, и, как видим, тарифы по обе стороны скоро отменяемой границы везде в пользу жителей Казахстана.

Кстати сказать, в самой России тарифы все равно пока ниже европейских: даже самым бедным членам Евросоюза кВт-час обходится раза в полтора дороже, а у чемпионов по стоимости электроснабжения Дании и Германии «вилка» составляет 4-5 крат. Существенное конкурентное преимущество, особенно в свете разгорающейся сейчас санкционной войны.

Дорогой дешевый киловатт-час

Однако картина начинает выглядеть совсем по-другому, стоит только соизмерить себестоимости и отпускные тарифы на электроэнергию по паритету покупательной способности. В таком разрезе российская электроэнергетика – одна из самых дорогих и неэффективных в мире. И наша, выходит, ненамного дешевле и эффективнее.

К примеру, в Болгарии граждане вышли на улицы и смели правительство после того, как оно подняло стоимость электроснабжения до 6,9% от общих расходов населения. У нас же, если верить статистическим данным о средних доходах и заработках, до этой планки еще далеко. Однако по факту электросчетчик забирает у многих наших граждан уже даже и десятую часть их месячного бюджета. Поэтому играться и дальше с повышением тарифов – опасно.

И тут дело даже не в долготерпении населения, а в платежной выносливости нагрузке юридических лиц, куда входит и МСБ, тоже подходящей к пределу. Но, прошу заметить, не входит бизнес большой. Причем, если тарифы для юрлиц известны (их уровень примерно в полтора раза выше, чем у «физиков»), то стоимость электроснабжения крупных потребителей (в основном экспортно-сырьевого направления, разумеется) есть даже не коммерческая, а где-то даже и государственная тайна.

Тёмное электричество

Во всяком случае, КОРЭМ (Казахстанский оптовый рынок электрической энергии и мощности), единственным акционером которого является находящийся под контролем правительства ФНБ «Самрук-Казына», информацию такого рода не разглашает.

Зато известно, что доля в электропотреблении населения, МСБ и всего сельского хозяйства, выступающих тарифными «спонсорами» крупного бизнеса, совсем невелика – не более четверти. Тогда как промышленный сектор потребляет 54%, из которых более 25% приходится всего на семь-восемь всем известных металлургических предприятий, а 20% из них забирают «евразийская тройка», «Казахмыс» и «Арселор-Миттал».

Так вот, поскольку и физическим, и юридическим лицам приходится невольно субсидировать энергоемкое производство на экспорт черных и цветных металлов, а энергетика все последние годы все более нуждается уже в наращивании мощностей, правительству приходится идти на форсированный рост тарифов. К примеру, для выбранных нами столичного и пограничных с Россией регионов это выглядит так:

И такой рост в целом выше общего роста цен в Казахстане, являясь его мультипликатором. Но что касается отдачи – она существенно ниже ожидаемой. Так, по данным бывшего МИНТ, восстановление выбывших по старости или авариям энергоблоков обходится в среднем по $2740/кВт, тогда как даже строительство аналогичных мощностей «с нуля» оценивается в $1500-1700 /кВт.

Причины очевидны: закрытый и откровенно лоббистский характер так называемого «оптового рынка» электроэнергии, искусственно изображаемая «конкуренция» электростанций на нём и еще более искусственная «конкуренция» между так называемыми ЭСО (энергоснабжаюшими организациями). И, конечно же, отсутствие неплохо налаженной в СССР системы нормирования основных показателей деятельности электростанций и сетей, при регулярных сверках этих нормативов с результатами фактической деятельности.

Нынешний же «рынок» слишком настроен на частное поглощение любых вкладываемых в него средств, чтобы требовать от него должной отдачи. Причем эта проблема ныне усугубляется тем, что возможности реновации действующих мощностей и достройки незаконченных еще при СССР уже почти исчерпаны, и дело вплотную подходит к новому строительству. Что принципиально дороже - особенно при такой «поглотительной» способности сегодняшнего электрорынка.

Торговля будущим

Между тем, и в России, и в Казахстане ставка сделана на решение инвестиционной проблемы исключительно через лобовую тарифную атаку. А именно - на дополнение рынка электроэнергии еще и «рынком мощности».

Поясним: на сегодня в аббревиатуре КОРЭМ последняя буква – лишняя, на закрытых торгах распределяется пока только фактически вырабатываемая электроэнергия. Тогда как торги «мощностью» подразумевают не куплю-продажу уже имеющейся, а принудительно раскидываемую на всех покупку электрического «журавля в небе» - тех электрических мощностей, которые еще только предстоит построить…

Надо сказать, что на такую отчаянную тарифную атаку предыдущее (в том же составе) правительство давно готовилось, но так на неё и не решилось. Еще бы – в проекте «Концепции развития электроэнергетики Республики Казахстана до 2030 года», подготовленном для МИНТ российской компанией Strategy Partners Group, заложено повышение среднего тарифа на электроэнергию для конечного потребителя с 13 тенге/кВт-час на уровне 2014 до 23 тенге к 2020 и до 42 тенге к 2030. То есть, средним темпом по 13% в год, в том числе на ближайшие годы разработчики закладывают рост в 19%.

И это, так сказать, в чистом виде - без учета неизбежного в нынешней тарифной непрозрачности ухода существенной части тарифных инвестиций вовсе не в дело.

Тёмное будущее

Неудивительно, что проект завис, и вот теперь Минэнерго наследует такую ситуацию: утвержденная «Программа развития электроэнергетики на 2010 – 2014 годы», давно устаревшая еще по ходу своего существования, теперь заканчивается и формально. А новой – нет.

И точно так же заканчивается действие утвержденных сразу с 2009 по 2015 так называемых предельных тарифов для электростанций, при зависшей их дальнейшей судьбе. Причем зависли не только арифметические величины, но и концептуальные развязки.

Сейчас «оптовый рынок» функционирует при утвержденных тарифах, то есть с 2009 это уже не рынок даже формально, а чистая «распределиловка». На которой закрытым образом формируются привилегированные двусторонние пары продавцов-электростанций и их «избранных» потребителей, следующее распределяется между электростанциями и аффилированными с ними или «целевыми» покупателями ЭСО-перепродавцами, а уже что осталось - идет по публичным тарифам «третьей свежести» тем самым физическим и юридическим лицам.

Да и, честно сказать, в сетевых тарифах тоже укрыто много тёмного, расходящегося по частным карманам.

Навстречу энергии будущего!

Понятно, что на таком «рынке» электроэнергии много чего можно сэкономить и оптимизировать, если всерьез взяться за его осветление. Но не факт, что новый-старый министр возьмется за такое. Владимир Сергеевич - слишком опытный руководитель, чтобы испытывать реформаторские иллюзии. Вопрос-то, повторим, стоит не один миллиард долларов ежегодно, а «наверху» есть кому защищать нынешнюю схему.

Здесь ведь надо еще иметь в виду, что российский «оптовый рынок» - принципиально то же самое, что и казахстанский, а одной из срочных задач Минэнерго станет теперь согласование концепции объединения национальных энергорынков в общий для ЕАЭС. Конечно, осветлять и зачищать от лоббизма евразийский энергорынок можно и с одной казахстанской стороны, и это сильно помогло бы нашему производителю, но на такую инициативу требуется удвоенный энтузиазм…

К тому же в воссоздании Министерства энергетики проглядывают задачи чисто ситуационные, но куда более актуальные и выполнимые.

Это в первую очередь проведение ЭКСПО-2017 под девизом «Энергия будущего» и появление в Казахстане АЭС как первой ласточки атомно-энергетического альянса с Россией. Ну, и Кашаган, конечно. И на ближайшие два года такой загрузки Минэнерго – более чем достаточно.

А что до разработки и утверждения зависшей ныне Программы развития электроэнергетики на следующие 10-15 лет - с этой задачей министр Школьник, безусловно, быстро справится. Особенно если не слишком увлекаться расчетами и дразнить пользователей конкретными цифрами тарифного роста. Энергетика – отрасль более чем инерционная, кое-какой запас еще есть, и если даже ничего не форсировать следующие года три-четыре - лампочки не погаснут.

Впрочем, Владимир Сергеевич Школьник – действительно специалист в энергетике, и не исключено, что он сумеет сделать большее, чем просто порадовать нас ЭКСПО. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить