Базарком принуждает к контрактному сожительству
Экономист Петр Своик: «На днях ТОО «Астанинская Энергосбытовая компания» учудила небывалое: объявила о понижении с 1 сентября тарифа для физических лиц до 11,76 т/кВт-час. Снижение, правда всего на 0,7%, но на фоне постоянного и повсеместного повышения стоимости электроснабжения событие почти выдающееся!»
Тёмные расчёты в царстве света
Прокомментировать, впрочем, за счет чего удалось облегчить жизнь столичным жителям, у нас не получится. И вот как раз от этой невозможности оттолкнемся в очередном нашем размышлении о функционировании казахстанского рынка электроэнергии.
Для начала – вот такая табличка, давшаяся не без труда. Здесь в последовательности «от электростанции до потребителя» собраны все составляющие тарифной цепочки, данные по которым можно извлечь с сайтов КОРЭМ (Казахстанский оптовый рынок электрической энергии и мощности), а также и таких ЭСО (электроснабжающая организация), как упомянутая нами Астанинская Энергосбытовая компания.
Тарифы на 2014 год, тенге/кВт-час (без НДС) |
|||||||
Область |
Электростанции в данном регионе |
КЕГОК |
РЭК |
Итого арифметическая сумма на выработку и транспорт |
КОРЭМ |
Сбытовые тарифы ЭСО |
|
физлица |
юрлица |
||||||
Акмолинская |
6,9 |
1,5 |
3,5 |
11,9 |
0,004 |
12,7 |
16,5 |
Атырауcкая |
7,0 |
4,2 |
11,2 |
5,3 |
17,1 |
||
Карагандинская |
6,9 |
5,0 |
13,4 |
7,7 |
18,2 |
||
Алматинская |
8,2 |
5,0 |
13,2 |
12,5 |
17,3 |
||
Актюбинская |
7,0 |
|
7,0 |
8,7 |
15,5 |
||
ЮКО |
7,0 |
4,8 |
11,8 |
11,8 |
17,4 |
||
Кызылординская |
7,0 |
3,9 |
10,9 |
13,4 |
|||
Жамбылская |
8,5 |
5,1 |
13,6 |
13,1 |
17,1 |
||
Алматы |
8,2 |
5,0 |
13,2 |
14,5 |
|||
Костанайская |
7,1 |
4,5 |
11,7 |
13,7 |
17,3 |
||
Астана |
6,9 |
2,5 |
10,8 |
10,6 |
13,6 |
||
Мангистау |
11,0 |
3,3 |
14,3 |
4,8 |
13,5 |
||
СКО |
7,2 |
3,4 |
10,6 |
11,9 |
17,1 |
||
Павлодарская |
8,0 |
3,3 |
11,3 |
8,8 |
13,0 |
||
ЗКО |
7,1 |
3,7 |
10,8 |
7,2 |
15,1 |
||
ВКО |
4,3 |
3,2 |
7,5 |
8,5 |
10,6 |
Сразу хочу предупредить любителей головоломок: примите все цифры такими, какие они есть. И даже не пытайтесь найти логическую или арифметическую связь в том, как из тарифа на генерацию, на высоковольтную (КЕГОК) и региональную (РЭК) сетевую передачу, с надбавкой КОРЭМ, выводится потребительский тариф для данного региона. И уж тем более не пытайтесь понять, в чем смысл разделения тарифов для физических и юридических лиц и по какой логике тарифные «вилки» между теми и другими в разных регионах пестрят самыми разными вариациями.
Объяснение, между тем, простое. Вся эта региональная тарифная пестрота, нарушающая принципы равной конкуренции и конституционное равенство граждан и хозяйствующих субъектов, бессмысленная с социальной и вредная с экономической точек зрения, вытекает из того, что тарифы, назначаемые населению и юридической «мелочи», не вхожей на «оптовый рынок», – это всего лишь побочные отходы того закрытого тарифного процесса, который осуществляется под торговой маркой КОРЭМ.
Поделимся же нашим (вынужденно неполным) знанием о том, что же такое казахстанский «оптовый рынок» электроэнергии.
Продавцами на нем выступают 70 электростанций – это известно точно.
Кое-что известно и про отпускные тарифы: их так называемые предельные величины, утвержденные каждой электростанции самим правительством, сразу с 2009 по 2015 (с ежегодным ростом, разумеется).
Точно известно, что электростанции вправе заряжать любому покупателю именно предельный тариф. Известно и то, что они могут продавать и подешевле, а вот насколько и кому – это уже из области неизвестного.
Зато известно, что продаваемая любой электростанцией энергия неотличима ни на ощупь, ни на вкус или запах, ни фирменным брендом: абсолютно один и тот же товар отличается у разных продавцов исключительно отпускным тарифом.
А коль скоро это так, то свободной купли-продажи на таком рынке организовать невозможно: все покупатели выстроились бы в очередь к самым дешевым продавцам, и их производительности на всех элементарно бы не хватило. Поэтому основной публично доступной информации об оптовом рынке электроэнергии – что почти все сделки на нем (95%, по данным КОРЭМ) осуществляются в форме прямых двусторонних долгосрочных контрактов, можно доверять вполне: по-другому и не получится. Причем главными в составлении партнерских пар продавцов-покупателей являются не они сами (тут свободного выбора тоже не может быть по определению), а некая технология разбивки на эти самые контрактные пары.
Все подружки по парам в тишине разбрелися
Относительно них мы можем поделиться только своими предположениями: нормативных документов на этот счет обнаружить не удалось. Предположение же простое и сводится к знакомому любому казахстанцу слову – базарком. Вот через этот, условно говоря, «электрический базарком» и проходит, во-первых, согласование как бы полюбовно нашедших друг друга пар, а также, извините, принуждение к контрактному сожительству не самых влиятельных покупателей с не самыми дешевыми продавцами.
Теперь насчет покупателей – они на «оптовом рынке» бывают двух категорий: непосредственно крупные (порог входа – 1 МВт мощности) потребители и те самые ЭСО.
Число покупающих для самих себя потребителей назвать не можем – полный список недоступен. Хотя первые два-три десятка наиболее энергоемких предприятий назвать нетрудно. «Хвост» же теряется во мраке КОРЭМ. Не можем никого порадовать и недоступными нам сведениями о том, почем покупают электроэнергию промышленные и иные гиганты. Будем надеяться, что не сильно переплачивают.
Теперь что касается ЭСО: все они не потребители, а исключительно перепродавцы - это априори известно. И этих ЭСО имеется ровно 179: такие цифры раздобыть удалось. А сколько из них перепродают электроэнергию тем самым физическим и юридическим лицам – тоже известно: 16. И, как вы уже догадались, эта цифра соответствует числу регионов Казахстана, в которых и творится показанная в нашей таблице тарифная пестрота.
А что до того, по каким тарифам и кому перепродают электроэнергию остальные 163 ЭСО – таких сведений на сайте КОРЭМ найти не удалось. Хотя смело можно предположить, что неким «своим» покупателям они продают дешевле, чем те шестнадцать «Астана-Алматы-Солтустик-Онтустик- Шыгыс-Батыс-…» и так далее «энергосбытов», которые снабжают население и «рядовых» юридических лиц в двух столицах и четырнадцати областях.
Тарифы третьего сорта
То есть, вот эти показанные в нашей таблице публичные тарифы можно назвать тарифами «третьего сорта», поскольку они замыкают собой всё то, что не разобрано по более, скажем так, доступным ценам - во-первых, «избранными» потребителями и, во-вторых, некими скрытными ЭСО, аффилированными с некими скрытными покупателями.
Подытожим: на казахстанском «оптовом рынке» электроэнергии присутствуют 70 продавцов - это реальные субъекты. И еще 16 столичных и областных «энергосбытов» (2+14) - это субъекты искусственные, но, по крайней мере, снабжающие реального массового потребителя. И там же подвизаются 163 искусственных образования, предназначение которых – «льготное» электроснабжение «кое-кого».
И еще про связку искусственного с реальным.
В Казахстане 18 сетевых региональных энергетических компаний (РЭК): это число соответствует физической конфигурации энергосистемы. И оно более или менее соответствует числу «публичных» региональных ЭСО.
Плюс под РЭКами действуют около 150 «малых передающих компаний» - тоже накручивающих свои тарифы, конечно. Причем существование около трети этих сетевых посредников хоть как-то обусловлено конкретными техническими и географическими обстоятельствами, бизнес остальных – следствие бессовестного «распила» сетей на участки дополнительного извлечения частных доходов.
И в заключение: на сайте КОРЭМ, еще до реорганизации правительства и создания Минэнерго, помещен для обсуждения любопытный документ - проект «Концепции дальнейшего совершенствования рыночных отношений в электроэнергетике Республики Казахстан». Так вот, проект вполне самокритичен: в нем (в интеллигентной, правда, форме) тоже раскрыта лоббистская и непрозрачная суть нынешнего электрического «рынка». Предлагаемые же решения, надо сказать, вполне разумны и насущны, хотя все-таки половинчаты.
Впрочем, об этом уже в другой раз.