Школы будущего

41525

Восемь сингапурских экспериментов по созданию школ нового типа

Образование во всем мире находится в некотором кризисе или как минимум на этапе серьезных изменений. Такие рассуждения часто звучат в любой стране мира. Детей должны учить не знаниям, а навыкам их быстрого поиска и освоения, образование должно быть кастомизированным под индивидуальные особенности ребенка – это лишь некоторые тезисы о том, как надо менять систему обучения. 

В Казахстане же риторика касается больше формальных вещей: нужно или не нужно ЕНТ, переходить на 12-летнюю систему или нет. При этом о концепции самого преподавания и понимании того, каким же навыкам учить первоклассников для их будущей профессиональной жизни, говорится крайне мало.

Не так давно, выступая с речью в Казахстане, британский министр образования Лэми подчеркнул, что профессии для 40% сегодняшних первоклашек еще даже не придуманы. Чему учить детей в условиях динамично меняющегося мира?

В этом плане интерес вызывает система образования в Сингапуре. Базирующееся на британских традициях, образование в этом городе-государстве имеет ряд особенностей – 35% лучших выпускников университетов идут преподавать в школу, каникулы длятся всего 11 дней, профессия учителя очень авторитетна и хорошо оплачивается.

Сингапурское школьное образование «заточено» на создание среды, которая мотивирует каждого школьника совершенствовать знания на протяжении всей жизни, осваивать новые технологии, развивать предпринимательский дух, уметь брать на себя ответственность перед обществом.

Нишевые школы

Сингапурские школьники занимают первые места в международных соревнованиях по математике и другим наукам. Сингапур один из самых продвинутых финансовых, торговых и технологичных центров мира. Связь между системой школьного образования и процветанием страны прямая. 

Реализация программы Thinking Schools, Learning Nation, запущенная в 1997 году, позволила стране воспитать поколения открытых миру лидеров, способных работать в команде и тесно интегрировать школьное образование с экономикой страны.

Стратегия Thinking Schools, Learning Nation была нацелена на усиление преподавательского состава, создание автономных школ и поощрение успешных проектов. «Хорошие учителя и директора стали ядром этой программы», – говорит Хо Пенг, директор общего образования в Сингапуре.

К 2015 году город-государство надеется достичь своей цели – нанимать учителей только из топ-выпускников университетов, так как в Сингапуре убеждены, что качество преподавания напрямую зависит от квалификации учителей. Монополистом в педагогическом образовании является Национальный институт образования, созданный на базе Наньянгского технологического университета. 

Институт готовит специалистов и по согласованию с министерством направляет их в сингапурские школы для работы. Согласно условиям контракта учителя обязаны проработать в школе три года, в противном случае они должны возместить государству все затраты на их обучение. Однако в реальности такие случаи встречаются редко. Стартовая зарплата преподавателя вполне конкурентоспособна и составляет около $2,5 тыс. Кроме того, государство постоянно начисляет премии и полностью оплачивает 100 часов повышения квалификации в год. 

С педагогическим образованием можно продолжить карьеру вне школьного класса. Лучший учитель, или, как его называют, мастер-учитель, может стать ментором новых учителей или директором школы. Директор обязан быть успешным мас­тер-учителем, пройти через череду тестов и полугодовой тренинг. В этот период будущие директора ездят за границу и перенимают лучший опыт, ищут пути его применения в стране. По возвращении в страну директора делятся опытом со своими однокурсниками.

Преследуя идею автономных школ, в Сингапуре сформировали кластеры, каждый из которых включает в себя от 12–14 школ. Руководитель кластера – суперинтендант – одновременно выступает и наставником для директоров. Всего в стране четыре образовательных округа, в каждом из которых семь школьных кластеров. Внутри кластера, по согласованию, школы могут использовать инфраструктуру: спортивные сооружения, лаборатории и т.д. 

Система среднего образования в Сингапуре предполагает 10-летнее школьное обучение, включая шестилетнее начальное, где дети могут обучаться по индивидуальной программе, составленной из комбинаций предметов по выбору и предметов, рекомендованных школой. Тем самым система адаптируется под нужды каждого ребенка. 

Основной акцент Министерство образования Сингапура делает на персонализацию образования, одновременно предоставляя школьникам широкий выбор нишевых школ. На реализацию программы нишевого образования государство готово потратить $55 млн в течение следующих пяти лет. По мнению Хенг Суи Кита, министра образования Сингапура, каждая школа должна развивать ту или иную специализацию в обучении, в сфере, где школа имеет лучшие результаты. Каждое учебное заведение может выбрать собственную специализацию и обосновать реальность ее развития перед министерством. По информации ведомства, больше половины школ, а это около 190 школ, уже занимают определенную нишу. Это может быть спорт, искусство или экологическое образование. 

Такие школы получают дополнительные бюджеты от государства в размере $150 тыс. один раз в три года. Например, отличительная особенность Edgefield Primary School в Пунголе – спортивные бальные танцы. Школьники изучают разные стили танцев от ча-ча-ча до вальса. «После получения дополнительных ресурсов школа смогла отправить на международные соревнования в 2 раза больше школьников», – говорит заведующий школой Вилли Тан. 

Особое внимание уделяется естественным наукам, математике и языковой подготовке. Большое количество времени в школе приходится на внеклассные занятия, обычно связанные с занятиями спортом, творчеством, окружающей средой, реализацией социальных проектов. 

Стартовая зарплата преподавателя составляет $2,5 тыс.

Основная задача нишевого образования – выявление и развитие способностей и талантов ребенка на каждом этапе школьного образования. «Чтобы каждая школа стала хорошей школой (один из трех базовых принципов системы. – Прим. ред.), они не должны походить друг на друга. Опыт показывает, что ученики могут получить гораздо больше вне школьных стен. Это важный этап развития социально-эмоциональных навыков наших студентов», – считает Хенг Суи Кит. 

Новейшие концептуальные подходы

Сохраняя эти базовые принципы, образовательная система Сингапура адаптируется в соответствии с вызовами нового времени и реалиями экономики страны. Учитывая IT-ориентированность нации, в 2007 году Министерство образования сов­местно с Ассоциацией технологичных компаний (Hewlett-Packard (HP), Singapore Technologies Electronics (ST Electronics), Microsoft, Singapore Telecoms (SingTel), Civica и др.) запустили проект «Школы будущего» (Future schools@Singapore), который направлен на разработку инновационных подходов к обучению. Для участия в проекте изначально были выбраны шесть школ. В настоящее время их число возросло до восьми, а к 2015 году в проекте будут участвовать уже 15 школ. 

По словам Тан Йен Йена, управляющего директора HP в Сингапуре, в соответствии с основными тенденциями образования будущего в школах будут апробированы системы интеграции новейших технологий в учебный план, внедрены новые системы оценки, разработаны технологичные пути профессионального развития учителей, разработаны технологии обмена опытом. «Технологии помогут студентам легко получить доступ к информации, к созданию отчетов, обеспечат обратную связь друг с другом, а учителям дадут новые возможности для развития и обмена опытом», – говорит он.

Обучение в восьми экспериментальных школах основано на инновационных подходах к обучению. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) используют для погружения школьников в виртуальную среду. Большое внимание в образовательном процессе занимают развивающие игры, а также доработка школьного пространства для улучшения обучения. 

Каждая из школ использует свой метод обучения. Так, основной акцент Beacon Primary School в обучении – это внедрение разнообразных цифровых пространств для обучения, направленных на создание мотиваторов для школьников. Такое обучение не предусматривает изучения строго определенных знаний. В Beacon Primary School школьники моделируют различные сценарии будущего с помощью цифрового пространства и придумывают, какой вклад они могут внести в это будущее.

В Crescent Girl’s используют метод расширения возможностей молодежи через личностно ориентированное обучение. Отличительная черта учебной программы – интеграция школьных предметов с индивидуальными способностями к обучению. Идея такого образования – вырастить молодежь, которая будет обладать всеми навыками, необходимыми в XXI веке.

Основной акцент Hwa Chong Institution делает на самообразовании в мире без границ. Цель программы – объединить технологии и новые способы обучения в образовательных целях. Это достигается путем выхода образовательного процесса за пределы школьного кампуса. Таким образом, обучение призвано разрушить границы между дисциплинами, классами, школами, странами и культурами. В образовательном процессе Jurong Secondary School использует метод, основанный на вовлечении учеников в решение реальных проблем с помощью технологий.

Ключевой фактор образования в School of Science and Technology (SST) заключается в создании атмосферы обучения XXI века. Для этого школа использует компьютерные сети, цифровые технологии и интерактивные медиа. Школа развивает в своих студентах критическое мышление, сотрудничество и коммуникативные навыки. Упор делается на прикладную составляющую теоретических знаний, которые получают школьники. В эту школу попасть довольно сложно – мало хорошо сдать тесты, необходимы дополнительные навыки в медиа, программировании, предпринимательстве или социальной активности.

Canberra Primary School фокусируется на внедрении игровых технологий в обучение. Причем школа предлагает совершенно новые подходы в этой области – это шестилетняя программа обучения, основанная на трех этапах: открытие, глобальный ученик, гармоничный ученик. Каждый этап программы сконструирован таким образом, что в расписание попадают как традиционные предметы, так и уроки для развития навыков.

Nan Chiau Primary School (NCPS) дает возможность студентам взять на себя ответственность за свое обучение и внести собственные поправки в учебный процесс. Чтобы изменить учебную программу, в школе активно используются мобильные технологии. Также школа разрабатывает программу для облегчения изучения китайского языка. Ngee Ann Secondary (NAS) в рамках проекта «Школы будущего» разрабатывает новые модели использования ИКТ для оценки. 

Планируется, что в каждой из школ будут проводиться подробные исследования о влиянии ИКТ на процесс образования и студентов на разных этапах развития. Опыт использования ИКТ в экспериментальных школах будет учитываться при разработке и внедрении новых технологий во всех школах Сингапура.

Думается, что этот опыт будет полезен не только сингапурским школам. Именно через такие эксперименты можно найти те новые подходы, которые жизненно необходимы для кардинальной перестройки сегодняшней школы.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить