Корпорация знаний

21455

Как в Казахстане создавалась целая образовательная корпорация «Туран»

фото: Андрей Лунин

Сегодня в стране особую популярность набирают многоуровневые образовательные комплексы, которые предоставляют полный или неполный цикл обучения. В числе таковых, например, значатся Международная образовательная корпорация, созданная при сотрудничестве двух университетов – КазГАСА и КАУ, и Образовательная корпорация «Туран».

В состав корпорации «Туран» входят: два университета и два колледжа, расположенные в Алматы и Астане; четыре института – Институт системных исследований казахстанского общества, Институт мирового рынка, Научно-исследовательский институт туризма и Международный институт лидерства; а также Международная профессиональная академия «Туран-Профи» и образовательно-оздоровительный комплекс «Тау-Туран». Такое объединение высших, средних профессиональных и средних учебных заведений, научно-исследовательских центров и общественных организаций позволяет создать интегрированную систему накопления знаний и навыков для подготовки специалистов различных направлений.

С нуля

Свое начало «Туран» берет в 90-х годах, когда на обломках советской плановой системы Казахстану нужно было построить рыночную экономику, что предъявляло новые требования, в том числе к системе высшего образования и подготовке кадров. Вузам нужно было вводить в учебные программы такие специальности, которые были бы востребованы в новых реалиях, – менеджмент, маркетинг, туризм и прочее. Консервативные и неповоротливые государственные университеты не спешили с изменениями, чего не скажешь о нарождавшихся частных образовательных учреждениях, статус которых был прописан в Конституции РК после получения Казахстаном независимости.

Как вспоминает Рахман Алшанов, президент образовательной корпорации «Туран» и ректор одноименного университета, это был революционный прорыв, который подтолкнул его и партнеров – Урака Алиева и Куаныша Тазабекова – на создание в 1992 году частного университета. Стоит отметить, что в том же году по инициативе Нурсултана Назарбаева был основан и КИМЭП. Отличие было в том, что КИМЭП вышел на рынок с программами магистратуры в области делового администрирования и в области экономики, а «Туран» занял нишу подготовки бакалавров.

Партнеры открывали вуз с нуля. «На тот момент в стране еще не было лицензирования, и я обратился к Шайсултану Шаяхметову, тогдашнему министру образования, с тем чтобы он дал нам разрешение или выпустил приказ о создании частного университета. На что тот ответил: «Подойди к окну и посмотри – в стране перестройка. Разрешено все, что не запрещено», – рассказывает Алшанов Forbes Kazakhstan. – Здание было решено арендовать у КазГУ (ныне КазНУ им. Аль-Фараби. – Прим. ред.). А что касается преподавательского состава, то приглашали наиболее способных и не обязательно с именем или большими регалиями, но честных и порядочных. К началу учебного процесса их было всего шесть человек». Со студентами вопрос тоже решился довольно скоро и превзошел ожидания в 10 раз: предполагалось, что придут 20 человек, а заявления подали 200.

Основные затраты при открытии вуза касались аренды и зарплаты преподавателям. Точную сумму собеседник не озвучивает, но говорит, что она составляла несколько миллионов рублей. (На фоне инфляционных процессов в то время миллион рублей равнялся примерно $2–3 тыс.)

Что же касается учебных программ по новым специальностям, то основные проблемы возникли с такими дисциплинами, как международные отношения, международное право и экономика. Но, поскольку спрос на эти предметы был высок, «Туран» нашел выход в виде сотрудничества с профессиональными юристами и экономистами Казахстана.

В итоге это оправдало себя, поскольку через три года работы на рынке число абитуриентов выросло в 5 раз и составило 1000 человек, а преподавательский состав сегодня представлен 200 сотрудниками.

В самом начале работы университета в учредительном совете было около 10 человек. Сокращение его до трех Алшанов объясняет тем, что слишком сложно было согласовывать вопросы. По его мнению, учредительство – это прежде всего ответственность за развитие университета. «Поэтому мы трое на начальном этапе отказались от дележа доходов, решив вкладывать все средства в развитие образовательной корпорации», – добавляет ректор.

От вуза – к научно-образовательной сети

Спустя несколько лет после начала работы университета, в 1996 году, на его базе была открыта школа-лицей «Туран». Появление ее было продиктовано тем, что в университет приходили школьники разного уровня подготовки. «А чтобы подготовить сильных студентов, нужно сначала подготовить сильных школьников», – подчеркивает собеседник. К выбору учителей руководство подходит с особым вниманием, делается акцент как на педагогическом мастерстве, так и на креативности.

Здание для школы-лицея – детсад АДК – было куплено сразу, по сути став первым собственным объектом корпорации «Туран». 

фото: Андрей Лунин

Главным преимуществом школы-лицея является то, что для каждого ученика составляется индивидуальный учебный план, проводится воспитательная работа с привлечением психологов. Как отмечает Алшанов, в заведении не ограничиваются исключительно учебной работой, большое значение имеет общественная деятельность, которая заключается в выпуске газет, выборе президента, а также проведении различного рода мероприятий совместно со студентами университета и колледжа. Данная атмосфера помогает ученикам гармонично пройти социализацию и стимулирует ставить перед собой высокие цели. «Лицей – это трехсторонний союз школьников, родителей и учителей. Такая выстроенная внутренняя работа с учениками, а также языковая и предметная подготовка затем позволяют выпускникам поступать в зарубежные вузы», – убежден собеседник.

Спустя три года Алшанов открыл лагерь для своих лицеистов, объясняя это тем, что дети в любом случае отдыхают в других лагерях, так почему бы им не создать условия. В результате руководство «Турана» заключило договор с владельцами детского лагеря «Бекбулак» об аренде с последующим выкупом. В итоге он стал Образовательно-оздоровительным комплексом «Тау-Туран».

Через год после открытия лицея, в 1997 году, руководству «Турана» настойчиво рекомендовали следовать за правительством в Астану. Но решено было не переезжать, вместо этого в 1998 году на кредитные средства был запущен филиал университета в столице, который в 2004 году был преобразован в самостоятельное учебное заведение «Туран-Астана».

В созданной к тому моменту структуре не хватало только колледжа. Учебные заведения этого типа были параллельно открыты сразу в Алматы и Астане в 2002 году.

С течением времени образовательный холдинг стал обрастать научно-исследовательскими центрами, академиями и прочими организациями. Так появились: Международная академия «Туран-Профи» – учебное заведение, которое осуществляет дополнительное послевузовское образование, повышение квалификации (2004); Академия кино и телевидения (2010), которая входит в структуру университета «Туран» в качестве факультета и ведет подготовку инженеров, режиссеров и операторов для киноиндустрии, телевидения, радио и смежных отраслей; Международный институт лидерства (2013), целью которого является развитие лидерских качеств у представителей бизнеса, образования и науки. В планах корпорации также выйти в сегмент дошкольного образования и начальных школ.

Без сверхдоходов

Оценивая итоги 22-летней работы, Алшанов говорит, что не рискнул бы затеять такое дело в наши дни, поскольку делать нечто настолько смелое можно только по молодости и с большим желанием. Кроме того, с точки зрения инвестиций данный бизнес не сверхприбыльный. «Даже на продаже помидоров можно заработать больше», – смеется ректор. Тем не менее все учреждения образовательного холдинга самоокупаемы.

По словам собеседника, в Казахстане данный рынок для инвестора непривлекателен, потому что частный капитал все еще находится в стадии становления. Редкое исключение – отдельные частные школы. Наиболее яркий пример – Haileybury Almaty. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить